Папки-передвижки

Взаимосвязь тифлопедагога и учителя-логопеда в работе с детьми с нарушениями зрения и речи

Оксана Кутрань
Взаимосвязь тифлопедагога и учителя-логопеда в работе с детьми с нарушениями зрения и речи

Специфичность коррекционной работы с детьми с дефектами в развитии состоит во взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений.

Поиски эффективных методов и приемов не утратили своей актуальности.

Публикация «Взаимосвязь тифлопедагога и учителя-логопеда в работе с детьми с нарушениями зрения и речи» размещена в разделах

И сегодня мне хочется показать опыт взаимодействия двух специалистов нашего Учреждения – тифлопедагога и учителя-логопеда, которые в системе специальных занятий осуществляют комплексный многосторонний подход к коррекции зрительных и речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Все те, коррекционные задачи, которые ставит на своих занятиях каждый из нас, решаются параллельно и во взаимосвязи с коррекционными задачами своего коллеги.

Для этой цели было разработано комплексное тематическое планирование коррекционной и воспитательно-образовательной работы с детьми с нарушениями зрения и речи, где отразились цели и задачи всех коррекционно-педагогических служб – дефектологической (тифлопедагогика и логопедия, психологической, физкультурно-оздоровительной, образовательной.

На примере одной лексической темы вы можете проследить взаимосвязь задач тифлопедагога, учителя-логопеда и воспитателя, которая в результате их решения приводит к целостному восприятию детьми конкретной темы.

В практической деятельности реализация этого плана выглядит следующим образом.

Например, в разделе ориентировки в микро- и макропространстве тифлопедагог учит детей правильно определять, дифференцировать и называть пространственные направления, обозначать расположение объектов на плоскости, находить путь по схемам, планам, лабиринтам, что сопровождается в речи детей использованием различных предлогов и наречий. А это составляет один из разделов логопедической работы. В свою очередь, учитель-логопед на своих занятиях при автоматизации и дифференциации звуков использует ориентировку на плоскости, предлагая детям выложить картинки или предметы с определенным звуком в правом верхнем углу стола, в левом нижнем или в центре стола и т. д.

Тифлопедагог на занятиях по ориентировке в пространстве при составлении маршрута, по которому дети находят в окружающем пространстве кабинета, группы заданные объекты, тренирует их не только в дифференцировке основных направлений пространства, развивая при этом глазодвигательные функции, но и отрабатывает одновременно введение в самостоятельную речь детей поставленных звуков.

В чем еще можно проследить тесную взаимосвязь тифлопедагога и учителя-логопеда? При использовании лексических тем. На своих занятиях учитель-логопед в рамках заданной лексической темы активизирует речевую активность детей, пополняет активный и пассивный словарь детей новыми словами, формирует грамматический строй речи, используя процессы словообразования и словоизменения.

Например, тифлопедагогическая задача ориентировки на теле человека решается на лексических занятиях у логопеда: «Я – человек. Части тела» с использованием в речи грамматических категорий, а также в играх, типа «Назови часть тела, в названиях которых есть заданный звук».

Тифлопедагог может использовать лексические темы на своих занятиях по социально-бытовой ориентировке, где учит детей полисенсорному обследованию различных предметов и материалов, используя при этом все сохранные анализаторы (слух, осязание, вкус, обоняние, правильно пользоваться предметами быта, понимать их назначение. Все свои действия при этом педагог и дети максимально оречевляют, что ведет к развитию связной речи. На занятиях этого вида тифлопедагог накапливает знания детей о тех или иных явлениях и событиях окружающей жизни, учит детей активному общению и взаимодействию с окружающими людьми, с природой и самим собой, что ведет к успешной социализации таких детей в общество.

У тифлопедагога и учителя-логопеда существует одна общая задача – развитие мелкой моторики и графомоторных навыков для подготовки руки ребенка к письму. И здесь мы решили использовать рабочую тетрадь Л. М. Граба «Развиваем графические навыки», поделив между собой задания, кстати, которые представлены по лексическим темам. Логопед берет на свои занятия такие задания: «Дорисуй и раскрась недостающие детали у предметов», «Выложи фигуру из палочек по образцу», «Нарисуй картинку по точкам», «Нарисуй выражение лица человека по образцу», «Укрась картинку», Преврати геометрическую фигуру в предмет» и т. д. Тифлопедагог «Обведи и заштрихуй по образцу», «Нарисуй траекторию движения различных предметов», «Нарисуй по клеткам», «Дорисуй вторую половину симметрично», «Раздели изображение на равные части», «Графический диктант на клетке», «Найди дорогу по лабиринту», «Нарисуй план расстановки мебели в комнате по образцу». Такие задания способствуют развитию координированности движений руки, развивают ориентировочные действия на плоскости листа, развивают зрительное восприятие и внимание, а также тренируют важнейшие зрительные функции: выделения, прослеживания, фиксации и локализации. Ведь именно развитие кинестетического контроля за движением руки при выполнении практического действия является важнейшим средством компенсации и коррекции зрительной недостаточности.

В заключение несколько слов хочется сказать об обязательном проведении в процессе и тифлопедагогических, и логопедических занятий различного рода гимнастик:

- зрительных, для снятия напряжения с глаз, расслабления глазных мышц и тренировки глазодвигательных функций;

- пальчиковых, для активизации тонкой моторики пальцев рук;

- двигательных, для снятия статического напряжения на весь организм ребенка и смены динамических поз.

Комплексное воздействие логопедических и тифлопедагогических средств на детей со зрительной и речевой патологией является необходимой мерой для их успешного развития. Получается неразрывная цепочка специальных педагогических воздействий, результатом которых является и правильная речь, и улучшение зрительных функций и развитие всех познавательных процессов наших «особенных» детей.

Публикации по теме:

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ФФНИспользование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ФФН педагогический опыт Актуальность, проблема массовой практики. В настоящее время проблема нарушения звукопроизношения является особенно.

Театрализованная деятельность в работе учителя-логопеда как средство формирования речи дошкольников Уровень речевого развития дошкольника в значительной мере зависит от его достаточной речевой практики. Даже после того, как звуки частично.

Интегрированный подход в коррекционной работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми ОВЗ Мир «особого» ребёнка…Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка - допускает лишь своих. Н. А. Калиман 1 сентября 2013 года вступил.

Игровой комплект «Дары Фребеля» в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ Название проекта Игровой комплект "Дары Фребеля" в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ Целевая группа дети возраст от 3 до 7 лет, родители,.

Интерактивные технологии в работе учителя-логопеда с детьми ОНР старшего ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования обусловлена требованиями ФГОС ДО. Требования к современному образованию постоянно обсуждаются.

Консультация для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми-дошкольниками» С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который предъявляет ряд.

О коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в школеО коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в школе В задачи учителя-логопеда общеобразовательной школы является выявление детей с нарушениями речевого развития. Дети с ОВЗ страдают пониженной.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя при работе с детьми, имеющими ТНР Автор статьи: учитель-логопед высшей категории Кудина Маргарита Васильевна. Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя.

Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя ДОУ Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя ДОО (выступление на педагогическом совете ДОО) В условиях логопункта ДОО очень важно взаимодействие.

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возрастаЗдоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста В условиях работы логопедического пункта в занятия с детьми старшего дошкольного возраста включаю элементы здоровьесберегающих технологий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимосвязь тифлопедагога и учителя-логопеда в работе с детьми с нарушениями зрения и речи
Опубликовано: 4 ноября 2019 в 15:51
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД