Консультация для воспитателей «Роль уголка природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Галина Володкович
Консультация для воспитателей «Роль уголка природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Роль уголка природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

В системе дошкольного воспитания многие задачи экологического образования можно решать через организацию деятельности детей в уголке природы. Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам, позволяет увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребенка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики. Играя с растениями и животными, дошкольник учится распознавать настроение живого существа, его своеобразие, что также способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости. Наконец, художественно-творческая деятельность, слушание, чтение и рассматривание книг с рисунками о природе помогают детям закрепить полученные знания, умения и навыки, расширяют их продуктивные, созидательные возможности в мире.

Итак, правильно организованная деятельность детей в уголке природы позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер. К сожалению, воспитатели зачастую не полностью используют все многообразие методов и приемов организации деятельности детей в уголке природы, ограничиваясь лишь таким приемом, как дежурства.

Кроме того, совместная работа по изготовлению природных композиций, кормушек, заготовлению корма для животных, уход за ними сближает детей и их родителей, дает ребенку ощущение, что он делает что-то правильное и нужное, поскольку в жизни ребенка главным примером для подражания являются все-таки родители, а не воспитатель и сверстники.

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования мы считаем организацию развивающей предметной среды. Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т. е. обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Чтобы предметный материал, предложенный детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности, мы формируем у них максимум знаний и способов действий, на которые можно опереться: знакомим их с природой, воспитываем любовь к ней через доступные средства.

При организации предметно-развивающей экологической среды мы предусматриваем:

- подбор неопасных и хорошо контактируемых с детьми животных, являющихся типичными представителями эколого - систематических групп, имеющих выраженные признаки живого, яркие индивидуальные характеристики, дифференцированные потребности, интересные особенности поведения, вызывающие у ребенка желание вступать в общение; несложный уход, что позволяет дошкольнику почувствовать ответственность за их состояние и свою значимость (попугаи, аквариумные рыбки, черепахи, улитки, морская свинка);

-содержание живых существ в условиях, близких к естественным, при которых они остаются здоровыми, что вызывает у ребенка положительные эмоции: клетки для попугаев, оборудованные поилками, емкостями для корма и песка, зеркалами; просторная клетка для морской свинки с импровизированным домиком, чтобы зверек в любой момент мог спрятаться; террариумы для улиток и черепах и т. д. ;

-наличие постоянного и удобного для детей места хранения инструментов и материалов для осуществления деятельности в природе;

-подбор дидактического материала для решения задач экологического образования детей (календарь погоды, наглядный иллюстративный материал, дидактические игры, гербарии, муляжи животных, фруктов и овощей и др.);

— возможность практикования детьми освоенного опыта, проявления заботы о живых существах, самостоятельного получения знаний (материал для проведения элементарных опытов, развития трудовых навыков).

Содержание уголка природы

Календари природы:

— по времени года;

— месяцам;

— дням недели;

— частям суток.

Дневники наблюдений:

— за состоянием погоды;

— птицами;

— ростом растений на огороде на окне, в уголке природы;

— протеканием эксперимента, связанного с растениями

Мини- лаборатория:

— прозрачные пластмассовые емкости разных размеров;

— ситечки;

— воронки;

— пипетки;

— мерные ложечки;

— клизмочки;

— разные по емкости шприцы;

— краски пищевые;

— магниты и железные стружки;

- лупы;

- микроскоп и т. д.

Муляжи, модели:

— овощи;

— фрукты;

— насекомые;

— животные и птицы Краснодарского края, пустыни, леса, морские животные и животные Полярного края.

Модели среды обитания:

— аквариум;

— лес;

— степь;

— пустыня;

— тундра

Природный материал:

— шишки разных хвойных растений;

— ракушки;

— камушки;

— веточки;

— соломка;

— желуди;

— косточки абрикосов и слив;

— скорлупки разных орехов;

— яичная скорлупа,

— семечки арбуза, дыни, кабачков

Огород на окне:

— минитеплицы;

— ящики;

— кашпо;

— тазики;

— дендрарий;

— прозрачные емкости с водой, опилками, песком, черноземом

для наблюдений за ростом растений в разных условиях;

— растения (свекла, помидор, морковь, чеснок, лук, салат и др.)

Инструменты для трудовой деятельности:

— лейки;

— грабельки;

— лопаточки;

—пульверизаторы;

— тряпочки;

— кисточки;

— тазики;

— ножницы;

— емкости для хранения корма для животных и рыб;

— фартуки для детей;

— повязки для дежурных

Дидактический материал:

Развивающие игры:

«Живая и неживая природа», «Как зовут тебя, деревце?», «Чей малыш?», «Фрукты-овощи», «Вершки и корешки», «Садоводы и овощеводы», «Зоологическое лото» и др.

Альбомы для рассматривания:

«Красная книга Забайкалья», «Наши меньшие братья» (домашние питомцы, «Живая планета» (изображения животных, с жизнью которых познакомили детей) и др.

Различные панно, сделанные совместно с детьми из серии «А мыс ними знакомы.».

Альбомы с тематической подборкой стихотворений, пословиц, поговорок, загадок, примет (по временам года, животные, птицы, растения и т. д.).

Оформленные в виде альбомов картотеки экологических игр, опытов, лекарственных и комнатных растений.

«Витаминные азбуки» (оформленные в виде книжек, кубов с рисунками продуктов, в которых содержатся витамины А, В, С)

Систематическая, последовательная, целенаправленная работа с детьми в уголке природы приводит к формированию основ экологического миропонимания. Об устойчивости проявления осознанно-правильного отношения к природе можно говорить только тогда, когда большая работа по экологическому образованию, осуществляемая в детском саду, будет продолжена в начальной школе на основе преемственных образовательных программ и педагогических технологий.

Публикации по теме:

«Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста через дидактические игры» В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?.

Презентация проекта «Танцуем всей семьй» Данный материал предназначен в помощь музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений по взаимодействию с семьями воспитанников.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Осень
  • Цветы
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Роль уголка природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 апреля 2014 в 21:53
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 июня. День самомассажа на МААМ

Что такое самомассаж? Это совокупность поглаживаний, растираний, разминаний, которые человек выполняет сам. Любой самомассаж не способен принести никакого вреда, а только пользу для здоровья. Взрослый...

16 июня. День круговорота воды на МААМ

Очередной тематический день посвящен сложным процессам влагооборота на нашей планете. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям о круговороте воды в природе и заняться...


Горячие темочки