МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Социализация дошкольников посредством игровой деятельности»

Ирина Вячеславовна Дружинина
Консультация для воспитателей «Социализация дошкольников посредством игровой деятельности»

В статье раскрываются некоторые вопросы социального развития дошкольников. Описываются игровые формы формирования социального опыта дошкольника в ДОО.

Ключевые слова: игра в дошкольном возрасте, социальные опыт ребенка, значение игр в социальном развитии, гражданские чувства.

Публикация «Консультация для воспитателей „Социализация дошкольников посредством игровой деятельности“» размещена в разделах

Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов – чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на современном этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.

По мнению А. Н. Леонтьева игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение трудно досягаемой для него действительности. Отражая в игре события окружающего мира, дошкольник как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все то, что воображает в игре. А совместная деятельность со взрослым является своего рода школой передачи социального опыта.

До школы у ребенка игровая деятельность считается ведущей. Да и в начальной школе еще долго учебная деятельность совмещается с игрой. Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения. Кроме того, игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии.

Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка. Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет, и культуре мира. Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками.

Это значительно расширяет его умения общения. Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким - либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.

В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры. Что важно в игре? То, что условия игры предлагают предметы, замещающие реальные элементы жизни. Такой «замещающий» предмет становится опорой для мышления ребенка и помогает ему правильно мыслить о реальном предмете. Это готовит ребенка к мышлению в плане представлений. Участие в различных играх учит ребенка принимать другую точку зрения, вникать в сложности других участников игры.

Конечно, это зависит от вида игры, но большинство игр, в которые играют дети, учат их рефлексии. Рефлексия как способность человека анализировать свои собственные действия и соотносить их с действиями других людей – необходимый элемент жизни в человеческом сообществе. Следовательно, развитие рефлексивного мышления у ребенка, в какой -то мере гарантирует ему свободное оперирование своим поведением.

Для ребенка особое значение, имеют игры подвижные, ролевые, и, конечно, дидактические, хотя и остальные виды игр находят свое место в их жизни. Также большое значение в социально-коммуникативном развитии дошкольников на наш взгляд, имеет народная игра, которая отражает быт и традиции, моральный кодекс, эстетические воззрения, ментальность различных народов и передается из поколения в поколение. Народными называются как собственно игры, так и различные виды спорта,которые имеют развлекательную основу и включают в себя элементы театрального, циркового, танцевального, музыкального и поэтического искусства. Классификация народных игр отражает как специфику региональной культуры, так и особенности игры как средства воспитания и развития. Выделяют обрядовые игры (культовые, семейные, сезонные, тренинговые игры (интеллектуальные, сенсорно-моторные, адаптивные, досуговые игры (игрища, тихие, забавляющие, развивающие).

Итак, игровая деятельность помогает дошкольникам осваивать способы взаимодействия с взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении; приучает к выполнению элементарных правил поведения; развивает умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др., о семье. Также следует помнить, что результаты социально-коммуникативных навыков дошкольников зависят от профессионализма и желания взрослых и дают возможность легко усваивать школьную программу и стать успешными людьми во взрослой деятельности.

Таким образом, социально-коммуникативное развитие дошкольников через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО по нашему мнению является эффективным и способствует динамике развития эмоционально-личностной сферы у дошкольников.

Через накопление детьми социального опыта жизни и усвоении принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родного города и родной страны происходит воспитание у дошкольников гражданских чувств. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине-месту, где человек родился.

Для того, чтобы сформировать у детей представления о малой Родине, решается целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

- формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду людей;

- развитие интереса к культуре, народным традициям и промыслам;

- знакомство с символикой;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения земляков.

Все эти задачи решаются во всех видах детской деятельности : в играх, в труде, в быту, во время познавательной деятельности и т. д.

Для формирования представлений о семье, детском саде, родном городе используются следующие формы работы: наблюдения, экскурсии, игры, рассматривание картин, иллюстраций, слайдов, чтение литературных произведений, разучивание стихов, организация продуктивной деятельности и др.

Направление «Мой любимый детский сад». Для того, чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, очень важно создать все необходимые условия для того, чтобы ребенок полюбил детский сад, чтобы жизнь детей была насыщенной, интересной и запоминающейся. Привязанность детей к детскому саду связана с тем, как много знают о нем дети, как они в нем ориентируются, чувствуют ли себя хозяевами. Большую роль играет адаптационный период, когда впервые происходит знакомство с детьми, дети знакомятся друг с другом, с помещениями группы и их назначениями, предметами, находящимися в группе, а так же с участком группы, территорией детского сада и его зданием. Обращается внимание детей на то, что в группе все сделано так, чтобы им было удобно и хорошо. Проводится знакомство с трудом воспитателя, учителя-логопеда и помощника воспитателя. Организуются экскурсии по детскому саду, во время которых дети знакомятся с трудом повара, медсестры, прачки, заведующего, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре, а на прогулках с трудом дворника. С детьми проводятся беседы о профессиях людей, работающих в детском саду, о важности их труда, дидактические игры, направленные на то, чтобы дети могли свободно ориентироваться в помещении детского сада и на его территории, продуктивная деятельность : выставка детских рисунков на тему:«Мой любимый детский сад», изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок детям младшей группы, и т. д., организуется труд, во время которого каждый ребенок начинает осознавать, что он объединяет людей, требует слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

Направление «Мой поселок». Воспитание любви к родному городу – одна из задач патриотического воспитания детей. Детям трудно представить, что такое поселок, поэтому необходимо знакомить их с этим понятием, необходимо показать, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми. Вместе с детьми рассматриваются дома, обращается внимание на то, что домов много, они все разные, расположены на улицах, у каждой улицы есть свое название, у каждого дома, каждой квартиры есть свой номер. Привлекается внимание детей к объектам расположенных на близлежащих улицах: школе, почте, аптеке, стадионе и т. д. : рассказывается об их назначении и подчеркивается, что все это создано для удобства людей. Одновременно проводится знакомство с природой родного края, для этого используются экскурсии, наблюдения, показ слайдов, подвижные и дидактические игры и т. д. Расширить, закрепить и систематизировать знания и представления детей о родном городе, его достопримечательностях, исторических зданиях, памятниках, зданиях культуры и спорта помогает проведение экскурсий по городу, посещение театров, проведение викторин, знакомство с народными промыслами края, с народными умельцами использование дидактических игр. В предлагаемой продуктивной деятельности можно использовать разнообразные художественные техники: рисование, аппликация, объемная аппликация, оригами, коллаж, конструирование из бумаги, из бросового материала и др. Темы творческих работ следует подбирать с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

Формируя у детей представления о малой Родине, мы не только расширяем их знания, обогащаем словарный запас, развиваем память, зрительное восприятие, пространственное наглядно-действенное мышление, творческое воображение, но и учим любить, беречь и гордится ей.

Отношение со сверстниками по поводу игры и сюжетно-ролевых отношений оказывают существенное влияние в коррекции коммуникативных нарушений ребенка. Поэтому особое место в работе я уделяю именно сюжетно-ролевой игре. Чему же обучается ребенок в такой игре? Эмоционально вживаться, «врастать» в сложный социальный мир взрослых; переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков; осознавать свое реальное место среди других людей. Роль позволяет ребенку посмотреть на себя со стороны, делает видимым для него реальное положение среди взрослых и сверстников, позволяет сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими, помогает уважать себя и верить в свои силы.

Обучение детей осознанию и выражению своих чувств, создание проблемных ситуаций и, конечно, предоставление творческой инициативы позволяют детям чувствовать себя более уверенными, успешно адаптироваться и демонстрировать адекватное поведение.

Сюжеты для игр используются согласно основным задачам предмета, например, «В больнице», «Магазин», «Скорая помощь», «Пир у Бабы-Яги», «Беспорядок у тетушки Федоры» и т. п. В дальнейшем сюжеты игр усложняются проблемными ситуациями, например, «посетителю кафе пересолили суп» и т. п., в играх используются противопоставление ролей (терпеливая мама и капризный ребенок, Красная Шапочка и серый Волк, добрый и злой волшебник и т. п.).

Список литературы

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017)

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – №2. – С. 4–18.

3. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. ФГОС/ Р. С. Буре. – М. :Мозаика-Синтез, 2014.

4. Вахрамеева О. А. Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности в условиях ФГОС ДО //shgpi.edu.ru›files/nauka/vestnik/2016/1_29/16.pdf

5. Захарова Л. М. Конструирование парциальной образовательной программы по формированию гражданской принадлежности у дошкольников/Л. М. Захарова, Н. Ю. Майданкина, В. Ф. Пороткина // Управление дошкольным образовательным учреждением. –М. : Сфера, 2016. №4.-С. 98-106

Публикации по теме:

«Организация проектной деятельности дошкольников». Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разработаны современные подходы к организации проектной деятельности дошкольников.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Консультация для воспитателей по ИЗО посредством нетрадиционных техник рисования с внедрением ФГОСКонсультация для воспитателей по ИЗО посредством нетрадиционных техник рисования с внедрением ФГОС … Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене, и в трамвае на окне… Эта детская.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей» Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей»Основным источником.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Проект «Формирование КГН в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Цель: Формирование.

Социализация личности дошкольников в продуктивной (конструктивной) деятельности Творческие способности ребёнка определяются как способности к созданию оригинального продукта, в процессе работы над которым усвоенные знания,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Социализация дошкольников посредством игровой деятельности»
Опубликовано: 27 августа 2020 в 19:01
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД