Екатерина Гагиева
Консультация для воспитателей «Взаимосвязь темперамента и формирования полоролевой идентичности»
▼ Скачать + Заказать документы
Полоролевое воспитание рассматривается в педагогике как важное направление воспитания, способствующее полноценному развитию личности мальчиков и девочек, освоению ими психологических черт мужественности, женственности, половых (гендерных) ролей.
Подходы в гендерном (полоролевом) воспитании мальчиков и девочек связанны с особенностями психики и активности детей.
Ребенок относится:
Публикация «Консультация для воспитателей „Взаимосвязь темперамента и формирования полоролевой идентичности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- к «активным детям с выраженной потребностью в действии и свободе» или к детям, «ранимым, послушным и чувствительным к нарушению порядка, нуждающимся в поддержке со стороны взрослого и в ощущении надежности, безопасности»;
- категории «детей-исследователей, склонных к независимости, познанию и овладению любой ситуацией», или к «обаятельным детям-фантазерам и мечтателям, ориентированным на реализацию потребности в близком и дружественном общении с окружающими людьми».
Первый ребенок из каждой пары нацелен на освоение новых территорий, преодоление препятствий, формирование самостоятельности и независимости; второй – на адаптацию к окружающему миру, его «присвоение»; он отличается неуверенностью в себе и ориентирован на получение социального одобрения. Первые дети из названных пар подходят под классическую модель воспитания мальчика, вторые – под модель воспитания девочки. Например, как в этом случае будут выглядеть психолого-педагогические рекомендации по развитию и воспитанию девочки в игре.
Если девочка адаптивная, старательная, ответственная и исполнительная, очень чувствительная к нестабильности и нуждается в надежности и порядке, в традициях общения, то при организации игрового взаимодействия с ней рекомендуется следующее:
- до игры нужно провести с ней экскурсию, вовлекая в комментирование происходящего и обсуждение увиденного природного или общественного явления;
- дома необходимо ласково, спокойно предложить поиграть в то, что вы с ней увидели, заинтересовать доброжелательной эмоциональной атмосферой и интересом к желаниям и переживаниям ребенка;
- в начале игры взрослый должен обговорить с девочкой сюжет, помочь создать воображаемую ситуацию, используя комментирующую и планирующую речь, эмоциональные вопросы к ребенку;
- в игру можно и нужно вносить образные игрушки – аккуратные и красивые, вполненные в соответствии с эстетическими требованиями – и показывать, как их можно обыгрывать и с ними разговаривать;
- обыгрывая игрушку, взрослый должен показать алгоритм действий с ней и научить девочку эмоциональному отношению к игрушке, выполнению ролевых действий с ней. После проигрывания сюжета взрослым он должен предложить поменяться ролями с девочкой и обязательно выразить свое опережающее одобрение ее действиям. При этом нужно по ходу игры уточнять действия девочки, предлагая ей объяснить смысл игровой ситуации;
- игра должна иметь логичное завершение, необходимо заранее предупреждать ребенка о том, что через 10-15 минут пора ее заканчивать. В завершении игры важно не забыть похвалить ребенка, выразить одобрение действиям девочки;
- при организации игрового взаимодействия такой девочки с детским коллективом взрослый должен помнить, что проще привлечь к ней внимание других детей, попросить более активных и доброжелательно настроенных ребят вовлечь ее в игру и поддержать девочку.
Если девочка – общительный, обаятельный, чувствительный и ранимый ребенок, с хорошо развитым воображением и литературными способностями, родителям можно посоветовать:
- создавать яркую воображаемую ситуацию, эмоционально вовлекая в нее девочку. Сама игра должна быть эмоционально насыщенной, поэтому рекомендуется использовать сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-драматизации. Такие игры могут иметь продолжение;
- использовать предметы – заместители и игру с одушевленными – образными – игрушками, постепенно вводить новые персонажи, а игру – девочка с таким типом темперамента играет с большим интересом, если игра многоперсонажна;
- использовать экспрессивные оценочные высказывания, выражающие поощрение, опережающую поддержку и эмоциональное одобрение действиям ребенка. Необходимо также уточнять отношение девочки к тому или иному персонажу;
- в играх девочка заново переживает проблемные ситуации – способна их проанализировать с другой точки зрения и выработать алгоритм их решения при помощи взрослого. Обыгрывание ситуаций ее общения с детьми в группе позволит определить особенности взаимоотношения девочки со сверстниками и нащупать проблемные места. Девочка, действуя от лица игрового персонажа, способна справиться с проблемами, которые для нее неразрешимы в жизни;
- игра для такой девочки может быть и средством утешения, переключения с негативных переживаний на позитивные, только для этого нужно, чтобы она задавала позитивный настрой, показывала, как решаются самые сложные ситуации, и убеждала ее, что не все так плохо, как девочке кажется. Через такую игру ребенку возвращается вера в людей и добро.
Несколько по-другому выглядят рекомендации для родителей мальчиков.
Если мальчик – очень активный и живой ребенок, у которого выражена потребность в действии и свободе, ориентированный на сиюминутность, спонтанность и удовольствие как стиль жизни, его родителям рекомендуется:
- постоянное обновление игровой среды, привлечение мальчика к участию в ее изменении (при этом нельзя, чтобы в поле зрения ребенка было много игрушек сразу – это приведет к быстрому угасанию интереса к ним);
- создание взрослым воображаемой ситуации при манипулировании предметами и игрушками и обыгрывании среды, демонстрация способов замещения функций предметов и целого ряда процессуальных действий с ними: такого мальчика интересует сам процесс действия с предметами, инструментами и игрушками, а не результат;
- предоставление мальчику возможности придумать в игре новый способ выполнения игрового задания («А как сделать по-другому? Как можно сделать еще? Что нам для этого понадобится?» и т. д.);
-умение разнообразить процессуальную игру мальчика внесением игрового персонажа, введением правил игрового поведения от его лица;
-предпочтение мальчиками подвижных игр предполагает введение динамических сюжетов и для сюжетно-ролевой игры (по типу игр-путешествий и приключений) или создание условий для двигательной разрядки во время игры;
- нужно приучать мальчика убирать за собой игрушки, подключаясь к их уборке вместе с ним или представляя эту ситуацию как соревновательную;
- в общении и играх с таким мальчиком приветствуется использование соревновательных ситуаций и спортивных игр: у него слишком много энергии, чтобы она могла быть реализована только через манипулирование с предметами и сюжетно-ролевую игру.
Если мальчик – серьезный и независимый ребенок-исследователь, стремящийся к тому, чтобы все знать, понимать, уметь объяснять, контролировать и управлять, памятка для родителей может выглядеть следующим образом.
- вовлечь мальчика в игру может конструктивная и предметно-практическая деятельность с игрушками, носящая экспериментальный характер. Поэтому общение ребенка и взрослого в процессе игры должно быть направленно на отражение в игре обнаруженных свойств игрушки («Что это? Что с ним можно делать? Почему он такой?») и поиск альтернатив игровым действиям («Как сделать по-другому? Что будет, если?.»);
-в играх взрослый должен уступать мальчику главную роль, используя косвенные методы руководства игрой (при наличии игрового материала игровая задача формулируется не прямо, а косвенно: «в машине кончился бензин: пора заправляться» и др.). При этом не следует поощрять стремление ребенка быть во всем первым и главным: при демонстрации мальчиком этого желания нужно объяснить ему, что важнее быть «настоящим мужчиной», уметь проигрывать и сдерживать себя;
- особый интерес у мальчика вызовут режиссерские игры, созданные на основе игровых макетов руками ребенка и взрослого, по следам прочитанных литературных произведений. При этом нужно обратить внимание на необходимость выполнения игровых правил;
- когда ребенок станет постарше, предпочтение следует отдавать играм познавательного плана (дидактические, настольно-печатные, головоломки и т. д.) и конструктивным.
Если тип темперамента совпадает с гендерными ожиданиями, воспитывать такого ребенка – и мальчика и девочку – достаточно легко. Если получается наоборот, например, от мягкого и ранимого мальчика требуют мужественного поведения, это может привести к невротическим реакциям. То же самое случится с девочкой-сорванцом, «папиной дочкой», которой без конца делают замечания за несносное поведение. Между тем от активного и жизнерадостного ребенка – мальчика или девочки – нельзя требовать полного послушания и бездействия в ситуациях, где он (она) проявляет любопытство и любознательность, стремясь исследовать окружающий мир или дать сдачи тому, кто посягает на его (ее) свободу.