Чепкова Светлана Анатольевна
Консультация для воспитателей «Речь воспитателя — его визитная карточка»
▼ Скачать + Заказать документы
Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой!
Аристотель.
Речь – это визитная карточка каждого человека, насколько грамотно он выражается, зависит его успех, как в повседневном общении, так и в профессиональной деятельности. Ещё Антон Павлович Чехов отмечал, … «слово сопровождает нас повсюду, а наш язык – признак ума или глупости. Всякая интеллектуальная профессия – речевая, поэтому «цветами красноречия усыпан путь в любой карьере»». Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми в образовательных учреждениях.
Публикация «Консультация для воспитателей „Речь воспитателя — его визитная карточка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Характерной особенность детей младшего дошкольного возраста является подражание всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, объяснить это можно своеобразием их восприятия и мышления. В образовательном учреждении ребё нок находится достаточно много времени и общение с педагогами: их речь, поведение, внешний облик находятся в постоянном поле зрения детей, и является образцом для подражания. Думаю, вы согласитесь, что речь дошкольников напрямую зависит от качества речи педагога.
Оказывается, исследованиями речи педагогов посвящают свои работы многие ученые: Г. О. Винокур, И. В. Щерба, В. А. Ицкович, Ф. П. Филин, они сформулировали основные требования к речи педагога.
Требования к речи педагога
Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т. к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутри текстовой связи.
Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др., способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.
Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
А еще я думаю, что важна дикция.
Возрастная и педагогическая направленность-умение общаться с детьми разных возрастов на понятном, соответствующим возрасту языке.
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Парой даже квалифицированные педагоги, речь которых соответствует этим всем требованиям, используют слова паразиты, а иногда диалект и жаргонные слова. Это недопустимо, так как механизм речевого развития дошкольника основан на подражание взрослому.
Остановимся подробнее на словах-паразитах. Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию, «режут слух». Слова-паразиты прицепляются обычно к тому человеку, который часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, как правило, их не замечает. Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э. Мошковской:
Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак-
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители-
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.
Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.
Кстати есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира. Если человек употребляет слово-паразит:
• «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно и никаких сложностей!
• «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину.
• «Сами понимаете» - это классический пример «маленького» человека – робкого и постоянно перед всеми извиняющегося.
• «Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.
Как избавиться от слов паразитов?
Научиться их слышать. Педагоги советуют придумать характерный жест, слово или звук ( например: щелчок пальцами, кукареканье, который вы будите повторять всякий раз, когда произносите слова паразиты. Постепенно вы научитесь замечать и быстро заменять подобные слова.
Еще один профессиональный инструмент воспитателя голос.
Голос — профессиональный инструмент воспитателя. И им надо уметь владеть. Характерная ошибка многих педагогов — стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А «секрет» для установления здоровой тишины в помещении очень прост: разговаривать с ребятами голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо, а при необходимости (как исключение) громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды,— это утомляет и взрослого, и детей.
Имеет огромное значение, с каким выражением лица разговаривает педагог с детьми. Особенно это важно для малышей — ведь по выражению лица старшего им легче определить смысл сказанного.
Наряду с различными компонентами речи следует уделять внимание мотивационной стороне данного вопроса.
Помимо всего перечисленного речь педагога является мотивационной основой образовательной деятельности дошкольника.
Исследования показали, что более 30% воспитателей чаще всего используют в речи приказы, указания и распоряжения. Данные методы взаимодействия требуют от детей исполнительности, создают напряженность, страх, неуверенность в себе и зависимость от оценки педагога. Однако постоянное использования похвалы о поощрения может привести к тому, что ребенок будет активен только при условии признания его успехов и, при этом будет абсолютно зависим от других. Не получив однажды похвалы он будет испытывать тяжёлое чувство неудовлетворенности. Поэтому педагогам необходимо контролировать, и обосновано использовать в речи похвалу и указания.
Важно помнить, что ребенок-не объект воспитания, а равноправный участник воспитательно-образовательного процесса. Просто он еще мал и прислушивается к каждому нашему слову.
Как сказала Дымченко Галина Васильевна:
Для всей планеты нет дороже достоянья.
И мы должны его беречь.
В дни радости, и злобы, и страданья,
Бессмертный дар-родную речь.