ирина горячих
Консультация для воспитателей «Технология продуктивного чтения»
Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Проявление интереса дошкольников к книге – необходимое условие развития современного ребенка. Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги дошкольных учреждений. В процессе приобщения ребенка – дошкольника к книге необходимо учитывать особенности восприятия художественного произведения детьми в разный период дошкольного возраста. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.
Публикация «Консультация для воспитателей „Технология продуктивного чтения“» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Сегодня мы поговорим о технологии продуктивного чтения.
Что такое технология? (это последовательность этапов к достижению результата, которая включает в себе различные методы, формы и приёмы.)
Что значит продуктивное чтение? (Продуктивное – от слова «продукт». Продуктивное чтение – это целенаправленно организованный поиск информации в прочитываемом тексте.).
Что может быть продуктом чтения? (Продукт чтения – это результат.)
А какой результат может быть у чтения? (Понимание смысла прочитанного).
Понимание – это действительно результат продуктивного чтения. Что же является вторым результатом чтения? (Восприятие прочитанного текста)
Восприятие – это включение человека в чтение.
А что значит включиться в чтение?
Читать – и представлять картины, героев.
Читать – и ставить себя на место героев.
Читать – и переживать.
Читать — участвовать в действии.
Читать – задумываться над содержанием.
Читать – предполагать конец истории.
Читать — и реагировать на прочитанное: смеяться, грустить.
Читать — удивляться, радоваться – испытывать эмоции.
При этом неважно, как мы читаем: вслух, про себя, читаем сами или слушаем чтение другого. То есть настоящий читатель воспринимает текст через эмоции, воображение и содержание.
Цель и задачи технологии продуктивного чтения
Цель технологии : формирование читательской компетенции дошкольника.
Необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги, умеющий их самостоятельно выбирать.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;
Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения. Цель этого этапа – развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов (т. е. развитие умения антиципации - умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации). 1. Чтение фамилии автора и заглавия текста. Рассматривание иллюстрации, которая предшествует тексту. Предположения детей о героях, содержании. 2. Чтение ключевых (от слова – ключ) слов, которые взрослый заранее выделяет из текста. На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий. Взрослый ставит задачу прочитать текст, «провести диалог с автором» и проверить правильность своих первоначальных предположений.
Что такое диалог с автором? С точки зрения методики преподавания – это прием работы с текстом во время его чтения. С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы; - задавать свои вопросы; - обдумывать предложения о дальнейшем содержании текста - проверять, совпадают ли они с замыслом автора; - включать воображение. Например: "Чем это можно объяснить?. ", "Что из этого следует?. ", "Что сейчас случится?. ", "Почему именно так?. ", "Для чего?. ", "Кто такой?. "
II этап. Работа с текстом во время чтения Цель этого этапа – достижение понимания текста на уровне содержания. 1. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями взрослого (комментированное чтение). Что необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение? а) Необходимо делать остановки во время чтения для комментария, прочитанного. Для усилия эмоционального восприятия текста, включения воображения, привлечения внимания к чему – либо. б) Однако, если в ходе вашего комментария дети высказывают интересные суждения. Ни в коем случае не оставлять их без внимания, даже если детские суждения расходятся с вашей (субъективной) точкой зрения. в) Комментарий должен быть кратким и динамичным. Комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эту эмоциональную реакцию, делают её более яркой и эстетической. Именно поэтому ответы детей не должны быть развернутыми, позвольте им кратко отвечать. Если дети затрудняются, предложите им начала ответа. Подскажите ответ интонацией.
г) Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу! д) Вы комментируете текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. е) Прерывание чтения должно происходить естественно, для чего рекомендуется использовать следующие способы: - включение воображения детей («Представьте себе…», «Увидели? Представили?» и др.); - сам вопрос, который формируется не так, как во время беседы: он максимально «свернут», сжат («Догадались почему?», «Почему именно…»). : - Постарайтесь избегать при ответах детей слов «Стоп!», «Достаточно!», «Хватит», и. т. п. Словарная работа (объяснение или уточнение значений слов) также ведется по ходу чтения, тогда она становится понятной и мотивированный, так как именно во время чтения воспитателю и детям бывает ясно какие слова нуждаются в толковании.
III этап. Работа с текстом после чтения Цель этого этапа - достижение понимания на уровне смыла (понимание основной мысли, подтекста). 1. Беседа по проблемному вопросу ко всему тексту в целом. Результатом этой беседы должно стать понимание основной мысли произведения. 2. Рассказ воспитателя о писателе. 3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора. 4 Выполнение творческих заданий (иллюстрирование, составление схем к тексту, инсценирование и др.).
Чтобы лучше понять теорию, я предлагаю по пробовать на практике.
Практикум по технологии продуктивного чтения
Задание. Установите правильный порядок действий воспитателя при
организации работы дошкольников с художественным текстом (соедините
стрелками / проставьте буквы).
Этапы
работы с текстом Порядок Действия воспитателя
До
чтения
1 А. Рассказывает о писателе
2 Б. Обсуждает с детьми смысл заглавия
3
В. Рассматривает с детьми предтекстовую
иллюстрацию
Во время
чтения
4 Г. Выявляет первичное восприятие
5
Д. Организует первичное чтение в режиме
диалога с автором
6 Е. Проводит обобщающую беседу
7
Ж. Организует выполнение творческих
заданий
После
чтения
8 З. Предлагает прочитать ключевые слова
текста
9 И. Организует перечитывание текста