Консультация для воспитателей «Влияние физкультминуток на работоспособность детей дошкольного возраста»

Татьяна Сердюк
Консультация для воспитателей «Влияние физкультминуток на работоспособность детей дошкольного возраста»

Содержание Программы детского сада предусматривает значительный объем знаний и достаточно высокий уровень умственного развития детей. Овладение знаниями осуществляется преимущественно на занятиях, где дети находятся в неподвижном положения. Следует отметить, что статическая нагрузка является самой тяжелой для дошкольников. Во время статического напряжения происходит снижение обмена веществ, замедление тока крови и кровоснабжения мозга, повышается артериальное давление, учащается пульс, нарушается дыхание. Эти изменения приводят к снижению умственной работоспособности, утомлению.

Быстрая утомляемость, которая происходит вследствие истощения нервных клеток, особенно свойственна маленьким детям. Это обусловлено тем, что для дошкольников характерна неустойчивость нервных процессов, повышенная возбудимость коры головного мозга.

Утомление является основной причиной различных стойких нарушений функции коры головного мозга, проявления нервности, что может привести к невротическим состояниям различной степени. Поэтому переутомление нервной системы отрицательно сказывается на развитии ребенка, его здоровье и поведение. Следовательно, важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить первые его признаки и как можно быстрее снять их.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ УТОМЛЕНИЯ /по Н. Акоариной/:

- нарушение недавно сформированных умений;

- нарушение координации мелких движений, замедленность их;

- длительные отвлечения;

- примитивные манипуляции /накладывание, постукивание, бросание пред-метов и др. /

- появление ранее существовавших, но уже изжитых автоматических движений, например сосание пальцев, раскачивание;

- повышенная раздражительность;

- зевота.

Исследования показали, что первые признаки утомления появляется у детей средней группы на 7-9 минуте занятия, старшей - 10-12-й, в подготовительной к школе - на 12-14-й.

Эффективным средством предупреждения утомления, улучшения общего состояния являются Физические упражнения. Под их влиянием увеличивается количество импульсов, поступающих из двигательно - вестибулярного и других анализаторов. Более интенсивно работают железы внутренней секреции, что приводит к возбуждению нервной системы, повышению ее работоспособности. Одновременно происходит восстановление функций тех центров, которые находились в активном состоянии при умственной работе.

Физические упражнения особенно повышают последующую работоспособность при сложной умственной деятельности. Поэтому в детском саду на занятиях широко используются физкультминутки. Их рекомендуется проводить в течении 1,5 - 3 минут.

Основные требования при организации Физкультминуток:

1. Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.

2. Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади.

3. Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающую функциональную деятельность всех органов я систем.

4. Комплекс физкультминуткиобычно состоит из 2-3 упражнений: для рук и плечевого пояса типа потягивания - выпрямление позвоночника,расширение грудной клетки: руки в стороны или вверх - в стороны, к плечам, перед собой; для туловища - наклоны, повороты; для ног - приседания, подскоки и бег на месте.

Известно, что положительные эмоции влияют на регуляцию деятельности всех внутренних органов, повышая тонус коры головного мозга, побуждают к активной деятельности. Учитывая это, а также образность мышления дошкольников их стремление к игровой деятельности в комплексы физкультминуток широко вводятся имитационные упражнения в сопровождении стихов.

При подборе упражнений необходимо помнить об объеме и характере двигательной активности на занятии. Так, на занятии по развитию математических представлений дети выполняют некоторые движения руками, раскладывая, переставляя мелкие предметы и пособия. На занятиях по изобразительной деятельности в напряжения находятся мелкие мышцы кистей рук. Поэтому в физкультминутки наряду с другими нужно включать упражнения на расслабление мышц рук.

Почти отсутствуют движения на занятиях по развитию речи. В данном случае требуется введение интенсивных движений о большой амплитудой, а также энергичных движений кистей (сжимание, разжимание, вращение, повышающих тонус коры в целом.

Определенное значение имеет и смысловое содержание физкультминутки. Если упражнения даны в виде образов или заданий и они связаны с содержанием занятия, то переход от занятия к физкультминутке, и наоборот, совершается легко.

Однако следует отметить, что на некоторых занятиях (например по изобразительной деятельности) дети бывают настолько увлечены, что отрывать их не целесообразно. Утомление проявляется лишь при нарушении осанки (низкий наклон головы, изгиб туловища в сторону и т. п.)

В таких случаях достаточно дать одно-два упражнения, сидя на выпрямление корпуса.

Если упражнения не связаны с содержанием занятия, то переключение с одной деятельности на другую происходит труднее. При этом нужно акцентировать внимание детей на отдельных качественных сторонах движения, что повышает их физиологический эффект. Так, во время вращения рук, согнутых в локтях, воспитатель подчеркивает: "Локти отведите назад, как можно дальше, спина прямая, голову не опускать". Такие упражнения целесообразно использовать в подготовительной к школе группе, так как у детей этого возраста более устойчиво внимание и лучше концентрация возбудительный процессов.

Следовательно упражнения используемые в физкультминутке должны быть эмоциональными, достаточно интересными. Плюс физкультминуток заключается еще ив том, что они развивают словарный запас, связную речь, автоматизируют поставленные звуки.

Публикации по теме:

Картотека физкультминуток для детей младшего дошкольного возраста Физкультминутки проводятся в летнее время на участке во время прогулок. 1. Физкультминутка «Мы гуляем» Воспитатель читает стихотворение,.

Картотека физкультминуток для детей младшего дошкольного возраста. 2 часть Физкультминутки проводятся на участке во время летних прогулок. 1. Физкультминутка «На полянке» Воспитатель читает стихотворение, показывая.

Картотека физкультминуток для детей среднего дошкольного возраста 1. «Зоопарк» В зоопарке живет слон - Мы топаем, как он. Дети громко топают ногами на месте. Мы лошадок увидали И копытами стучали. Дети.

Картотека физкультминуток «Зима» для детей младшего дошкольного возрастаКартотека физкультминуток «Зима» для детей младшего дошкольного возраста «Снежок» Дети стоят кружком, держась за руки. Воспитатель проговаривает. Выпал беленький снежок, Собираемся в кружок. Мы потопаем, мы.

Консультация для родителей «Влияние колыбельных на развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста» Древние говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен. Колыбельные - самые древние песни человечества, обладающие огромной.

Консультация для родителей «Влияние компьютерных игр на развитие детей дошкольного возраста» Компьютерные игры - сравнительно новый вид творческих игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы. Развитие.

Консультация для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» Получить в детстве начало эстетического воспитания – это значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения.

Консультация для воспитателей «Влияние пения на развитие музыкальных способностей детей младшего возраста» Теоретические исследования проблемы развития музыкальных способностей детей в процессе певческой деятельности. Традиционно в отечественной.

Консультация для родителей «Работоспособность детей дошкольного возраста» Консультация для родителей Работоспособность детей дошкольного возраста Под работоспособностью понимается способность человека развить.

Сборник физкультминуток для детей дошкольного возраста МДБОУ «Детский сад №35» СБОРНИК ФИЗКУЛЬТМИНУТОК ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА оформитель Воспитатель Курлыханова Вера Владимировна.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Влияние физкультминуток на работоспособность детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 20 декабря 2018 в 23:22
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 мая. День божьих коровок на МААМ

Очередной тематический день посвящен божьей коровке, которая у многих народов считается талисманом удачи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом насекомом...

11 мая. День грозы и молнии на МААМ

Очередной тематический день мы предлагаем посвятить чудесным явлениям природы, которые особенно ярко проявляются в мае и июне. Изучаем с детьми особенности грозы, грома и молнии; говорим не только о...


Горячие темочки