Папки-передвижки

Использование логопедических сказок в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Хомулина Наталья
Использование логопедических сказок в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно тяжело детям с нарушениями речи.

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех звуков родного языка. Но как оградить детей от скучных, порой мучительных и совсем не интересных упражнений и заданий, которые необходимы для автоматизации звуков. Как заинтересовать их и тем самым добиться хороших результатов. И я нашла для своих воспитанников такое средство. Это логопедическая сказка.

Публикация «Использование логопедических сказок в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи» размещена в разделах

Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование. В настоящее время, когда произошел отказ от авторитарного способа обучения и воспитания метод сказкотерапии является одним из широко освещаемых и активно используемых в коррекционной работе с детьми.

Для успешного логопедического процесса необходимо добиваться того, чтобы ребенок испытывал радость от занятия, а это возможно только тогда, когда ему интересно, когда у него что-то получается, когда его понимают и воспринимают таким, каков он есть.

Актуальность: Логопедическая сказка является эффективным коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения; обогащает круг представлений детей, делает обучение более доступным, способствует более глубокому и прочному усвоению учебного материала, сохранению устойчивого внимания и интереса детей на протяжении всего занятия.

Логопедические сказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов.

Цель логопедических сказок – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

Посредством логопедической сказки могут решаться многие коррекционные задачи.

Не секрет, что на этапе автоматизации звуков, особенно когда имеются тяжелые нарушения и приходится многократно отрабатывать один и тот же речевой материал, логопедические занятия становятся утомительными для ребенка. Чтобы интерес малышей к занятиям не угасал, я стараюсь разнообразить приемы своей работы. Больше всего моим подопечным нравится, когда на занятиях присутствуют любимые герои сказок или мультфильмов. Каждую неделю мы отправляемся в сказку. Речевой материал подбирается таким образом, чтобы отражалась тематика недели и в то же время максимально использовался автоматизируемый звук.

Опираясь на методические разработки таких авторов как Нищева Н. В., Тырышкина О. В., Ткаченко Т. А. и др. мною была составлен сборник конспектов занятий по мотивам логопедических сказок «В гостях у сказки», которые помогают поддерживать речевую активность и стойкий положительный эмоциональный настрой ребёнка на занятиях.

Существуют разные виды логопедических сказок :

- артикуляционные

- пальчиковые

- фонетические

- лексико-грамматические

- сказки, способствующие формированию связной речи

- сказки по обучению грамоте

Подробнее остановимся на тех сказках, которые я применяю в своей работе.

Артикуляционные сказки

В них используются комплексы артикуляционных упражнений, которые объединяются в виде увлекательных сказок. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие.

Биоэнергопластика ;

«Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);

Встречи с героями «Весёлых полянок» ;

Использование дидактической куклы Кваки;

Артикуляционный комплекс с трафаретами «Весёлых Язычков»;

Адаптированные сказки с движениями (мультимедийная презентация);

Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов «Звукознайкин и все-все-все»;

Выполнение артикуляционных упражнений с применением «волшебных палочек – помогалочек»;

Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики.

Дыхательные и голосовые упражнения, а также упражнения на координацию речи с движением.

Пальчиковые сказки

Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы.

Они стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей; совершенствуют психические процессы.

Фонетические сказки

Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. Попадая в логопедическую сказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков.

Для постановки сказок я использую разные виды театров, многие из которых изготавливаю своими руками. Это:

Театр би-ба-бо

Куклы надеваются на три пальца руки и действуют на ширме или за столом.

Перчаточный театр очень нравится детям. Это настоящее чудо, когда простая перчатка превращается в героя сказки.

Пальчиковый театр Куклы, сшитые или связанные, вырезанные из бумаги надеваются на палец.

Прищепочный театр

Хорош тем, что развивает мелкую моторику пальцев рук.

Театр на ковролине

Иллюстративное рассказывание с использованием ковролина дети слушают и смотрят с большим интересом. Их поражает необычность зрелища: картинки не падают, держаться на доске, как волшебные. Персонажи на липучках способствуют развитию мелкой моторики.

Театр топотушки

Игрушка одевается на указательный и средний палец ребёнка. Такая игрушка может "ходить", "бегать" и "прыгать" на столе.

Вязаный театр

Вязаные персонажи очень нравятся детям. Могут быть плоскими, объёмными, одеваться на пальцы. Используются для фонетических и пальчиковых сказок.

Использование логопедических сказок для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста имеет достаточно высокие результаты. Мной был проведён мониторинг речевого развития дошкольников, посещающих логопедическую группу. Уровень развития звукопроизношение у детей увеличился до 70%.

Таким образом, опыт применения логопедических сказок позволяет добиться выработки правильных, полноценных движений органов артикуляционного аппарата, значительного сокращения сроков формирования правильного звукопроизношения.

Не зря выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал :

«Через сказку — верная дорога к сердцу ребенка»

Логосказка «Хитрый звук».

По мотивам латышской сказки «Хитрый путник».

Задачи: -выделение первого звука в слове;

-автоматизация звука Л в начале слова.

Ехал звук Л зимой через лес и заблудился. Добрался до какого-то дома, попросился на ночлег. Хозяин пустил, но с условием, всю ночь придумывать ему слова со звуком Л в начале слова.

Ладно, - сказал звук Л, - только уговор, если меня перебьете – иду спать.

Звук Л начал :

Лодка, ложка, лампа, лодка, лодка, ложка …

Ну а другого ничего не будет? – спросил хозяин.

Напомнил звук Л про уговор, улегся на лежанке и сладко заснул. И приснился ему сон, что до самого утра развлекает хозяина.

А сколько слов со звуком Л в начале слова может придумать каждый из вас.

Логосказка «Разные братья».

По мотивам сказки аборигенов Австралии «Два брата».

Задачи: дифференциация звуков по мягкости – твердости; дифференциация звуков С - С на слух, в произношении; автоматизация звуков С, С в слогах, в словах.

Жили в одной деревне два брата звук С и С. Звук С был трудолюбив, а звук С - ленив.

Однажды первый брат позвал второго собирать нектар, а тот отказался. Брат С приготовил много меда, но не вернулся к своему ленивому родственнику, потому что устал на него работать. Прошло время, и трудолюбивый брат превратился в пчелу, а ленивый в муху.

Сказка про девочку, которая как – то раз пошла в лес за грибами (экологическая сказка)

Жила – была девочка. Как – то раз пошла она в лес, за грибами. (Упражнение «Грибок»)

Набрала она полную корзину грибов и собралась возвращаться домой. Вдруг пошёл дождь. (Упражнение «Накажи непослушный язычок) .Девочка спряталась под дерево. А на дереве сидел дятел. (Упражнение «Дятел»)Дождь прошёл. Она понаблюдала за дятлом и пошла по тропинке дальше. Увидела речку. (Упражнение «Трубочка») На берегу речки сидела большая лягушка (Упражнение «Лягушка). Девочка никогда не видела настоящих лягушек. Она хотела посмотреть на неё поближе, но лягушка прыгнула в воду. Девочка посмотрела в воду, но лягушки там не увидела. В воде она увидела рыбок, которые помахали ей своими хвостиками. (Упражнение «Часики») Девочка помахала рукой рыбкам и пошла домой.

Публикации по теме:

«Игра как средство коррекции детей с нарушениями речи» Введение «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир.

Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как средство развития коррекции речи у детейМоделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как средство развития коррекции речи у детей Тема: Путешесвие по сказке «Колобок» Цель: Автоматизация и дифференциация звуков «Л» и «ЛЬ» Задачи: 1. Активизация движения органов артикуляционного.

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений Правила образования грамматических форм слов, словосочетаний и предложений составляют суть грамматического строя языка. С учетом постоянного.

Использование приемов нетрадиционного рисования для коррекции и адаптации детей дошкольного возраста Использование приемов нетрадиционного рисования для коррекции поведения детей дошкольного возраста Имея перед собой такой огромный выбор.

Использование здоровьесберегающих технологий как условие социализации детей дошкольного возраста с нарушениями речи Гребенчук Т. В., учитель-логопед ВКК, Мамедова Е. В., воспитатель ВКК, Ковалева Л. А., воспитатель ВКК. МБДОУ г Иркутска детский сад № 63.

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения для ребёнка дошкольного возраста Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения для ребёнка дошкольного возраста с презентацией. Тема:.

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения для ребёнка старшего дошкольного возраста Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения для ребёнка старшего дошкольного возраста с презентацией.

Консультация «Нетрадиционные методы и приёмы коррекции речи детей дошкольного возраста» Консультация «Нетрадиционные методы и приёмы коррекции речи детей дошкольного возраста» Речь является одной из важнейших психических функций.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Развитие связной речи детей дошкольного возраста в игре» Игра – ведущая деятельность ребёнка в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры ребёнок усваивает этические и моральные нормы общества,.

Система взаимодействия воспитателя и логопеда по коррекции звукопроизношения с детьми старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Цель работы: Предоставление обобщения, систематизации и распространение педагогического опыта широкой аудитории педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование логопедических сказок в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Опубликовано: 21 февраля 2018 в 13:43
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД