Оксана Терещенко
Консультация для воспитателей детского сада «Выразительные средства детского рисунка»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей детского сада
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЕТСКОГО РИСУНКА
1) линия
Первые средства, которые открывает для себя ребёнок, лежат как в орудиях изобразительной деятельности, так и в самих спонтанных каракулях ребёнка.
Каракули продолжают существовать в рисунках детей всех возрастов в переработанном и трансформированном виде (волосы – зигзаги и спирали, мех – удлиненные штрихи, румянец – окружности).
Публикация «Консультация для воспитателей детского сада „Выразительные средства детского рисунка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Рисование. Консультации для родителей
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Тщательность проведения изображающей линии – выражение отношения к изображаемому:
- красивое – с максимальным старанием (сложная, выразительная линия, меняет толщину линии)
- некрасивое – нарочито небрежно (простая проволочная линия – одинаковая толщина).
2) цвет
В 3-4 года красивое изображается яркими, чистыми красками, преимущество отдается желтой, оранжевой, красной, голубой, изумрудно-зелёной. Части дети выбирают для раскраски изображаемого предмета цвет, не соответствующий натуре («неподражательный цвет»). Иногда изображаемый предмет раскрашивается сразу несколькими яркими красками (у самолёта одно крыло красное, другое – синее, хвост – жёлтый). Типичны рисунки, где изображения закрашены сплошь разноцветными полосами и точками.
- красивое – цвет тёплый, локальный, чистый, разнообразное сочетание цвета.
- некрасивое – небрежно, закрашивается чёрной, коричневой, синей краской.
С 4-5 лет решение красиво – некрасиво идё т двумя противоположными путями:
с 4-5 лет до подросткового возраста решают тему красивого и некрасивого исключительно цветом.
- красивое – тёплый цвет (жёлтый медведь)
- некрасиво – холодный, небрежно (для ребёнка не важен действительный цвет реального предмета) – чёрный тигр, тёмно-синяя баба-яга.
Неподражательный цвет используется в рисунках двух типов :
1тип – рисунок в виде схемы или иконического изображения.
2 тип - беспредметные рисунки в виде цветовой композиции (пятна, полосы, диффузные пятна).
Во 2 типе самое красивое – тёплые, чистые цвета, рисунок ритмичен, круговые направления («чистый воздух, ветерок, хорошее настроение»).
Самое некрасивое – грязные пятна, сделанные путём смешения разных красок. («грязь, пурга, гроза, каляки-маляки»).
Красный волк – хороший волчок, бедненький, которому страшно в лесу, где много охотников.
Серый волк – зубами щёлк – страшный и опасный.
Переходя на реальную передачу цвета изображаемого предмета, ребёнок увеличивает яркость любимых цветов – ярко-красный румянец, более зеленая трава (банты, платья, украшения - яркие). При передаче некрасивого ребёнок может наделить этот предмет нереальным цветом.
Ребёнок положительно оценивает рисунок, если в нем есть соответствие цвета реальному цвету предмета.
Часто дети, усвоив значение цвета, и пользуясь в рисунках реальными цветами предметов сбиваются на произвольную раскраску.
Присвоение значение цвета как признака предмета происходит в процессе практического воспитания.
3) орнаментация.
- красивое – часто украшается орнаментом. Красота часто связана с симметрией (уравновешенность, согласованность, которая прослеживается в орнаменте.
- некрасивое – никогда не украшается.
симметричные композиции.
4) гиперболизация качеств или отдельных элементов изображения.
Используется для усиления впечатлений (у плачущего – поток слёз, замарашка вся в грязи).
Дошкольники часто преувеличивают части тела, чего школьники уже не делают. (Волк хочет съесть зайца – пасть у волка превосходит намного размеры зайца).
5) использование символики (совокупность условных знаков). Часто дети используют пунктирные линии, стрелки, точки, рисуют бомбы, свастику, сердце, голубя.