МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста»

Светлана Ивлева
Консультация для воспитателей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник

творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика была роль руки – она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляционной речью.

Публикация «Консультация для воспитателей „Роль пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Постепенно происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки иречи у людей шло параллельно.

Известный филосов И. Кант сказал, что "Рука-это вышедший наружу мозг человека".

Пальчиковые игры и упражнения это уникальное средство для развития речи. И чтобы ребёнок научился быстрее говорить, надо тренировать не

только его артикуляционный аппарат, но и пальчики, мелкую моторику.

Пальчиковые игры – это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие.

Наукой уже доказано, что чем раньше развивать мелкую моторику, тем быстрее ребенок научится говорить.

Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Они отмечают наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и развитием активной речи ребенка. В своих работах специалисты подчеркивают, что в дошкольном возрасте, в период бурного роста и развития, необходимо обеспечить оптимальный режим двигательной активности детей.

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети очень хорошо развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитию речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры предназначены для детей от полугода; интерес к ним сохраняется примерно до пяти лет.

Малыши выполняют упражнения для одной руки, 3-х и 4-х летние дети задействуют все пальцы. Умелыми пальчики становятся не сразу, поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно. Во время занятий надо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнять детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять интерес к играм и занятиям.

В настоящее время доказана закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Таким образом, пальчиковые игры, используемые педагогами в воспитательной работе, развивают речевые центры мозга ребенка, мелкую моторику, способствуют эмоциональному развитию детей, побуждают их к повторению действий. Все это влияет на полноценное развитие детей.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Использование пальчиковых игр в различных видах деятельности, открывает возможности для позитивной социализации ребёнка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Задачами пальчиковой гимнастики являются :

-систематизировать игры и упражнения для развития пальцев рук;

-организовать и проводить занятия с детьми, используя игры и упражнения для тренировки пальцев с речевым сопровождением;

-развивать у детей мелкую моторику рук с помощью пальчиковых игр;

-повысить компетентность родителей и педагогов по вопросу влияния пальчиковых игр на развитие детей дошкольного возраста.

И. В. Мальцева и Л. П. Савина в ходе исследований установили, что при выполнении пальчиковых игр происходят следующие изменения:

- Выполнение упражнений и ритмических движениях пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

- Ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

- Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

- Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

- Развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, ребёнок сможет «рассказывать руками» целые истории.

- В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Таким образом, в работе с детьми дошкольного возраста обязательно нужно использовать игры с пальчиками. Конечно, общение ребенка с окружающими играет главенствующую роль в развитии речи ребенка, но связь между функциями кистей рук и речью доказана многими специалистами, поэтому не стоит пренебрегать данным способом развития речи дошкольника. "Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а

умелые руки снова способствуют развитию мозга”

И. П. Павлов.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей»Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 15 мая 2020 в 19:20
+40Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ивлева (УИ 399517) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД