МААМ-картинки

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя при работе с детьми, имеющими ТНР

Маргарита Кудина
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя при работе с детьми, имеющими ТНР

Автор статьи: учитель-логопед высшей категории

Кудина Маргарита Васильевна.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя

при работе с детьми, имеющими ТНР,

в условиях детского сада общеразвивающего вида.

Если говорить ребёнку трудно,

музыка это то, что всегда поможет!

Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя при работе с детьми, имеющими ТНР» размещена в разделах

В настоящее время наблюдается рост числа детей с речевыми нарушениями. Ежегодно к логопеду обращается нуждающихся гораздо больше, чем он может охватить.

Современные врачи и педагоги выявили ряд причин, влияющих на развитие речи детей. Среди которых выделяют биологические и социальные факторы риска. Биологические (гипоксии, травмы, инфекции) возникают под влиянием патогенного фактора и воздействуют в период внутриутробного развития, родов и в первые 4 года жизни ребёнка. Такие речевые нарушения сами не исчезают и без специального коррекционно-логопедического вмешательства. Социально-психологические факторы связаны с психической депривацией детей. К ней относятся: одновременное освоение двух и более родственных языковых систем, неадекватное воспитание ребёнка, педагогическая запущенность, некомпетентность родителей в вопросах развития речи. В результате действия этих причин у ребёнка могут наблюдаться нарушения различных сторон речи. Среди которых большое количество занимают тяжёлые нарушения (ТНР).

Дети с ТНР – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых не нарушен слух и первично сохранен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, которые влияют на становление психики. У таких детей отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности: внимание неустойчивое, нарушения всех свойств памяти, отклонения в эмоционально-волевой сфере. Эти дети либо обладают скудным запасом слов, либо практически не говорят, поэтому и возникает вторичное отставание психики. В дальнейшем это усугубляется отставанием в овладении грамотой и пониманием смысла арифметических задач. Таким образом, неполноценность звуковой, лексической и грамматической сторон речи ведет к ограниченности мышления, речевых обобщений, трудностям в овладении чтением и письмом. Всё это даёт повод неправильно их считать неполноценными в интеллектуальном отношении.

Согласно психолого-педагогической классификации, принятой в нашей стране, к тяжё лым нарушениям речи относят следующие: общее недоразвитие речи, алалия, афазия, заикание, различного типа дизартрии, аутизм, смешанные речевые нарушения. Для детей с нарушениями речи создаются специальные детские сады или группы, где для достижения наибольшего положительного эффекта необходима работа всех специалистов с ребёнком-логопатом для воздействия на все системы организма. Такую работу принято называть взаимодействием. Под указанным термином следует понимать процесс непосредственного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В условиях детских садов и групп для детей с нарушениями речи, в том числе и с ТНР, необходимо взаимодействие следующих специалистов наряду с учителем-логопедом : педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателя, медицинского персонала и, конечно же, родителей.

В данной статье речь пойдёт о сотрудничестве учителя-логопеда и музыкального руководителя, об их совместной работе, как одном из звеньев в системе педагогического взаимодействия.

В течение учебного года в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя необходимо выделить этапы совместной деятельности для того, чтобы строить работу грамотно и правильно. Традиционно её разбивают на три этапа. На первом проводится комплексная диагностика с целью выявления уровня знаний, умений и навыков дошкольников с речевой патологией. Составляется план коррекционной работы с учетом личностно-ориентированного подхода. Второй этап представляет собой сам коррекционно-развивающий процесс. Куда входит создание пространственно-речевой среды, стимулирующей речевое развитие ребёнка и проведение коррекционных занятий. На третьем этапе проводится мониторинг, отрабатываются механизмы модели взаимодействия педагогов, изучение и отбор эффективных методов и приёмов активизирующих речевую деятельность детей-логопатов. На основании выделенных этапов работы взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям: коррекционно-развивающему и информационно-консультативному и проводится ряд совместных мероприятий двух педагогов: обследование детей, утверждение совместного плана работы, обсуждение сценариев совместных мероприятий, консультации для родителей, педагогов, соконсультации, проведение занятий и открытых мероприятий.

Совместные занятия по логопедической ритмике занимают особое место в системе образовательного процесса. Они представляют собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей здесь достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей и их развитию. Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово, а музыка помогает его произнести. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды. Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого материала.

Поэтому, осуществляя свою работу, и логопед, и музыкальный руководитель, должны предъявлять единые требования к проведению совместных занятий с детьми и учитывать не только структуру речевого нарушения и осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, но и закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях, а также всесторонне развивать личность дошкольника.

При проведении совместных занятий необходимо учитывать принципы построения занятий, которые строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии. К ним относятся: принцип системности, всестороннего воздействия, доступности, закрепления знаний умений и всестроннего развития личности.

При соблюдении систематического подхода у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.

Принцип всестороннего воздействия подразумевает то, что при работе с ребёнком-логопатом необходимо воздействовать не только непосредственно на речевое нарушение как таковое, но и опосредованно работать над другими психическими функциями (памятью, вниманием, мышлением, воображением). Для этого подбираются специальные задания и упражнения. Возможно устранение нарушений, путём подключения компенсаторных возможностей организма.

Принцип доступности и индивидуального подхода говорит о том, что содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.

Принцип наглядности используется в работе с дошкольниками для того, чтобы запоминание подаваемого материала прошло более эффективно.

При проведении коррекционно-образовательной работы учитель-логопед и музыкальный руководитель выделяют основные задачи: оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.

Оздоровительные Образовательно-воспитательные Коррекционные

Укреплять костно- мышечный аппарат.

Развивать дыхание, координацию движений и моторные функции.

Формировать правильную осанку. Воспитывать и развивать чувство ритма, ритмическую выразительность способность ощущать себя в музыке и движениях.

Формировать способность восприятия музыкальных образов.

Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. Развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие, грамматический строй и связную речь.

Формировать просодические компоненты речи.

При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:

Учитель-логопед занимается постановкой диафрагмально-речевого дыхания; укреплением мышечного аппарата речевых органов формированием артикуляторной базы; коррекцией нарушенных звуков, автоматизацией и дифференциацией; развитием фонематического восприятия; совершенствованием лексико-грамматической стороны речи; развитием связной речи; обучением грамоте, профилактикой дисграфии и дислексии; совершенствование мелкой моторики; логопедизацией занятий и режимных моментов.

Музыкальный руководитель занимается развитием и формированием

• координации движений;

• умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.

А также работает над

темпом, ритмом, дыханием и речью; развитием орального праксиса; просодикой; фонематическим слухом; слухового внимания и памяти;

оптико-пространственных представлений; зрительной ориентировки на собеседника.

Развитие мелкой моторики Упражнения с различным дидактическим материалом.

Пальчиковые игры Игра на детских музыкальных инструментах.

Танцевальные движения.

Театр с использованием кукол бибабо.

Развитие мимики Массаж лица.

Гимнастика мимических мышц.

Произвольное формирование опреде-ленных мимических поз.

Связь мимики с интонацией. Развитие выразительности в пении и танце

Развитие речевого дыхания Скороговорки.

Упражнения на поддувание. Дифферен-циация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.

Развитие голоса Звуковая гимнастика.

Упражнения на развитие гибкости мягкого неба Хоровое пение. Движения с речью под музыку.

Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам.

Воспитание акустико-артикуляционного образа звука.

Формирование контроля за речью через акустический контроль. Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуляции Упражнения с зеркалом.

Артикуляционная гимнастика.

Чистоговорки.

Массаж артикуляционного аппарата (индивидуально)

Разучивание и пение песен.

Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи Формирование навыков словообразования и словоизменения.

Преодоление аграмматизма. Разучивание текстов песен.

Драматизация. Музыкальные спектакли, инсценировки.

Кукольный театр.

Развитие словаря Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.

Развитие номинативного, предикативного и адъективного словаря. Пополнение словаря музыкальной терминологией.

Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалогической речи Формирование навыков составления диалога Драматизация. Кукольный театр и куклы бибабо.

Музыкальные спектакли.

Развитие монологической речи Развитие у ребенка желания говорить.

Воспитание навыков овладения моно-логической речью. Разучивание текстов песен

Развитие коммуникативных навыков Психологические этюды и коммуникативные игры Участие детей в музыкальных представлениях.

Эффективность коррекционной работы с детьми, посещающими логопедические группы, определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.

Когда специалисты ДОУ работают во взаимодействии друг с другом то, повышается качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования. Говоря о распределении правильной нагрузки в течение дня на детей-логопатов, следует определить время и место проведения логоритмических занятий. Такие занятия проводятся еженедельно, в определённый выбранный день, во второй половине дня, во время, отведенное для коррекционного часа, обычно в середине недели, в четверг или среду. В некоторых детских садах для детей с ТНР логоритмические занятия проводятся вместо одного из 3 физкультурных занятий в середине учебной недели.

В рамках взаимодействия двух специалистов, учителя-логопеда и музыкального руководителя ведё тся следующая документация: план взаимодействия, журнал взаимодействия, конспекты НОД, картотека речевого материала, картотека музыкально-ритмических упражнений, конспекты докладов и выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

Успешность коррекционно-воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, воспитанниками и родителями. Целесообразно распределять цели и задачи между участниками образовательного процесса, возникшие вопросы решать сообща, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов. Педагоги должны стать союзниками и только тогда результат коррекционно -воспитательной деятельности может быть успешным. Основа этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Публикации по теме:

Особенности взаимодействия инструктора по физкультуре, музыкального руководителя и воспитателя в работе с детьми с ОВЗ Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливым.

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в направлении музыкального развития дошкольников Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса.

Интегрированный подход в коррекционной работе педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми ОВЗ Мир «особого» ребёнка…Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка - допускает лишь своих. Н. А. Калиман 1 сентября 2013 года вступил.

Игровой комплект «Дары Фребеля» в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ Название проекта Игровой комплект "Дары Фребеля" в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ Целевая группа дети возраст от 3 до 7 лет, родители,.

Интерактивные технологии в работе учителя-логопеда с детьми ОНР старшего ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования обусловлена требованиями ФГОС ДО. Требования к современному образованию постоянно обсуждаются.

Использование конструктора Тико в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями, и в связи с этим актуальными становятся поиски новых подходов и методов.

О коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в школеО коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в школе В задачи учителя-логопеда общеобразовательной школы является выявление детей с нарушениями речевого развития. Дети с ОВЗ страдают пониженной.

Перспективный план работы учителя-логопеда и музыкального руководителя Перспективный план работы учителя-логопеда Яроцкой С. С. и музыкального руководителя 2017-2018 учебный год. Период/ месяц Тема недели Пальчиковая.

Взаимодействие музыкального руководителя с семьями воспитанников в рамках музыкального воспитания детей дошкольного возрастаВзаимодействие музыкального руководителя с семьями воспитанников в рамках музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Взаимодействие музыкального руководителя с семьями воспитанников в рамках музыкального воспитания детей дошкольного возраста" Учебный год.

Эссе музыкального руководителя «Мой подход к работе с детьми» Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Огромное значение в связи с этим приобретает личность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя при работе с детьми, имеющими ТНР
Опубликовано: 8 сентября 2019 в 09:31
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД