Консультация для родителей «Влияние колыбельных на развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Надежда Янкова
Консультация для родителей «Влияние колыбельных на развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Древние говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен. Колыбельные - самые древние песни человечества, обладающие огромной силой внушения. Мать баюкала дитя и напевала простые ласковые слова. Эту песню потом повторяла дочь, добавляя что-то своё. Сегодня научно доказано, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Слушая колыбельные песни, малыш защищает свою психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения.

А слова могут быть совсем простые:

В избу Дрёма пришла

И по зыбочке брела,

К Лене в зыбочку легла,

Лену ручкой обняла.

Спи-ка, Леночка, усни,

Крепкий сон к тебе приди.

Ручки белые прижми,

Глазки милые сожми.

Несущие свет и добро, колыбельные у многих народов играют роль оберега. А, кроме того, это важная составляющая в развитии личности ребёнка. Наукой доказано, что дети, которым не пели колыбельных песен, вырастают более эгоистичными и злыми людьми, менее успешными и подверженными психическим расстройствам. Недаром на Востоке о недостойном человеке говорят: «Видно, мать не пела песен над его колыбелью».

Доверие к миру!

Мудрецы говорят, что судьба человека определяется в раннем детстве. Счастлив тот, у кого оно было безоблачным. Очень важно сформировать у крохи уверенность, что жизнь светла и радостна. Психологи называют это базовым доверием к миру. На этом глубинном чувстве основывается жизненный оптимизм взрослого, его желание преодолевать любые невзгоды. Говорят, что в тяжёлые дни военной блокады люди на улицах передвигались особым образом: они бессознательным образом раскачивались из стороны в сторону. Словно вспоминая собственное детство, они укачивали себя, пытаясь хоть чуточку облегчить страдания …

Первый год жизни – особенный во многих отношениях. И любовь нужна ребёнку как воздух! Есть много способов выразить её. Кормите своего малыша грудным молочком, будьте всегда рядом, чаще берите кроху на руки, балуйте и хвалите его, качайте и пойте колыбельные песни. Пусть ребёнок купается в ласке и будет защищён от любых бед. Нежные слова колыбельной помогут ощутить связь с самым родным и близким человеком – мамой, вызовут ответное чувство привязанности и любви.

Будь здоров, кроха!

Снискавший мировую славу французский доктор Мишель Оден в своей книге «Возрождённые роды» писал: «Новорождённые нуждаются в том, чтобы их носили, качали мамины руки». Что касается отечественной медицины, то еще в 1913 году наш выдающийся психоневролог академик В. М. Бехтерев организовал комитет по изучению воспитательного и лечебного действия музыки. Он считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет усталость и придает физическую бодрость, а также неоднократно подчеркивал важную роль колыбельных песен для полноценного развития маленького ребенка. Укачивание ребёнка стали недооценивать во второй половине ХХ столетия; педиатры, занятые бактериями и калориями, мало думали о вестибулярной функции, которая регулирует баланс и моторную координацию, и которой необходима стимуляция – в нашем случае укачивание для развития. Другими словами здоровье ребёнка – в ваших руках. Просто не забывайте его качать, когда поёте ему колыбельную:

Ой, люли-люлюшеньки,

Баюшки-баюшеньки…

Сладко спи по ночам,

Да расти по часам.

Речь, ритм, слух

Напевая колыбельные, мы чаще всего качаем ребёнка или похлопываем его по спинке. И это замечательно! Чувство ритма необходимо человеку для усвоения речи. Слова колыбельной часто непритязательные, но при простоте - ярки и образны. Ребёнку эти двустишья подходят как нельзя лучше: слова проникают глубоко в сердце, а ритм впитывается всем телом.

Колыбельные - это огромный потенциал для развития ребенка с самых первых дней жизни, это ласковый голос мамы, её теплые руки. Через пение ребенок получает первые уроки развития речи. В ответ маме он начинает "гулить", а значит, развивается его гортань – главный инструмент нашей речевой деятельности. Колыбельная рассчитана на свойства памяти младенца, который еще не может прочно запоминать словесную информацию. Привыкая к повторяющимся интонациям песни, ребенок начинает делать различие между отдельными словами, что помогает ему лучше и быстрее овладевать речью, делать для себя понятным ее содержание. Колыбельные песни состоят практически из существительных и глаголов, в текстах песен находит отражение только то, что малыш в состоянии реально воспринимать: предметы и их движение.

Характерным для колыбельных являются различные повторения, в которых фигурируют звуковые сочетания, слоги, отдельные слова и их цепочки – за счет этого идет обогащение словаря ребенка. Однако колыбельные нужны не только младенцам, но и более взрослым детям. Они дают азы грамматического строя речи, помогают образовывать однокоренные слова (например, "кот", "котенька", "коток", "котик", "котя").

В старшем дошкольном возрасте важной задачей становится выработка дикции. Известный факт, что у ребенка в этом возрасте еще недостаточно координированно и четко работают органы речевого аппарата. Многие дети отличаются излишней торопливостью в речи, нечетким произношением слов, "проглатыванием" окончаний или излишне замедленной манерой произношения слов. Колыбельные лаконичные и четкие по форме, они глубокие и ритмичные, поэтому, повторяя их, дети преодолевают эти недочеты речи. Главное влияние пения колыбельных на детей – развитие гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, формирование правильного произношения звуков, освоение интонационных богатств и различного темпа речи. Песни помогают малышу запоминать слова, их значения, порядок слов в предложении. Кроме того, последние исследования показали, что с помощью певучих колыбельных у ребенка постепенно формируется фонетическая система языка, он лучше воспринимает и запоминает эмоционально окрашенные слова и фразы, а значит, раньше начнет разговаривать.

Самые лучшие колыбельные — народные. Те самые, которые про «котика-котка», про «петю-петушка», про «улетели гули» и «серенького волчка». Они, как нельзя лучше, подходят самым маленьким слушателям.

Пой, мамочка!

Желание баюкать дитя под звуки колыбельной так естественно! Возможно, профессионал справиться с этим лучше. Но не спешите ставить диск или кассету с записью. Разве, не лучше живой и тёплый голос мамы? А еще колыбельная — это единственный момент в долгом и трудном дне, когда мама и малыш, наконец-то, остаются вдвоем, совсем как недавно, когда он лежал, уютно свернувшись в родном тепле, и ничего не слышал, кроме ее родного голоса…. Бывает, что будущие мамы не поют своему ребенку сами, сомневаясь в своих вокальных способностях, боятся повредить музыкальный слух ребенка. А между тем именно пение мамы целительно для малыша. Отсутствие музыкальных способностей - не повод отказывать ребенку в колыбельных песнях. Самое главное - помнить, что музыку надо пропустить через себя. Как это сделать? Просто тихонько подпевайте. Ребенку не важно, есть ли у мамы слух, красивый ли у нее голос. Ему важно в первые дни своей жизни видеть доброе лицо, слышать плавную размерную речь, любовные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Сама фонетика этих звуков несет положительную окраску, вне зависимости от того, каким голосом их исполняют. А еще хорошо, когда мама на незатейливую мелодию кладет собственные слова: что вижу, то пою. И здесь, вовсе, неважно поэтическое мастерство или умелая рифма — важны простые мамины слова, простые мамины мысли, из которых вырастает большой мир ребёнка. Колыбельные – это передача любви и нежности. Тихий материнский напев дает ребенку ощущение защищенности и надежности, уверенности в себе. Как считает болгарский психотерапевт П. Рандев, это поможет быть ему уравновешенным, спокойным и доброжелательным в дальнейшем. Есть среди колыбельных и такие, которые можно отнести к категории страшилок. Вы тоже их знаете.

Баю-баюшки- баю,

Не ложися на краю,

Придёт серенький

волчок,

Да ухватит за бочок,

И утащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

Такие песенки тоже нужны. Во-первых, они в образной форме дают ребёнку понять:есть мир «свой» и «чужой»… Нашему малышу надо быть осторожным, слушаться взрослых и не уходить «на границу-край». Маленьким деткам пока туда нельзя…

Как выяснилось, маме полезно петь колыбельные песни. Это как своеобразная психологическая помощь. Профессионалы утверждают, что так женщина «выпевает» свою усталость и подсознательное раздражение на ребёнка.

Вот опять в дом приходит дрёма и угомон, мама берёт дитя на руки и поёт ему, нежно покачивая…. Казалось бы, простые слова, переложенные на музыку… Но они пробуждают в человеке чувство родной земли, родного языка и материнской любви.

Пойте своим детям, хотя бы до трех лет, когда они укладываются спать, и продолжайте петь им еще в течение пяти минут после засыпания. Со временем колыбельные дополнятся сказками, разговорами по душам. У вас сложится собственный ритуал общения с ребенком перед сном. Не жалейте на это время! Иногда это может занять десять минут, а иногда может растянуться и до получаса. Все может подождать. Нет ничего важнее общения с ребенком! Старайтесь не потерять нить, начавшуюся с пения у колыбели младенца незамысловатых песенок, и вы легче достигнете взаимопонимания со своими повзрослевшими детьми.

Так что пой, мама!

При подготовке статьи были использованы материалы:

• Наталья Кулакова, «Баю-баюшки-баю», журнал «Мой ребёнок» (сайт журнала: http://www. moy-rebenok.ru

http://www.solnet.ee/parents/log_65_3.html

http://www.allwomens.ru/9745-vliyanie-peniya-kolybelnyx-na-detej.html

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста». Презентация Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним. В дошкольном.

Консультация для педагогов «Влияние пальчиковых игр на развитие детей младшего дошкольного возраста» 1 слайд. Известный ученые говорили: «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал Аристотель. «Рука – это внешний мозг» - писал Кант.

Консультация для родителей «Влияние семейного общения на развитие речи детей старшего дошкольного возраста» Тема: Влияние семейного общения на развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Консультация для родителей «Влияние колыбельных на развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 19 июля 2018 в 16:29
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Тема: «Мастерская игрушек»
«Мастерская игрушек» Задачи занятия: — Закреплять у детей знания об игрушках: их значение, правила пользования. — Воспитывать бережное отношение к игрушкам,...
Фотоотчет «Яблоки с узорами из семечек дыни» поделки к Яблочному Спасу
Уважаемые коллеги! Каждый год к Яблочному Спасу мы с детками своими руками украшаем яблочки. Мне приятно посмотреть какие были яблочки в прошлом году....
Конспект НОД по лепке в младшей группе «Мышки очень любят сыр».
Образовательные задачи: -учить передавать в лепке сходство и характерные особенности мышки; -закрепить приемы лепки туловища ( скатывания большого шара,...
Двигательные навыки
Двигательные навыки - это определенные функциональные образования, своеобразные формы управления движениями. К закономерностям формирования двигательных...
Планирование в средней группе с 13.08–17.08.2018 г по теме: «Что такое хорошо и что...
Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо». Цель: Развивать коммуникативные навыки детей, учить играть дружно, делиться игрушками, вежливо обращаться друг к...