Оксана Фокина
Консультация для воспитателей «Влияние общения детей в коллективе сверстников на психическое здоровье ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Изучая проблему взаимоотношений детей со сверстниками в старшем дошкольном возрасте я выяснила, что занимаясь этим вопросом зарубежная психология всегда уделяла большое внимание изучению личности, как таковой, в коллективе. Советские же психологи вели исследования самих коллективов, не уделяя нужного внимания изучению личности в этом коллективе.
В этом, по моему мнению, состоит основное отличие исследований зарубежных психологов и отечественных.
Публикация «Консультация для воспитателей „Влияние общения детей в коллективе сверстников на психическое здоровье ребенка“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В настоящее время намечается тенденция к исследованию нашими психологами именно личности в коллективе, ее положения в нем.
Я изучила материалы многих отечественных психологов и считаю что, основная заслуга в изучении этого вопроса принадлежит таким психологам как А. В. Киричук, который выяснил, что с возрастом повышается избирательность в сфере межличностных отношений. Я. Л. Коломенский показал, что у дошкольников подгруппы детей, имеющие более благоприятное положение и подгруппы детей, имеющие низкий статус очень контрастны. В исследованиях Л. И. Уманского изучаются вопросы лидерства, развития организаторской деятельности и организаторских способностей. В работах В. С. Мухиной я узнала, что этот психолог попыталась наметить линии, по которым общение со сверстниками влияет на психическое развитие ребенка. Большой вклад в разработку вопроса о взаимоотношениях дошкольников внесла Т. А. Репина. В частности ею были проведены исследования зависимости положения ребенка в группе от результатов конструктивной деятельности.
Истоки формирования личности лежат в дошкольном детстве. В этом возрасте ребенок наиболее сензитивен для формирования добрых чувств к другим людям.
В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга три формы общения со сверстниками : эмоционально-практическое, ситуативно-деловое и внеситуативно-личностное.
Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное отношение.
В старшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Ребенок уже может дифференцировать свои личностные отношения. Межличностные связи становятся более избирательными и приобретают относительно устойчивых характер. В этом возрасте довольно высока степень ориентированности детей в качествах сверстников. В этот возрастной период присутствует ситуативно-деловая форма общения, но к концу дошкольного периода у детей начинает складываться форма общения внеситуативно-деловая. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, то есть умения видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями. Дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими.
Своеобразие детского коллектива состоит в том, что в нем в концентрированном виде выражены основные общественные отношения. Разбираясь в отношениях, возникающих между членами группы, я выдвинула три ведущих критерия: 1) эмоциональный, 2) оценочный и 3) функциональный. По эмоциональному критерию все отношения ребенка к другим членам группы можно разделить на три основные типа: дружеская взаимопомощь, партнерство и сосуществование. По оценочному критерию отношения ребенка еще сложнее, т. к. он по разному относится к сверстникам, которых высоко оценивает, и детям, которых оценивает низко. Что касается классификации по функциональному критерию, то отношения делятся на официальные, связанные с выполнением определенных общественных функций, и неофициальные.
Взаимоотношения детей в группе, в силу недостаточности их социального опыта, очень динамичны. Система отношений взрослого с ребенком оказывает значительное влияние на поведение детей в группе сверстников.
Общение дошкольников со сверстниками на протяжении всего периода вырисовывается как очень содержательная и глубокая деятельность, удовлетворение потребности в которой существенно важно для душевного комфорта детей.