Марина Борсякова
Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевые игры как средство подготовки детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевые игры как средство подготовки детей к школе
Подготовка детей к обучению в школе является важнейшей задачей педагогов дошкольного образования. К сожалению, в современных условиях дошкольная подготовка зачастую сводится к тому, чтобы ребенок «умел читать и считать», вследствие чего основная часть времени в подготовительных группах посвящается учёбе, а не игре. Соответственно, психологической и социальной составляющим дошкольной подготовки отводятся второстепенные роли. В результате многие ребята приходят в школу с накопленным багажом умений по чтению, счету и письму в прописях, но совершенно неподготовленными психологически. Они испытывают постоянный стресс, не могут адаптироваться к новой для себя поведенческой модели, конфликтуют с учителем, своими товарищами, и в результате достаточно быстро попадают в категорию «трудных» или «неуспевающих». Из уст родителей и учителей часто можно услышать выражения: «ребенок застрял на детсадовском уровне развития» или «ребенок не доиграл».
Публикация «Консультация для воспитателей „Сюжетно-ролевые игры как средство подготовки детей к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Что же упускают родители и воспитатели детского сада на этапе подготовки к школе? Как сделать период дошкольной подготовки интереснее, одновременно психологически и социально адаптировав ребят к школьной жизни? Лучше всего для этих целей подходят сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры : эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре).
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (например, игра в дочки-матери, день рождения, производственные - отражающие профессиональный труд взрослых (игры в больницу, магазин, парикмахерскую, общественные (игры в библиотеку, школу, патриотические (игры в героев космоса или войны, игры по мотивам литературных или телевизионных произведений (в Мойдодыра, Простоквашино и т. д., режиссерские (где ребенок «заставляет говорить» кукол, действуя при этом в двух планах – за куклу и за себя).
Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения : по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов взрослых и др.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отожествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени: соответствующим образом используя те или иные предметы (ведет машину, как шофер; ставит градусник, как медсестра, вступает в разнообразные отношения с играющими (наказывает или ласкает ребенка, осматривает пациента и т. д., роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
Следует отметить, что сюжетно-ролевая игра носит коллективный характер – ведь само ее содержание создает потребность в совместной игре. Дети учатся самостоятельно налаживать отношения в коллективе, брать на себя роли и определенную ответственность. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо из играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. То есть, для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.
В сюжетно-ролевых играх ребенок научается сознательно подчиняться правилам, которые легко становятся для него внутренними. Именно в сюжетно-ролевых играх по правилам ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат. Всё это имеет особое значение для формирования предпосылок школьной учебной деятельности. При переходе к школьному обучению внутренняя мотивация к соблюдению правил делает возможным подчинение активности детей учебной задаче, учебным целям. При поступлении в школу для ребенка наступает новый период его «игры», в которой появляются новые роли, новые правила, новые, более взрослые задачи, более ответственные поручения. Именно дети, имеющие богатый опыт сюжетно-ролевых игр, быстрее осознают свою новую социальную позицию, безболезненно втягиваются в школьный образовательно- воспитательный процесс, не имеют проблем адаптации в коллективе и становятся успешными учениками.
Литература
1. Венгер Л. А. Венгер Л. А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М., 1994 – 189 с.
2. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. – М., 2008. – 128 с.
3. Иванова Н. И. Воображение и творчество детей. // Дошкольное воспитание. – 1997. - №10.
4. Короткова Н., Михайленко Н. Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры // Дошкольное воспитание, 1989, №4, с. 23
5. Короткова Н. А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет) //Ребенок в детском саду. 2006, №5, с. 83.
6. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М. А. Васильевой. – М., 1986.
7. Шитова Т. П. Развитие фантазии и творчества дошкольников в сюжетно-ролевых играх //Ребенок в детском саду. 2004, №6, с. 33
8. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М., 1978.