Светлана Ивлева
Консультация для воспитателей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник
творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика была роль руки – она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляционной речью.
Публикация «Консультация для воспитателей „Роль пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Постепенно происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки иречи у людей шло параллельно.
Известный филосов И. Кант сказал, что "Рука-это вышедший наружу мозг человека".
Пальчиковые игры и упражнения это уникальное средство для развития речи. И чтобы ребёнок научился быстрее говорить, надо тренировать не
только его артикуляционный аппарат, но и пальчики, мелкую моторику.
Пальчиковые игры – это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие.
Наукой уже доказано, что чем раньше развивать мелкую моторику, тем быстрее ребенок научится говорить.
Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Они отмечают наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и развитием активной речи ребенка. В своих работах специалисты подчеркивают, что в дошкольном возрасте, в период бурного роста и развития, необходимо обеспечить оптимальный режим двигательной активности детей.
Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети очень хорошо развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитию речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры предназначены для детей от полугода; интерес к ним сохраняется примерно до пяти лет.
Малыши выполняют упражнения для одной руки, 3-х и 4-х летние дети задействуют все пальцы. Умелыми пальчики становятся не сразу, поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно. Во время занятий надо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнять детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять интерес к играм и занятиям.
В настоящее время доказана закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Таким образом, пальчиковые игры, используемые педагогами в воспитательной работе, развивают речевые центры мозга ребенка, мелкую моторику, способствуют эмоциональному развитию детей, побуждают их к повторению действий. Все это влияет на полноценное развитие детей.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Использование пальчиковых игр в различных видах деятельности, открывает возможности для позитивной социализации ребёнка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Задачами пальчиковой гимнастики являются :
-систематизировать игры и упражнения для развития пальцев рук;
-организовать и проводить занятия с детьми, используя игры и упражнения для тренировки пальцев с речевым сопровождением;
-развивать у детей мелкую моторику рук с помощью пальчиковых игр;
-повысить компетентность родителей и педагогов по вопросу влияния пальчиковых игр на развитие детей дошкольного возраста.
И. В. Мальцева и Л. П. Савина в ходе исследований установили, что при выполнении пальчиковых игр происходят следующие изменения:
- Выполнение упражнений и ритмических движениях пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
- Ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
- Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
- Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
- Развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, ребёнок сможет «рассказывать руками» целые истории.
- В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Таким образом, в работе с детьми дошкольного возраста обязательно нужно использовать игры с пальчиками. Конечно, общение ребенка с окружающими играет главенствующую роль в развитии речи ребенка, но связь между функциями кистей рук и речью доказана многими специалистами, поэтому не стоит пренебрегать данным способом развития речи дошкольника. "Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а
умелые руки снова способствуют развитию мозга”
И. П. Павлов.