Светлана Ильина
Консультация для воспитателей «Создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Двигательная активность является врожденной потребностью человеческого организма. Особенно важна она для ребенка дошкольного возраста, когда формируются все системы и функции организма.
В самостоятельных занятиях удовлетворяется потребность детей в движениях, представляется возможность заниматься любимыми видами упражнений. Дети занимаются индивидуально или объединяются в небольшие группы.
Публикация «Консультация для воспитателей „Создание условий в группе для самостоятельной двигательной активности детей“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Двигательная активность ребенка
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок. Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Одним из ярких, веселых, с нестандартным дизайнерским решением является физкультурный уголок, который лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дуги, игры с мячом, метание в цель и т. п.
Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на состояние здоровья детей, т. к. современные дети испытывают в большинстве «двигательный дефицит».
Для поддержания у детей интереса к движениям можно использовать нестандартное оборудование: различные массажные и ребристые дорожки для профилактики плоскостопия, кольцебросы, мягкие мишени, разноцветные флажки, султанчики и многое другое. Дети всех возрастов выполняют упражнения с нестандартным оборудованием с большим удовольствием и достигают хороших результатов.
Развитию двигательного творчества способствует постоянное изменение расположенных физкультурных пособий, с которыми дети выполняют движения: усложнение предлагаемых детям движений, развитие у детей умения не только двигаться «рядом», но и «вместе». Можно обеспечить разнообразие двигательной деятельности, используя совсем незначительное количество пособий: во-первых, расставляя их по разному, во –вторых, обучая детей всем основным движениям на каждом пособии, в-третьих, выполнять на каждом пособии все знакомые движения.
Нужно сделать так, чтобы в любую минуту дня ребенок мог найти для себя «занятие-движение», в группе нужно предусмотреть свободную от мебели и игрушек площадь, игрушки-двигатели меняются несколько раз в день (например, большие мячи, обручи заменяют средними, малыми, другого цвета, вместо них можно внести воздушные шары, кольца и т. д.)
В режиме дня надо четко закрепить время для самостоятельной двигательной деятельности. Эффективно использовать физкультурное оборудование-это значит обеспечить оптимальную продолжительность его применения в течение всего дня в разных формах и видах деятельности с тем, чтобы добиться овладения детьми всеми видами физических упражнений, их двигательного творчества на уровне возрастных и индивидуальных возможностей.
Находящиеся в группе пособия желательно расставлять каждый раз по новому, по-разному, например, в другой части комнаты, в другом пространственном расположении, отдельные пособия объединить в полосу препятствий, это подскажет ребенку новое движение.
В утренние часы обычно воспитатель занят приемом детей, он не может уделить должного внимания руководству двигательной деятельности, поэтому в то время лучше предлагать детям пособия для простых, хорошо знакомых движений, не требующих страховки: это шнур, скакалки, кубы, кегли, дуги.
Во вторую половину дня двигательная активность детей организуется непосредственно после сна, а также после полдника и прогулки. Здесь она может быть подвижной, высоко эмоциональной, творческой. Хорошо дать простые предметы, с которыми можно по разному двигаться (мячи, обручи разные по размеру и разных материалов).
Руководство формированием здоровья физического и двигательного развития детей- дело ответственное, оно требует от педагога специальных знаний, способностей. Грамотное планирование самостоятельной двигательной деятельности детей необходимо для обогащения двигательного опыта детей, что поможет им быть более уверенными на занятиях по физической культуре, когда идет обучение технике движений.
Разновидность физкультурно-игровой среды предупреждает трафаретность движений и двигательной деятельности в целом, способствует не только физическому, но и общему развитии детей.