МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Роль речевых игр в развитии музыкально-сенсорных способностей детей»

Светлана Вольхина
Консультация для воспитателей «Роль речевых игр в развитии музыкально-сенсорных способностей детей»

Музыкальное воспитание является одним из разделов комплексного воспитания и развития детей с ограниченными возможностями развития (ОВР) и направлено не только на формирование музыкальной культуры, но и на решение специфических задач - коррекции недостатков познавательной деятельности и эмоционально - волевой сферы, социально - психологической адаптации.

Основная форма организации музыкального воспитания, обучения, развития детей - это музыкальные занятия, которые базируются на программных требованиях, составленных с учетом своеобразия развития детей с нарушениями и их возрастных особенностей.

Публикация «Консультация для воспитателей „Роль речевых игр в развитии музыкально-сенсорных способностей детей“» размещена в разделах

Музыкальные занятия способствуют воспитанию у детей положительного эмоционального отношения и интереса к музыке, расширяют музыкальные впечатления, развивают эмоциональную сферу, средствами музыки воспитывается эстетическое отношение к окружающему, к родной природе.

Как правило, на каждом музыкальном занятии происходит смена деятельности: дети слушают музыку, поют, танцуют, играют, что позволяет расширить у них объем внимания, преодолеть гиподинамию.

В развитии всех видов музыкальной деятельности детей с ОВР особенно существенным является формирование музыкально-сенсорных способностей.

Особое внимание необходимо уделять развитию ритмического слуха у детей. С этой целью можно использовать много разных игровых заданий.

Остановимся на речевых играх и упражнениях. Проговаривание текста, чаще всего стихотворного, с одновременным выполнением действий называется речью с движением. Речедвигательные (речевые) игры и упражнения выполняются без музыкального сопровождения.

Речь с движением позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает четкие координированные действия во взаимосвязи с речью. Стихотворный текст в данных упражнениях является ритмической основой для выполняемых движений, а двигательный компонент помогает детям лучше запоминать текст самого стихотворения.

Необходимо отметить, что движения, сопровождающие речь, не механические, а осмысленные, иллюстрирующие ее содержание. Стихотворный материал для упражнений подобран таким образом, чтобы его можно было соотнести с движениями рук, ног, туловища и с ритмом речи.

Речь с движением может выполняться детьми как элемент музыкального, логоритмического занятия, а также в качестве физкультурной минутки во время других занятий. Применяемые в качестве «минутки отдыха», эти упражнения становятся средством профилактики утомления на занятиях. Кроме того речедвигательные упражнения всегда создают у детей хорошее настроение и вносят эмоциональный заряд в любое обучающее занятие.

На примере простых упражнений дети учатся выслушивать и запоминать, а потом и выполнять инструкции. С одной стороны - двигательная активность ребенка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны - формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Необходимо подбирать такие упражнения, в которых тексты являются рифмованными подсказками к заданным движениям, которые легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают его на игру. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух.

Для того чтобы эти упражнения были наиболее эффективны, необходимо использовать следующие приемы:

1. Повтор текста (потешки, стиха) с хорошей интонацией.

2. Найти ритм стиха (пульс).

3. Повторить ритм стиха на различные слоги.

4. Повторить на зверином языке (кошка, собака, птичка).

5. Повторить текст ритмично, в сопровождении звучащих жестов.

6. Повторить с различной интонацией: тихо. Громко, высоко, низко, весело, грустно, со страхом, по секрету, задумчиво, кривляясь и т. п.

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

БАРАБАНЩИК

Цель: выработка умения говорить под маршевый шаг, воспитание умеренного темпа речи.

Описание упражнения. Дети маршируют по кругу, одновременно читая стихотворение А. Барто.

Левой, правой! Левой, правой!

На парад идет отряд.

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит,

Полтора часа подряд!

Левой, правой!

Левой, правой!

Барабан уже дырявый!

ПОЕЗД

Цель: выработка умения говорить в такт шагам, воспитание умеренного темпа речи.

Описание упражнения. Дети идут по кругу топочущим шагом и в такт шагам произносят стихотворение:

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде нашем Ребята сидят.

Затем дети переходят на нормальный шаг.

Чу-чу, чу-чу, чу-чу,

Бежит паровоз.

Далеко, далеко Ребят он повез.

НА ЦЫПОЧКАХ

Цель: выработка умения говорить в такт шагам, регулировать силу голоса и воспитание умеренного темпа речи.

Описание упражнения

Дети ходят по кругу на цыпочках и говорят в полголоса:

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать,

Я на цыпочках хожу,

Я ее не разбужу.

ПИЛИ. ПИЛА!

Цель: выработка умения сочетать речь с движениями и выполнять коллективное действие.

Описание упражнения

Дети встают парами друг напротив друга и берутся правыми руками. Подражая движению пильщиков, дети говорят:

Пили, пила, пили живей,

Мы строим домик для зверей.

В нем серый зайчик станет жить,

И с нами будет он дружить!

СТРОИМ ДОМ

Цель: выработка умения сочетать речь с движениями и выполнять коллективное действие. Развитие силы голоса.

Описание упражнения

Дети медленно произносят слова и одновременно выполняют движения: Тук, тук МО-лот-ком —

(дети присели и стучат кулачками по полу)

Строим, строим, строим дом.

{дети постепенно выпрямляются, сила голоса с каждым словом нарастает. Дети поднимают правые руки и, соединяя их в центре, образуют «дом».)

ШОФЕР

Цель: выработка умения сочетать речь с движением.

Оборудование: «рули»-кольца по количеству детей.

Описание упражнения. Дети произносят слова, одновременно выполняя соответствующие действия:

Качу, лечу во весь опор,

(бегут по кругу, крутят «руль»)

Я сам — шофер, и сам — мотор.

Нажимаю на педаль —

(остановиться и нажать правой ногой на воображаемую педаль ногой)

И машина мчится в даль.

(бегут по кругу в другую сторону, крутят «руль».)

ФЛАЖОК

Цель: та же.

Оборудование: флажки по количеству детей.

Описание упражнения. Дети произносят слова, одновременно выполняя соответствующие действия:

Вот мой флажок качается —

(дети держат в руке перед собой флажок и не спеша покачивают им из стороны в сторону).

Вот так, вот так, вот так.

Флажок мой поднимается —

(медленно поднимают флажок до положения руки вверх)

Вот так, вот так, вот так.

Вот я флажком своим машу —

(дети машут флажком над головой)

Вот так, вот так, вот так.

Теперь флажок я положу —

(дети опускают флажок и кладут его).

Вот так, вот так, вот так.

Все действия с флажками выполняются детьми в момент произнесения слов «Вот так, вот так, вот так».

ДРУЖНЫЕ РУЧКИ

Цель: та же.

Описание упражнения. Дети произносят слова, сопровождая их движениями по тексту:

Дружно ручки поднимаем,

А потом их опускаем.

Кулачки мы крепко сжали,

Кулачками постучали,

Ножками потопали: топ-топ, топ-топ,

Ручками похлопали: хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

МЫ ШЛИ, ШЛИ, ШЛИ

Цель: та же.

Описание упражнения. Дети произносят слова и одновременно выполняют движения в соответствии с текстом:

Мы шли, шли, шли,

(дети идут на месте)

Грибочки нашли.

(жест руками)

Нагнулись, сорвали,

(далее движения по тексту)

В корзину положили И дальше пошли.

(дети идут на месте)

В следующий раз можно предложить детям другой похожий текст:

Мы шли, шли, шли —

(дети идут на месте)

Яблоньку нашли.

Ручки поднимали —

(далее движения по тексту)

Яблочки срывали.

В корзину положили,

Домой поспешили (дети идут на месте).

УМОЙСЯ

Цель: та же.

Описание упражнения. Дети читают стихотворение и одновременно выполняют движения по тексту:

Кран откройся -

(вращать кистью правой руки, как будто она открывает кран)

Нос умойся!

(потереть правой ладонью нос)

Мойтесь сразу Оба глаза,

(потереть кулачками глаза)

Мойтесь уши,

{потереть уши)

Мойся шейка —

(потереть двумя руками шею)

Мойся, мойся Хорошенько!

Мойся, мойся,

(«плескать» на себя ладонями воображаемую воду)

Обливайся —

Грязь смывайся!

(движение — ладони от себя).

Грязь смывайся!

ВЕСНА

Цель: та же.

Описание упражнения. Дети читают стихотворение и иллюстрируют его сериями повторяющихся движений:

От сосулек звон, звон, звон, звон.

(Изображается капель: дети стоят. Руки их сначала находятся на уровне головы, пальцы собраны в щепоть. Затем с каждым словом «звон» руки рывками опускаются все ниже и ниже — до самого пола в момент, когда дети присядут.)

Просыпайся клен, клен, клен, клен.

(Дети из положения приседа постепенно поднимаются все выше и выше, держа кверху согнутые в локтях руки. Пальцы рук растопырены, изображая ветви клена.)

Растопился снег, снег, снег, снег.

(Дети показывают сугробы, стоя совершают перед собой волнообразные движения кистями рук, постепенно разводя га в стороны).

Ручейки в бег, в бег, в бег, в бег.

(Дети изображают бегущий ручеек. Они складывают ладони рук вместе перед грудью и двигают га вперед по траектории ломаной линии.)

(Дети топают ногами).

Почки слышно: хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.

(Дети хлопают в ладоши).

ЗВЕРИНАЯ ЗАРЯДКА

Цель: та же.

Описание упражнения. В соответствии с текстом стихотворения А. Барто дети выполняют движения.

Раз — присядка

(присесть)

Два — прыжок

(подпрыгнуть)

Это заячья зарядка (ладони поставить на голову, как ушки)

А лисята, как проснутся (кулачками протереть глаза,

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрыв рот ладонью)

Ну и хвостиком вильнуть.

(движение бедрами)

А волчата — спинку выгнут (прогнуть спину)

И тихонечко подпрыгнут,

(подпрыгнуть)

Ну а мишка косолапый,

(руки полусогнуть в локтях, ноги поставить на ширине плеч)

Широко расставив лапы,

То одну, то обе вместе (переступать с ноги на ногу)

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало - Начинайте все с начала!

(развести руки в стороны).

ДОЖДИК

Цель: та же.

Описание упражнения. Дети читают потешку и выполняют движения по тексту:

Дождик, дождик, веселей (4 броска кистями рук поочередно)

Капай, капай не жалей!

(частые поочередные движения кистями рук, собранными в щепоть) Только нас не замочи,

(погрозить указательным пальцем)

Зря в окошко не стучи (наклониться и стучать по коленям кончиками пальцев)

Брызни в поле пуще —

(движение рук к себе)

Станет травка гуще!

(присесть и ладонями попеременно хлопать по полу).

САМОЛЕТ

Цель: выработка умения сочетать речь с движениями, закрепление понятий «далеко» и «близко», «высоко» и «низко».

Описание упражнения

Дети произносят слова и одновременно выполняют движения: Посмотрите, самолет (руки разведены в стороны и изображают крылья самолета)

Отправляется в полет:

Мы летаем высоко,

(руки поднять вверх)

Мы летаем низко,

(руки опустить вниз, присесть)

Мы летаем далеко,

(руки протянуть вперед)

Мы летаем близко,

(руки прижать к груди.)

САПОЖКИ

Цель: выработка умения сочетать речь с движениями, закрепление понятий «право» и «лево».

Описание упражнения. Дети произносят потешку и одновременно выполняют движения:

Вот мои сапожки:

(нагнуться и показать широким жестом обеих рук на ноги)

Этот с правой ножки,

(выставляется на пятку правая нога, ладони обеих рук гладят ногу в направлении снизу вверх)

Этот с левой ножки,

(выставляется вперед на пятку левая нога, ладони обеих рук гладят ногу в направлении снизу вверх)

Хороши сапожки!

Топ-топ-топ. ,

(дети топают ногами)

ЧАСЫ

Цель: та же.

Описание упражнения. Дети произносят слова и в соответствии с текстом выполняют наклоны в стороны:

Смотри скорей, который час:

(указующий жест рукой)

Тик-так, тик-так, тик-так!

(наклоны корпусом или головой в стороны — на одно звукоподражание «тик-так» — один наклон)

Налево — раз!

(поворот головы налево)

Направо — раз!

(поворот головы направо)

Мы тоже можем так!

(кивки головой вперед).

КТО КАК ИДЕТ?

Цель: выработка умения сочетать речь с движениями, добиваться выразительности движений.

Описание упражнения. Дети произносят слова и одновременно выполняют движения по тексту:

Мишка косолапый вразвалочку идет,

(идти вразвалочку)

Заинька трусливый скачет и поет: «Ой-ой-ой»

(скакать)

Серый волк сердитый важно выступает,

(идти широким шагом)

А лисичка рыжая мимо пробегает.

(бежать мелкими шажками)

Гром шагает: топ, топ, топ, топ.

Публикации по теме:

Роль игр со строительным материалом в развитии творческих способностей ребенка (старшая группа)Роль игр со строительным материалом в развитии творческих способностей ребенка (старшая группа) Важнейшим этапом развития ребенка, позволяющий развивать как физическую, так и интеллектуальную активность является конструктивная деятельность.

«Роль сенсорных игр в развитии детей раннего возраста». Занятие в рамках клуба общения для родителей«Роль сенсорных игр в развитии детей раннего возраста». Занятие в рамках клуба общения для родителей Формирование позитивного эмоционального контакта между родителями, детьми и педагогами ДОУ, внутри родительского коллектива группы, реализации.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» С восприятия предметов и явлений окружающего мира появляется познание. Для того чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, крайне.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей»Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.

Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Роль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрастеРоль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрасте Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Сухомлинский В. А. Творческие способности заложены.

Роль сенсорных таблиц в развитии дошкольниковРоль сенсорных таблиц в развитии дошкольников «Сенсорные игровые таблицы» — развивающая игра для детей дошкольного возраста. В ходе игры ребенок учится различать геометрические фигуры,.

Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования»Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования» Что касается теоретической основы озвученной тематики,хочу отметить тот известный факт,что развитие музыкальности (музыкальных способностей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Роль речевых игр в развитии музыкально-сенсорных способностей детей»
Опубликовано: 9 апреля 2020 в 22:01
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД