Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи

Мария Алейник
Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи

Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи

В коррекционно-логопедической работе для формирования правильного звукопроизношения очень часто используются чисто – и скороговорки. Это особый речевой материал, как правило, небольшой по объёму и специально построенный из сложных звуков, слогов, слов, трудных для произношения.Само их название: чисто – и скороговорки указывает на то, что произносить их надо чисто и скоро, то есть быстро. Главное различие между чисто – и скороговорками состоит в том, что чистоговорки произносятся в обычном темпе, а скороговорки – в ускоренном. Также чисто – и скороговорки активно используются для развития слабых сторон звучащей речи: для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата (улучшают подвижность мышц языка, губ, нижней челюсти, для закрепления правильного произношения звуков, для выработки отчётливой и ясной речи, в качестве упражнений для тренировки и совершенствования голосового аппарата.

Чисто – и скороговорки могут быть использованы в логопедической работе с детьми любого возраста. И всё - таки чистоговорки считаются более доступным, более лёгким речевым материалом и, как правило, используются на начальном этапе автоматизации или дифференциации звуков. Скороговорки же, напротив, используются на этапе завершения работы по закреплению правильного произношения поставленных звуков и их дифференциации. Вместе с тем и чисто- и скороговорки как речевой материал используются лишь после того, как дети научатся правильно произносить звуки в изолированном виде или в простых звукосочетаниях. При использовании чисто – и скороговорок в целях коррекции звукопроизношения необходимо также учитывать возрастные особенности детей. Так, в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста в основном используются чистоговорки. Они должны быть небольшие по объёму и простые по содержанию, а их смысл понятен детям и близок их жизненному опыту. Переходить к их быстрому произнесению следует лишь после того, как дети научатся чётко и ясно произносить их в медленном и умеренном темпе. Скороговорки же даются детям старшего возраста. При их произношении необходимо добиваться, чтобы дети их не только быстро произносили, но и чётко внятно проговаривали каждое слово, каждый звук в слове. При дизартрических расстройствах, когда наблюдаются нарушения темпо- ритмической и мелодико-интонационной стороны речи, чисто- и скороговорки с большим успехом используются для тренировки в смене громкости и силы голоса, в смене скорости речевого высказывания, в правильной постановке логического ударения и использовании различных средств интонационной выразительности.

Чистоговорки в качестве речевого материала можно использовать и в работе над речевым дыханием. Сначала используются небольшие по объёму чистоговорки, состоящие из трёх-четырёх слов, и дети произносят их на одном выдохе. Затем из четырёх-шести слов и более. При проговаривании длинных чистоговорок дети учатся правильно делать паузы.

Также чисто- и скороговорки можно использовать и для развития фонематического слуха, когда, например, логопед предлагает выделить из разученной скороговорки слова с заданным звуком.

Широкое применение находят чисто-и скороговорки в работе по формированию слоговой структуры слова.

В своей работе я использую не только известные (авторские) чисто-и скороговорки, но и те, которые сама сочинила. Например,такие:

Кла - кла – кла, мама булки испекла.

Кла – кла - кла, тихо реченька текла

Кла – кла – кла, у нас выросла свекла

Пло – пло – пло, мне на улице тепло

Пло – пло – пло, есть у белочки дупло

Ста – ста – ста, здесь, в тетрадке нет листа

Ста – ста – ста, в зале заняты места

Ста – ста – ста, сидит заяц у куста

Ста – ста – ста, на лугу трава густа

Ста – ста – ста, растёт ясень у моста

Ста – ста – ста, ой. посуда вся пуста

Ста – ста – ста, часовой ушёл с поста

Ста – ста – ста, сосчитаем мы до ста

Ста – ста – ста, у медведя нет хвоста

Ста – ста – ста, вода в озере чиста

Стра – стра – стра, у Егорки есть сестра

Стра – стра – стра, мы сидели у костра

Стра – стра – стра, вода в реченьке быстра

Стра – стра - стра, наша деточка шустра

Стра – стра – стра, здесь лужайка так пестра

Стра – стра – стра, ох, приправа как остра

Ска – ска – ска, нет в песочнице песка

Ска – ска – ска, без игрушек нам тоска

Ска – ска – ска, нет одного носка

Ска – ска – ска, крыша в домике низка

Ска – ска - ска, вон полянка уж близка

Ска – ска – ска, держим руку у виска

Ла – ла – ла, ла - ла – ла, к нам весна опять пришла.

Ло – ло – ло, ло – ло – ло, стало солнечно, тепло.

Лы – лы –лы, лы –лы – лы, солнышка лучи теплы.

Лу – лу – лу, лу – лу – лу, очень рады мы теплу.

Ас – ас – ас, в доме свет погас

Ас – ас – ас, ем я ананас

Ас – ас – ас, иду я в первый класс

Ас – ас – ас, чистим мы палас

Ас – ас – ас, пьём мы кислый квас

Ас – ас – ас, ставим мы каркас

Ос – ос – ос, на улице мороз

Ос – ос – ос, в саду много роз

Ос – ос – ос, на палубе матрос

Ос – ос – ос, ловит рыбу альбатрос

Ос – ос – ос, я несу на стол поднос

Ос – ос – ос, У Буратино длинный нос

Ус – ус – ус, мы едим арбуз

Ус – ус – ус, сладкий он на вкус

Ус – ус – ус, пьём мы кислый мусс

Ус – ус – ус, у мамы много бус

Варя варево варила.Варя Варе говорила:

«Варя, варево варю, а кому – не говорю».

Козёл наказывал козе: «Веди козлят своих к лозе.

Лоза полезна для козлят. Козлята пусть лозу едят»

Ел Егорушка варенье и учил стихотворенье.

Он учил стихотворенье про Егорку и варенье.

Там, в лесу, за полюшком звонко пел соловушка.

Слушали соловушку Оля, Поля, Колюшка

Лида, Лиза и Полина в лес помчались за малиной.

Соберут в лесу малину Лида, Лиза и Полина.

У лисы лисята. У лося лосята.

Ходит лось с лосятами, а лиса с лисятами.

Марина любила малину. Малина манила Марину.

Набрала Марина малины. Дала половину Алине.

Цыплят наседка – курица вела с соседней улицы.

Неслись цыплята вереницей воды напиться из корытца.

За забором у берёзы распустились кусты розы.

И цвели, цвели те розы за забором у берёзы.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика, как средство формирования правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста Цель: - познакомить родителей с приемами и методами коррекционной работы при выполнении артикуляционной гимнастики; - учить родителей правильно,.

Игровые технологии в формировании правильного звукопроизношения у старших дошкольников Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды. Но слова - речевые звуки с самого его.

Использование ИКТ в формировании грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Актуальность Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом.

Реализация игровой технологии развития графомоторных навыков в формировании правильного звукопроизношения Выступление по теме «Реализация игровой технологии развития графомоторных навыков в формировании правильного звукопроизношения» 1 слайд.

Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей «Зарядка для язычка» Зарядка для Язычка Цель: объединение усилий родителей и педагогов по формированию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Использование интерактивных игр в закреплении у детей с ЗПР правильного звукопроизношения В последние годы наблюдается увеличение числа детей с различными видами речевой патологии. Важное место при устранении нарушений речи, как.

Использование логопедических сказок в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми,.

Использование словесных игр и упражнений в работе по формированию правильного звукопроизношения у дошкольников Овладение языком имеет большое значение для формирования у дошкольника психических функций, способностей, для приобщения его к человеческой.

Мастер-класс для воспитателей «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики» Мастер – класс для воспитателей ДОУ. «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»..

Значение развития мелкой моторики рук в формировании правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Доклад по теме: «Значение развития мелкой моторики.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Здоровье, гигиена
  • Домашние животные
Автор публикации:
Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи
Опубликовано: 17 мая 2018 в 22:48
+124Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 45.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 апреля. Всемирный день творчества и инновационной деятельности

Воспитанию в детях творческого и инновационного подхода к решению задач посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой инновационных игр и занятий, чтобы провести целый день с...

21 апреля. День домашнего спорта на МААМ

Физкультурой и спортом, при желании, можно заниматься не только в спортзале, но и в домашних условиях. Для этого и обыкновенный спортинвентарь можно использовать, и нестандартный: сделанный из подручных...


Горячие темочки