Оксана Колпакова
Консультация для воспитателей «Утренний сбор как способ организации свободного общения детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошее начало – половина дня.
Неслучайно утреннему сбору детей в детском саду педагоги уделяют особое внимание. Чем позитивнее утро, тем продуктивнее пройдет день. Творческий подход к встрече дошкольников позволяет не только настроить их на положительное общение, но и создает условия для речевого развития, а также формирования хорошего настроения.
Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Утренний сбор как способ организации свободного общения детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Для полноценного речевого развития ребенка необходима соответствующая развивающая речевая среда. Поэтому в детском саду этому должно уделяться особое внимание. В этом направлении педагоги проводят организованную образовательную деятельность. При развитии речи ребенка педагоги работают над расширением словарного запаса детей, развивают его звуковую культуру, грамматический строй и так далее.
Особое значение для формирования речевых навыков имеет свободное общение (с детьми и взрослыми). Но усвоенные слова могут остаться в пассивном словаре ребенка. Чтобы пассив перенести в активный словарь, нужна жизненная потребность, которая возникает у ребенка, когда он общается со сверстниками. В разговоре со взрослыми ребенок не прилагает особых усилий для того, чтобы его поняли. Потому, что взрослый всегда найдет с ним общий язык. Но сверстники не будут угадывать его желания и настроение друг друга. Тогда ребенку ничего не остается делать, как стараться выразить свои мысли, намерения, желания. Именно потребность быть услышанным делает речь дошкольника более понятной.
В ходе организации режима пребывания ребенка в детском саду педагог должен использовать разнообразные методы и формы совместной деятельности. Прежде всего, это создание условий и способов организации режимных моментов, сюжетно-ролевой игры, продуктивной и театрализованной деятельности, которые являются прекрасным средством освоения дошкольниками образовательной области «Коммуникация».
Замечено, что застенчивые дети и дети с нарушением речи трудно реализуют себя, поэтому присутствует чувство незначимости ребенка в какой-либо сфере деятельности.
Ни для кого не секрет, что дети с трудом встают утром, не хотят идти в детский сад. Родителям приходится долго уговаривать ребенка. Поэтому основными задачами утреннего приема являются :
- установление комфортного социально-психологического климата в детском коллективе через свободное общение со сверстниками;
- развитие самостоятельности, самоорганизации.
В ходе свободного общения дети могут высказываться, выслушивать друг друга, получая удовольствие в общении; сопереживать друг другу; выбирать собеседника по своему желанию.
Утренний сбор для дошкольника – это, прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.
Педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и добра. Педагогам следует проявлять умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликты, организовывать созидательную совместную деятельность. Для этого можно выделить несколько основных этапов.
С целью установления эмоционального контакта утренний сбор следует начинать с приветствия, в котором педагог и дети выражают чувства радости от встречи или сожаление по поводу отсутствия заболевшего товарища, а также высказывают комплименты, касающиеся внешнего вида, душевных и деловых качеств.
В качестве сигнала утреннего сбора можно использовать колокольчик. Дети усаживаются в круг, взрослые занимают наиболее выгодную позицию для работы и контроля ситуации, поскольку каждый ребенок находится в поле зрения. Воспитатель поворачивается к ребенку слева и приветствует его. Дети продолжают приветствие друг другу по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю.
Обмен информацией – второй этап утреннего сбора, основной темой которого являются «Добрые дела». Здесь дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Затем можно организовать обсуждение. Для этого можно использовать коробочки красного и синего цветов. Таким образом, по одному выступлению задается три вопроса и звучит столько же комментариев.
Следующий этап утреннего сбора – групповая деятельность. На этом этапе проводятся дидактические игры. Например, игра «Скажи по-другому». Воспитатель говорит : «Ваза из хрусталя», «Шляпка из соломки». Ребенок отвечает: «Ваза хрустальная», «Шляпка соломенная» и так далее. При этом каждый ребенок принимает участие, потому что передается из рук в руки мягкая игрушка по кругу. Или другая игра – «Приехала тетя и привезла в подарок…».
Четвертый этап утреннего сбора – ежедневные новости – настраивает детей на активное общение между собой, как вербально, так и невербально.
В ходе этого этапа педагог сообщает воспитанникам информацию :
- о календарных событиях,
- о плане деятельности на текущий день,
- об особом событии – дне рождения одного из воспитанников.
Таким образом, утренний сбор – один из способов организации свободного общения и развития речи дошкольников. В ходе утреннего сбора дети учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, толерантность, чувства эмпатии, формируются нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что их любят и принимают такими, какие они есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ как у детей, таки у педагогов формируется положительное настроение на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.
Игры на общение.
«Пресс-конференция»
Цели:
- развивать навыки эффективного общения;
- воспитывать желание общаться, вступать в контакт с другими детьми;
- учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.
Содержание игры:
Участвуют все дети группы. Выбирается любая, но хорошо известная тема, например: «Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и так далее. Один из участников пресс-конференции – «гость» - садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников.
Примерные вопросы к теме «Мои друзья» :
• Много ли у тебя друзей?
• С кем тебе интереснее дружить: с мальчиками или девочками?
• За что любят тебя друзья, как тебе кажется?
• Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше?
• Как нельзя поступать с друзьями?
«Секрет»
Цели:
- формировать желание общаться со сверстниками;
- преодолевать застенчивость;
- учить находить различные способы для достижения своей цели.
Содержание игры:
Всем участникам ведущий раздает небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку и др. Это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет». Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать, говорить комплименты, обещать угощение, не верить, что в кулачке что-то есть и т. д.).
Список используемой литературы:
1. Бычкова С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. – М. : 2002.
2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М. : Мозаика – Синтез, 1999.