Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Театр скороговорок»

Наталья Романовская
Консультация для воспитателей «Театр скороговорок»
▼ Скачать + Заказать документы

Театр скороговорок

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

д \с «Светлячок» г. Цимлянска

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Театр скороговорок»

Подготовила: воспитатель Романовская Н. В.

Ноябрь 2019г.

Театр скороговорок

Публикация «Консультация для воспитателей „Театр скороговорок“» размещена в разделах

История возникновения скороговорок

Точное время возникновения скороговорок не установлено, но,очевидно, возникли они давно. Об этом говорит содержание ряда текстов. Во многих фольклорных сборниках есть раздел скороговорок, но, как правило, он невелик. Среди немногих материалов: статьи П. Виноградова "Идиотизмы и скороговорки, употребляемые в Даниловском уезде" (1849, абзацы в трудах В. Даля "Пословицы русского народа" (1862, Г. Аргентова "Скороговорки как народное развлечение" (1925, В. Хромова "Скороговорка - частоговорка" (1972).

Скороговорка является одним из элементов творчества народа, его истории. Основа скороговорок – сочетание труднопроизносимых звуков вместе, изначально скороговорка задумывалась для того, чтобы «повеселить, позабавить народ». Они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром. В них отражается история и мировоззрение создавшего их народа, его традиции, нравы, обычаи, здравый смысл и юмор. Так как быстро и правильно произнести скороговорку сразу удаётся не всем, это вызывало комический эффект. Кроме того, обычно скороговорки рассказывали о том или ином событии в приукрашенной форме, а сочетание трудносовместимых звуков усиливало ироническую окраску рассказа. Иногда это жанровая зарисовка, чаще всего бессмыслица, но звучащая, ритмичная и легко запоминающаяся. Так же в скороговорках часто встречаются имена собственные, названия растений и животных, что делает скороговорки познавательными.

В 1862 году Владимир Иванович Даль впервые опубликовал скороговорки в хрестоматийном труде. Он выделил для скороговорок конкретный научный термин. Занимателен и тот факт, что по сравнению с загадками и пословицами, которых отмечено было более тридцати тысяч, скороговорок он привел всего лишь сорок девять. Причём большая часть скороговорок была рассчитана не для детского восприятия, для взрослого по своему смысловому значению. Среди этих сорока девяти скороговорок только пять можно отнести к "детской" категории.

В. Даль вложил особый смысл в толкование скороговорки. Для развития речевого аппарата, по его мнению, следует обязательно включать подобные тексты в программу обучения. Необходимость использования скороговорок для развития речи В. Даль обосновал тем, что с их помощью можно упражнять детей в быстром произношении. Внимание должно обращаться не столько на темп произношения, сколько на чистоту произношения. Было отмечено, что в скороговорке встречаются звуки, которые могут "сталкиваться" друг с другом. Это задумано для того, чтобы затруднить быстрое произношение.

Именно Даль впервые рекомендовал использование скороговорок для развития речи детей.

Скороговорка – частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья (определение из Толкового словаря В. И. Даля).

Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов (Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой, 1981-1988).

Скороговорка -

специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, б ыстро проговариваемаяшуточная прибаутка («Толковый словарь русского языка» Ожегова С. И.).

Огромное значение скороговоркам придают педагоги сценической речи, вот слова Константина Сергеевича Станиславского,обращё нные к молодым артистам: «Развитию техники речи, чёткому произношению слов и фраз помогают скороговорки. Скороговорку надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе. Это требует постоянных упражнений, и вам необходимо их делать, так как сценическая речь не может обойтись без скороговорок".

Классификации скороговорок

- Короткие и длинные

- Рифмованные и нерифмованные

- Народные и авторские (авторские появляются в начале 20 века)

- С повторами и без них

- Построенные на одном звуке и их сочетаниях

- Детские и взрослые

- Сюжетные и бессюжетные

Значение скороговорок для детей

1. Совершенствуют артикуляционный аппарат (улучшают подвижность языка, губ).

2. Улучшают звукопроизношение и дикцию.

3. Помогают исправлять дефекты звуконаполняемости и слоговой структуры слов.

4. Развивают слуховое внимание, фонематические процессы.

5. Расширяют и обогащают активный словарь ребёнка.

6. Способствуют развитию памяти, внимания.

Памятка по работе со скороговоркой

1. Разучивать скороговорки, в словах которой все звуки ребёнок произносит правильно.

2. Расскажите ребёнку скороговорку медленно и внятно. Покажите иллюстрацию к ней. Уточните или объясните незнакомые слова. Задайте ребёнку вопросы по содержанию скороговорки. Спросите, какой звук встречается чаще.

3. Ребёнок повторяет за взрослым скороговорку очень медленно и чётко (по слогам).Обращать внимание на правильное произношение всех звуков. Цель этого этапа – выучить скороговорку.

4. Проговорить с ребёнком скороговорку беззвучно (артикулируя языком и губами, затем шёпотом.

5. Произнести скороговорку вслух, в ровном темпе, отчётливо проговаривая каждый звук, используя логические ударения и правильную интонацию. При этом в первую очередь следует обеспечивать чёткоепроизношение и лишь во вторую – ускорять темп.

6. Предложите ребёнку повторить скороговорку 3 раза подряд.

*исключается слишком быстрое проговаривание скороговорки (ребё нку дается инструкция: «Говори плавно, понятно»).

Запоминанию скороговорок помогают приёмы мнемотехники. Глядя на мнемотаблицу, ребёнок заучивает текст намного быстрее и эффективнее. Мнемотаблицы либо готовые, либо нарисованные детьми. Каждое слово заменяется простым изображением. Для этого совсем не обязательно уметь хорошо рисовать.

Для повторения изученных скороговорок можно использовать

Игры со скороговорками

1. Произнести скороговорку, на каждое слово подкидывая мяч.

2. Произнести скороговорку, отбивая мяч от пола на каждое слово.

3. Произнести скороговорку, перекладывая мячик из одной руки в другую на каждое слово.

4. Произнести скороговорку, выполняя пальчиковое упражнения «Колечки» («Лесенка», «Цепочка», «Кулачки», загибать пальцы по очереди).

5. Произнести скороговорку по слогам, как робот.

6. Произнести скороговорку медленно и плавно («черепаха»).

7. Произнести скороговорку быстро («ракета»).

8. Произнести скороговоркуудивлённо.

9. Произнести скороговорку радостно.

10. Произнести скороговорку грустно.

11. Произнести скороговорку командным тоном, как президент.

«Паровозик» : ведущий игры распределяет по одному слову на каждого ребёнка из скороговорки. После вся группа должна, по очереди называя каждый своё слово, как можно быстрее произнести всю скороговорку целиком. После чего каждый участник произносит всю скороговорку самостоятельно.

«Доскажи скороговорку» :взрослый (или ребёнок) называетпервое словоскороговорки (фразу, тот, кто знает, произносит её целиком.

«Выключили звук!» : ведущий медленно, одними движениями губ и языка беззвучно имитирует произнесение одной из изученных скороговорок. Задача остальных участников – угадать скороговорку и произнести её без ошибок. Угадавший участник становится ведущим.

«Два слова» : ведущий называет 2 любых слова из скороговорки, остальные должны вспомнить и произнести всю скороговорку.

«Расскажи руками» : задача ведущего – жестами изобразить содержание

скороговорки. Остальным участникам необходимо угадать скороговорку и произнести её.

«Главное слово» - дети произносят скороговорку по очереди, каждый раз голосом выделяя новое слово, делая его главным по смыслу.

СКОРОГОВОРКИ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ РАЗУЧИВАНИЯ С ДЕТЬМИ

1-ОЙ И 2-ОЙ МЛАДШИХ ГРУПП

Дед Даня У Бобы винт, у Вити бинт. У бабы бобы, у деда дубы Делит дыню: У деда дубы, у бабы бобы.

Дольку Диме, У пенька пять опят.

Дольку Дине. Сеня в лесу видит лису.

Дом у дуба, Носит Сеня сено в сени, У Степана есть сметана, Дуб у дома. Спать на сене будет Сеня. Есть сметана у Степана. Дым в дому,

Дом в дыму. У кота икота – вспоминает кто-то.

Канат у Натки, На дуб не дуй губ. Нитки у Никитки. Не дуй губ на дуб.

Икота, икота,

Глядит кот, Иди на кота,

Как утка идёт. С кота на Якова, С Якова на всякого.

Дима даёт Дине дыни, У Татки тапки, Сад в снегу и лес в снегу, Дыни Дима даёт Дине. Тапки у Татки. А по снегу я бегу.

У соседа-домоседа Топают гуськом Поё т попугай попугаю:

Сосед-непоседа. Гусак за гусаком. - Я тебя, попугай, попугаю!

У соседа-непоседы Глядят свысока Попугаю в ответ попугай:

Сосед- домосед. Гусак на гусака. - Попугай, попугай, попугай!

Оса боа и без пояса. У Сысоя усы до пояса.

В саду у Дуси утки и гуси.

СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Над калиной, над малиной В воде – сазан, Пух летает тополиный. В лесу – фазан.

Клёны, липы, ивы, ели,

Дуб и пихта побелели. У Сони коса до пояса.

На возу коза, Люба любит лютики,

За возом – лиса. А Толя – мультики.

Алина любит малину, Гулять надумали улитки – А Галина – малину. Идут неделю до калитки.

Маша под душем Шапка да шубка - Моет шею и уши. Вот и наш Мишутка.

Живи, да не тужи. Не живут ужи, где живут ежи.

У ежа — ежата, у ужа — ужата.

У Сони и Сани в сетях сом с усами. У маленького Сани сани едут сами Сом с усами в сетях у Сони и Сани. Сани едут сами у маленького Сани.

В лесу коза, у козы коса. На сосне сидит сова, Звенит коса – сено косит коза. Под сосной стоит лиса.

Зоя – зайкинахозяйка, Маша шьёт для мишки Только Зайка тот зазнайка. Шубу, шапку и штанишки.

СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Елена пельмени любить-любила, Жаба в лужице сидела,

Да лень пельмени лепить ей было. Жадно на жука глядела. Лепил Емеля пельмени умело, Жук жужжал, жужжал, жужжал Без лени Елена неделю их ела. И на ужин к ней попал.

Около кола колокола. Съел Филимон с улыбкой лимон.

Жук, над лужею жужжа, Все с базара – Назар на базар.

Ждал до ужина ужа. С базара Назар – все на базар.

Крута гора, в горе дыра. На горе Арарат рвёт Варвара виноград. В дыре кротовая нора.

Сидит клоп на копне, Была у Алёнки болонка,

Колпак на клопе, Была у болонки Алёнка.

Копна под клопом Алёнка гуляла с болонкой,

Клоп под колпаком. Болонка гуляла с Алёнкой.

Идёт кот из ворот, За деревней с утра Кот рябой, хвост трубой. Тарахтят трактора.

А ну, попробуй, повтори,

Да не один разок, а три. Коля колом лёд ломал

И осколки подметал.

Хитрую сороку поймать морока,

А сорок сорок — сорок морок. Стоит гора посреди двора,

На дворе – трава, на траве – дрова.

В бору бобёр и брат бобра

Работают без топора. Жук, жужжа, жалит ужа.

Бобё р и брат бобра добры:

Не рубят на бревно боры. У ежа в гостях ужата,

У ужа в гостях ежата. Учит бегать ёж ужат, Учит ползать уж ежат!

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Съел Валериквареник, У барана рога кручены-перекручены, Валюшка – ватрушку. Верчены- переверчены.

Чёрной галке чёрный дрозд Ярослав и Ярославна Подарил черники горсть. Проживают в Ярославле. Чёрная галка чернику склевала, В Ярославле живут славно Только, представьте, Ярослав и Ярославна.

Чернее не стала.

Рисовала Лариса

Приготовила Лариса Акварелью нарциссы. Для Бориса суп из риса. Георгины гуашью А Борис Ларису угостил ирисом Рисовала Наташа.

Испугались медвежонка У четырёх черепашек Ёж с ежихой и с ежонком, Четыре черепашонка.

Стриж с стрижихой и стрижонком.

Ёжик в бане вымыл ушки, У Саши в каше сыворотка Шею, кожицу на брюшке. Из-под простокваши.

И сказал еноту ё ж:

“Ты мне спинку не потрешь?”

Саша, становись под душ, На соседа, на грача Смой с ушей под душем тушь. Накричал грач сгоряча. Смой и с шеи тушь под душем. Грач кричал, грач горячился, После душа вытрись суше. Сосед очень огорчился.

Шею суше, суше уши, И не пачкай больше уши.

Марина грибы мариновала, Королева Клара строго карала

Карина малину перебирала. Карла за кражу коралла.

Корабли лавировали, лавировали, Разобиделся Макар – Лавировали, лавировали, Искусал его комар. Да не вылавировали. Но поймите комара –

Ничего не ел с утра.

Посадил дед лук, отрастил лук чуб.

Увидал лук внук, оборвал луку чуб.

Публикации по теме:

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Использование скороговорок на занятиях по вокалу в ДОУ Что такое скороговорка? На первый взгляд кажется, что скороговорка – это весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых.

Картотека детских скороговорок для развития речи, улучшения дикции и развлечения. Картотека детских скороговорок для развития речи, улучшения дикции и развлечения. Шмигиривская Елена г. Королев Скороговорка — короткая,.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Рассказывание на темы скороговорок» Развитие речи Тема: Рассказывание на темы скороговорок. Воспитатель группы №11 Михайлюк А. С 10.11.15 г. Развитие речи Тема: Рассказывание.

Консультация для родителей «Всех скороговорок не переговорить, не выговорить…» Скороговорки для детей — это веселые стихи для развития речи и дикции. Согласитесь, приятно слушать красивую, правильную речь, когда человек.

Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей» Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей»«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой.

Консультация для воспитателей «Театр на фланелеграфе»Консультация для воспитателей «Театр на фланелеграфе» Интерес к фланелеграфу у нас, педагогов, бесспорно, большой, и желающих заняться увлекательным и полезным делом немало. Он может быть.

Мастер-класс для воспитателей «Кукольный театр своими руками»Мастер-класс для воспитателей «Кукольный театр своими руками» Основной принцип: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас». Цель: Заинтересовать и побудить творческих людей к изготовлению театральных.

Презентация для воспитателей «Ложечный театр в детском саду» Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Консультация для родителей «Домашний театр как средство воспитания. Пальчиковый театр» "Домашний театр как средство воспитания. Пальчиковый театр" # Сидим дома с пользой. Консультация для родителей "Театр - это волшебный мир.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Театр скороговорок»
Опубликовано: 8 июня 2020 в 14:08
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Театр скороговорок»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Романовская (УИ 866835) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД