Елена Русак
«Развитие эмоций у дошкольников в процессе театрализованной деятельности». Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед Русак Елена Николаевна
«Развитие эмоций у дошкольников в процессе театрализованной деятельности»
Уважаемые педагоги!
В настоящее время одной из актуальных проблем воспитания и образования детей дошкольного возраста является проблема развития эмоций. Достаточное эмоциональное воспитание обеспечивает ребенку высокую динамику развития эмоциональной лексики, паралингвистических средств общения, речевой коммуникации, формирования связной и интонационной стороны речи.
Публикация «„Развитие эмоций у дошкольников в процессе театрализованной деятельности“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
К сожалению, ряд причин замедляют развитие эмоций у детей дошкольного возраста. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети меньше общаются с взрослыми и сверстниками, а ведь только общение в значительной степени обогащает чувственную сферу, делает человека отзывчивым к чувствам других.
Феномен «засушенное сердце», о котором писал Л. С. Выгодский, не потерял актуальности в наше время. Детям трудно не только мимическими средствами передать страх, удивление, гнев, но и эмоционально адекватно выразить свое высказывание. Их речь интонационно монотонная и невыразительная.
Опыт коррекционной работы показывает, что у большинства дошкольников имеются недостатки в выражении эмоционально-смыслового высказывания, признаки гипомимии, проявляющиеся в трудностях выражения на лице эмоциональных состояний.
Н. Ф. Губанова в пособии «Театрализованная деятельность дошкольников» говорит о значении театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы ребенка.
Основной целью театрализованной деятельности, по ее мнению, является «формирование творческого мировосприятия жизни, художественной зоркости, развитие воображения, эмоциональной сферы, игровых умений». Одной из основных задач, по ее мнению, является приобщение детей к миру игры и театра, развитие потребности в активном самовыражении, в творчестве. Одним из основных принципов является принцип сотворчества взрослых и детей. Основным методом работы является метод драматизации, позволяющий решать воспитательные задачи через воплощение в художественный образ.
Театрализованная деятельность и эмоциональное воспитание в детском саду могут пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли и др.) могут вноситься в содержание праздников и развлечений.
В педагогической литературе понятие «театрализованная игра» тесно смыкается с понятием «игра-драматизация». Одни ученые отождествляют эти два понятия, другие считают игры-драматизации разновидностью сюжетно-ролевых игр.
Игры – драматизации представляют собой произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом – сценарием игры.
Согласно исследованиям Л. В. Артемовой, театрализованные игры различаются в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывается сюжет. Все театрализованные игры в этом случае делятся на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм относятся настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. В этих играх ребенок действует за всех персонажей.
К играм-драматизациям Л. В. Артемова относит игры, основанные на действиях исполнителя роли (взрослого или ребенка, который при этом может использовать надетые на руку куклы бибабо или пальчиковый театр, а также элементы костюма.
Театр взрослых – очень действенная форма, так как позволяет достигать сразу нескольких целей: дает возможность детям накопить необходимые художественные впечатления; дает представление о том, что такое театр; дает образец творческого поведения педагогов; пробуждает у детей желание играть в театре; способствует развитию эмоционально-чувственной сферы.
Театр взрослых – это педагогический театр. Он организован не стихийно, а в соответствии с целями дошкольного образования, его деятельность направлена на всестороннее развитие ребенка средствами театрально – игровой деятельности. Работа педагогов в этом театре требует от них необходимых артистичных качеств, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, некоторых музыкальных способностей и др. Педагогический театр влияет на самого педагога, который идет в своем развитии от стихийных, одиночных ролей в единичных спектаклях к многоплановым ролям. Сопутствующие успех и удача в исполнительской деятельности приносят педагогу необычайную радость, удовлетворение от педагогической деятельности, желание творчески работать. Н. А. Ветлугина говорит, что, чтобы воспитать ребенка как творческую личность, необходимо начинать с самих педагогов. Никогда еще нетворческий, равнодушный педагог не смог взрастить творческого воспитанника.
Исследователи считают, что сказка вводит ребенка в воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. В самом начале сказки ребенок встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Это свидетельствует о сильном воздействии сказки на эмоционально-нравственную сферу детей. Артистичный взрослый является образцом творческого поведения в глазах ребят.
Развитие творческой активности и эмоционально-волевой сферы детей происходит под непосредственным руководством педагога. Он побуждает детей к общению в игре, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации. Для этого воспитатель использует этюды, тренинги и упражнения, которые развивают навыки театрально-игровой деятельности.
Этюды – это эмоционально-игровые ситуации, в которых ребенок по предложенной взрослым теме создает определенные художественные образы («Расцветает цветок», «Котята просыпаются», «Котенок радостно бежит», «Грустный утенок гуляет по лужам»). Такие этюды можно назвать играми-этюдами, так как в них на первый план выступает игровая составляющая.
Упражнения служат для оттачивания какого-либо навыка, но и здесь художественно-игровая задача выходит на первый план.
В процессе театрализованной игровой деятельности воспитатель заботится о развитии интонации, мимики и движения детей. Это достигается при помощи выразительных показов взрослого, когда он использует игровой материал. Всякое обращение к ребенку должно иметь эмоционально-выраженную речь, которая говорит о том, что хочет сказать своим обращением воспитатель. Ребенок постепенно учится подражать, «считывать» информацию и овладевает выразительными средствами.
Уважаемые педагоги! Выразите, пожалуйста, свое отношение к данной проблеме и свои предложения! С наилучшими пожеланиями успехов в работе учитель-логопед Русак Елена Николаевна.