Консультация для воспитателей «Роль уголка природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Галина Володкович
Консультация для воспитателей «Роль уголка природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Роль уголка природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

В системе дошкольного воспитания многие задачи экологического образования можно решать через организацию деятельности детей в уголке природы. Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам, позволяет увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребенка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики. Играя с растениями и животными, дошкольник учится распознавать настроение живого существа, его своеобразие, что также способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости. Наконец, художественно-творческая деятельность, слушание, чтение и рассматривание книг с рисунками о природе помогают детям закрепить полученные знания, умения и навыки, расширяют их продуктивные, созидательные возможности в мире.

Итак, правильно организованная деятельность детей в уголке природы позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер. К сожалению, воспитатели зачастую не полностью используют все многообразие методов и приемов организации деятельности детей в уголке природы, ограничиваясь лишь таким приемом, как дежурства.

Кроме того, совместная работа по изготовлению природных композиций, кормушек, заготовлению корма для животных, уход за ними сближает детей и их родителей, дает ребенку ощущение, что он делает что-то правильное и нужное, поскольку в жизни ребенка главным примером для подражания являются все-таки родители, а не воспитатель и сверстники.

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования мы считаем организацию развивающей предметной среды. Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т. е. обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Чтобы предметный материал, предложенный детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности, мы формируем у них максимум знаний и способов действий, на которые можно опереться: знакомим их с природой, воспитываем любовь к ней через доступные средства.

При организации предметно-развивающей экологической среды мы предусматриваем:

- подбор неопасных и хорошо контактируемых с детьми животных, являющихся типичными представителями эколого - систематических групп, имеющих выраженные признаки живого, яркие индивидуальные характеристики, дифференцированные потребности, интересные особенности поведения, вызывающие у ребенка желание вступать в общение; несложный уход, что позволяет дошкольнику почувствовать ответственность за их состояние и свою значимость (попугаи, аквариумные рыбки, черепахи, улитки, морская свинка);

-содержание живых существ в условиях, близких к естественным, при которых они остаются здоровыми, что вызывает у ребенка положительные эмоции: клетки для попугаев, оборудованные поилками, емкостями для корма и песка, зеркалами; просторная клетка для морской свинки с импровизированным домиком, чтобы зверек в любой момент мог спрятаться; террариумы для улиток и черепах и т. д. ;

-наличие постоянного и удобного для детей места хранения инструментов и материалов для осуществления деятельности в природе;

-подбор дидактического материала для решения задач экологического образования детей (календарь погоды, наглядный иллюстративный материал, дидактические игры, гербарии, муляжи животных, фруктов и овощей и др.);

— возможность практикования детьми освоенного опыта, проявления заботы о живых существах, самостоятельного получения знаний (материал для проведения элементарных опытов, развития трудовых навыков).

Содержание уголка природы

Календари природы:

— по времени года;

— месяцам;

— дням недели;

— частям суток.

Дневники наблюдений:

— за состоянием погоды;

— птицами;

— ростом растений на огороде на окне, в уголке природы;

— протеканием эксперимента, связанного с растениями

Мини- лаборатория:

— прозрачные пластмассовые емкости разных размеров;

— ситечки;

— воронки;

— пипетки;

— мерные ложечки;

— клизмочки;

— разные по емкости шприцы;

— краски пищевые;

— магниты и железные стружки;

- лупы;

- микроскоп и т. д.

Муляжи, модели:

— овощи;

— фрукты;

— насекомые;

— животные и птицы Краснодарского края, пустыни, леса, морские животные и животные Полярного края.

Модели среды обитания:

— аквариум;

— лес;

— степь;

— пустыня;

— тундра

Природный материал:

— шишки разных хвойных растений;

— ракушки;

— камушки;

— веточки;

— соломка;

— желуди;

— косточки абрикосов и слив;

— скорлупки разных орехов;

— яичная скорлупа,

— семечки арбуза, дыни, кабачков

Огород на окне:

— минитеплицы;

— ящики;

— кашпо;

— тазики;

— дендрарий;

— прозрачные емкости с водой, опилками, песком, черноземом

для наблюдений за ростом растений в разных условиях;

— растения (свекла, помидор, морковь, чеснок, лук, салат и др.)

Инструменты для трудовой деятельности:

— лейки;

— грабельки;

— лопаточки;

—пульверизаторы;

— тряпочки;

— кисточки;

— тазики;

— ножницы;

— емкости для хранения корма для животных и рыб;

— фартуки для детей;

— повязки для дежурных

Дидактический материал:

Развивающие игры:

«Живая и неживая природа», «Как зовут тебя, деревце?», «Чей малыш?», «Фрукты-овощи», «Вершки и корешки», «Садоводы и овощеводы», «Зоологическое лото» и др.

Альбомы для рассматривания:

«Красная книга Забайкалья», «Наши меньшие братья» (домашние питомцы, «Живая планета» (изображения животных, с жизнью которых познакомили детей) и др.

Различные панно, сделанные совместно с детьми из серии «А мыс ними знакомы.».

Альбомы с тематической подборкой стихотворений, пословиц, поговорок, загадок, примет (по временам года, животные, птицы, растения и т. д.).

Оформленные в виде альбомов картотеки экологических игр, опытов, лекарственных и комнатных растений.

«Витаминные азбуки» (оформленные в виде книжек, кубов с рисунками продуктов, в которых содержатся витамины А, В, С)

Систематическая, последовательная, целенаправленная работа с детьми в уголке природы приводит к формированию основ экологического миропонимания. Об устойчивости проявления осознанно-правильного отношения к природе можно говорить только тогда, когда большая работа по экологическому образованию, осуществляемая в детском саду, будет продолжена в начальной школе на основе преемственных образовательных программ и педагогических технологий.

Публикации по теме:

«Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста через дидактические игры» В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?.

Презентация проекта «Танцуем всей семьй» Данный материал предназначен в помощь музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений по взаимодействию с семьями воспитанников.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Осень
  • Цветы
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Роль уголка природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 апреля 2014 в 21:53
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактические игры для ознакомления дошкольников с профессиями
[/b]На педагогическом совете по теме «Трудовое воспитание в детском саду» воспитатели делились своими находками – дидактическими играми, которые способствуют...
Математические фокусы в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Весной традиционно проводится конкурс «Аукцион педагогических идей» среди воспитателей и специалистов дошкольных учреждений. В прошлом году я тоже...
Консультация «Одаренный ребенок — особенности и правила воспитания»
Конечно, все детки талантливы, но бывают и особые случаи, когда ребёнок достигает значительных успехов, например, в танцах, в математике, в музыке. При этом...
Конспект ОД в кружке по экспериментированию «Песок, его свойства»
Маленькие галилео Пояснительная записка Образовательная деятельность «Песок, его свойства» реализуется на основе программы кружка «Маленькие Галилео»....
Коллективная работа по пластилинографии «Сказочный домик»
Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина. Один из сказочных образов – сказочный дом. Он присутствует во многих сказках, там живут сказочные...