Виктория Новожилова
Консультация для воспитателей «Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
«Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность»
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский/
В настоящее время политика государства в сфере репродукции и воспитания подрастающего поколения направлена на улучшение положения семьи как института социализации. В этой связи перед российским педагогическим сообществом встаёт проблема поиска новых современных подходов к организации взаимодействия детской образовательной организации с семьями своих воспитанников.
Публикация «Консультация для воспитателей „Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Семья, как известно, играет важную роль в формировании личности ребёнка. Воспитывать своего ребёнка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Но надо помнить что семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания.
Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка. Поэтому, считается главным в этом направлении установление доверия между семьёй и детским садом, которое позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов.
Совместная работа педагогического персонала ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы организации обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.
Опыт работы показывает, что осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания, преодоление их дистанцирования от детского сада позволяют значительно повысить эффективность воспитательно-образовательной работы и подготовить детей к школьному обучению.
.
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные, творческие формы общения с родителями, реализующие принципы партнерства и диалога
Они построены в форме игры, направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают включаться, думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.
Уже давно психологи и педагоги единогласно утверждают, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребенка: совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Кроме того, совместная творческая деятельность – интересное времяпровождение.
Творческие мастерские как форма активного вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ
Можно предложить, организовать в ДОУ творческую мастерскую – как одну из современных и нетрадиционных форм взаимодействия с родителями, совместного сотрудничества, которые позволили бы не только учесть актуальные потребности детей и родителей, но и сделать родителей своими помощниками.
Почему все–таки семейная творческая мастерская? Сама творческая атмосфера встреч побуждает родителей раскрыться, поделиться своими знаниями, умениями и учиться у других, а также познать своего ребенка, его способности и возможности гордиться им. Что может служить для такого сближения? Только сам ребенок. Сотворчество родителя и ребенка, их тесное общение в творческой атмосфере, где раскрываются их таланты, где они учатся друг у друга, дают возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому. Данный вид деятельности очень значим для ребенка. Все дети испытывают дефицит общения с мамой и папой, для них очень важно играть, мастерить, рисовать, творить вместе с родителями. Ведь в процессе такой деятельности малыши гораздо быстрее учатся новому, а главное чувствуют моральную поддержку, становятся увереннее в себе и самостоятельнее
Основная цель работы творческой мастерской в детском саду – укрепление детско-родительских отношений через организацию совместной творческой деятельности.
Творческая мастерская в детском саду направлена на решение следующих задач:
1. Расширить представления родителей воспитанников о творческой деятельности
2. Формирование заинтересованного отношения к процессу и результату совместной деятельности в творческой мастерской.
3. Развитие детско-родительских отношений на основе совместной деятельности.
4. Развитие эмоциональной сферы детей. Учить детей радоваться удачам других детей (радость при дарении поделок, выполненных своими руками).
5. Развитие творческого союза родителей (законных представителей) и ребенка, их тесное общение, где раскрываются таланты детей, потребность участия в воспитании ребенка совместно с ДОУ.
Алгоритм подготовки и проведения творческих мастерских в ДОО.
I этап
Предварительная работа
• подготовка презентации, которая сопровождает ход творческих мастерских, иллюстрирует их содержание;
• оформление буклета, схемы этапов работы и т. д. ;
• выполнение домашнего задания (по необходимости) — знакомство с историей и традициями какого-либо праздника, сбор и подготовка природных материалов и др. ;
• чтение литературных произведений, рассматривание иллюстраций и др. ;
• подготовка и организация рабочего пространства и необходимых материалов.
Творческая мастерская в детском саду организуется в группе один раз в квартал. Тема каждой предстоящей встречи, особенности работы сообщаются родителям посредством афиш-приглашений. В среднем встреча длится от 40 до 60 мин.
Как правило, встречи в творческой мастерской в детском саду требуют предварительной подготовки, которая предусматривает проведение воспитателями бесед с детьми, рассматривание иллюстраций, выполнение воспитанниками совместно с родителями домашних заданий (подготовка выступления, заготовка природного материала и т. д.).
II этап
Проведение творческих мастерских
• знакомство участников встречи с историей и возможностями техники, в которой предстоит работать;
• показ и объяснение этапов работы с материалами;
• обсуждение предстоящей деятельности, возможных сложностей, трудностей и путей их преодоления;
• непосредственно совместная детско-родительская деятельность.
Перед началом практической деятельности педагог знакомит участников встречи с историей и возможностями техники, в которой предстоит работать. Это может быть декупаж, квиллинг, обращение с полимерной глиной и т. д. Затем он показывает и рассказывает об этапах работы.
Традиционно творческая мастерская в детском саду сопровождается красочной презентацией, которая иллюстрирует слова педагога. После этого обсуждаются предстоящая работа, возможные сложности, трудности и пути их преодоления.
В процессе взаимодействия педагог оказывает индивидуальную помощь: помогает с определением основной идеи поделки, напоминает технологию ее изготовления.
III этап
Заключительный этап:
• подведение итогов;
• проведение рефлексии;
• обмен подарками;
• освещение итогов работы творческих мастерских на сайте ДОО.
На заключительном этапе подводятся итоги и проводится рефлексия. Положительные эмоции от детского творчества в детском саду подкрепляются дополнительными подарками — это может быть, например, буклет, в котором рассказывается о технике, изучаемой на данной встрече, а также представлены новые идеи или выполненная поделка.
Традиционно работа творческой мастерской приурочена к различным календарным праздникам.
Так, на пример: дети и родители с удовольствием встречаются и творят в преддверии Новогодних праздников, где они изготавливают елочные игрушки, праздничные сувениры для своих друзей или близких. Хочется отметить, что родители приходят в удобное для них вечернее время.
Творческая мастерская была открыта и в канун Дня защитников Отечества и 8 марта для изготовления подарков. На пример: в преддверии 8 марта, мамы по приходу угадывают свой портрет, висящий на праздничном стенде, который дети рисовали накануне. Далее каждая мама вместе с ребёнком выбирает тот уголок творчества, в котором они хотели бы проявить свои умения.
Может это будет творческая мастерская, под названием: «Любящее мамино сердечко», где они сотворят сердце на стенде из оригами «Гвоздика», выполненное из салфеток красного цвета.
А может быть это будет «Рукодельница», где они изготовят игольницу из открыток.
А может быть мама с малышом выберут творческую мастерскую, под названием «Цветы», где они выполнят аппликацию «Цветок» из цветных ниток.
Может быть им понравится «творческая мастерская» - «Декупаж», где они украсят тарелочки салфетками.
Может быть им захочется вышить в творческой мастерской «Вышивка».
Детям, чьи мамы ещё не подошли можно предложить пока поработать в центре пластилинографии и сделать в подарок маме открытку из пластилина и макаронных изделий.
Такая совместная деятельность детей и родителей очень сближает их, открывает им много новых идей для творчества, способствует установлению доверительных отношений между ними и сказывается положительно на ребенке. Помогает родителям лучше понимать своего ребенка и приучает его к сотрудничеству.
Практическая часть
И. В. Уважаемые педагоги. Сегодня в преддверии очень важного для каждого ребёнка праздника я приглашаю вас принять участие и проявить своё творчество в работе творческой мастерской, посвящённой «Женскому дню 8 Марта».
И. В. И так как в творческую мастерскую приглашаются дети и родители, то нам с вами нужно разделиться на семейные команды.
Посмотрите на свои медальки, которые вы выбрали в начале нашей встречи. У тех, кого медальки большого размера- это мамы, а у детей медальки маленького размера.
И. В. А теперь познакомимся: Итак, в наших творческих мастерских участвуют: Семья «Улыбок» : мама- Наталья, дочь Мария и т. д. (семьи Радуги, Солнышко, Ромашек, Непоседы, Одуванчики, Веснушки, Светлячки, Капитошки, Жемчужинки).
И. В. С этого момента у нас в гостях не педагоги, а мамы и дети.
Сегодня у нас открыты следующие творческие мастерские :
«Пластилинка» - где вы с помощью одного из видов изобразительной деятельности - пластилинографии изготовите цветы;
«Волшебная салфетка» - где вы сможете украсить декоративные тарелочки цветами в технике декупаж;
«Цветик-семицветик» - где вы можете проявить свои таланты в аппликации цветов из разноцветной бумаги;
«Пуговка» - где вы изготовите аппликации из пуговиц;
«Ниточка» - в которой вы можете украсить цветы разноцветными нитями.
И. В. Уважаемые мамы и дети. Подумайте, чем вы бы хотели заняться. Я предлагаю вам договориться, выбрать «творческую мастерскую» по душе.
Звучит фоновая музыка. «Мамы» и «дети» рассаживаются за столами и занимаются творчеством.
По окончании каждая «семья» представляет выполненную работу.
Рефлексия: Уважаемые педагоги. На своих столах вы видите маленькие цветочки 3-х цветов. Я предлагаю вам выбрать:
если на сегодняшнем мастер-классе подчерпнули для себя что-то новое и интересное, и с удовольствием будете применять подобную форму в своей работе, то возьмите красный цветочек;
красный цветочек; ну а если вам не всё сегодня было понятно, то возьмите оранжевый цветочек. А теперь я вас попрошу подойти и разместить их на этой полянке.
Вывод:
Таким образом творческая мастерская – как одна из форм взаимодействия детского сада с родителями помогает не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным клубом для детей и родителей.
Подобная форма вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс ДОО способствует установлению партнерских отношений между педагогами и родителями, позволяет объединить их усилия в вопросах воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей.