Ольга Микушева
Консультация для воспитателей «Этикет с малых лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Давным-давно люди поняли, как важно поддерживать друг с другом хорошие, добрые отношения. Это трудно, потому что каждый человек думает и поступает по-своему, у людей разные взгляды на жизнь и разные интересы. Чтобы никого не обижать напрасно, чтобы быть приятными и привлекательными, люди придумали и установили особый порядок поведения, удобный для всех, и назвали его этикетом.
Публикация «Консультация для воспитателей „Этикет с малых лет“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Обучение детей правилам и нормам поведения, принятым в обществе, является одной из важных задач в системе образования и воспитания подрастающего поколения, способствует успешной социализации личности. Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения. Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребёнка. Он, подражая взрослому человеку, начинает осваивать основные нормы общения.
Одна из профессиональных обязанностей воспитателя детского сада – обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время еды. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих. Умение вести себя за столом, пользоваться приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе.
Культура еды, умение культурно принимать пищу - один из первых навыков, который должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежды во время еды - всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых.
Создание культурных привычек начинайте с воспитания аккуратности и чистоплотности. Уже с трёхлетнего возраста ребенок может сам с некоторой помощью взрослых одеваться, застелить свою кровать, может помогать в уборке комнаты.
Человек, умеющий вести себя за столом, выглядит красивым и привлекательным, оставляет приятное впечатление о себе. Несмотря на банальность, тема остается актуальной и сегодня. Наблюдения показывают, что без специальной подготовки процесс формирования культуры поведения за столом приобретает бытовой характер (учим вести себя так, как привыкли сами). Важно создать комфортные условия для приема пищи: продумать расположение столов, соответствующую сервировку, подачу блюд.
В настоящее время правила столового этикета стали общепринятыми формулами поведения во время приема пищи. Их можно условно разделить на несколько групп.
- Как сидеть за столом (спину держать прямо, локти слегка прижать к туловищу, запястьями коснуться края стола, голову слегка наклонить, ноги поставить вместе, к столу вплотную не придвигаться; за стол нужно садиться в опрятном виде, с чисто вымытыми руками).
- Как общаться за столом (говорить вполголоса, вежливо обращаться с просьбой, благодарить, не говорить с полным ртом).
- Как правильно и красиво сервировать стол (учитывать законы сервировки и эстетики).
- Как пользоваться столовыми приборами и принадлежностями
(ложку держать в правой руке, подносят ко рту широкой стороной, ближе к зауженному краю, содержимое медленно выливают в рот; вилку можно держать и в правой, и в левой руке: в правой – когда стол сервирован только вилкой, в левой – когда вилкой и ножом; бумажной салфеткой пользуются только один раз, при необходимости берут другую, а использованную, вытерев рот, пальцы и слегка скомкав, кладут под край тарелки.
Целесообразно столы ставить так, чтобы дети во время еды видели глаза сверстников. На чистом столе должны находиться общие предметы, необходимые детям во время еды: солонка, хлебница, салфетница с салфетками.
Во время приема пищи следует разрешить детям при необходимости обращаться к взрослым и сверстникам, а дома – к родителям. При этом не следует одергивать детей и делать им замечания. Психологический комфорт ребенка в садике во многом зависит от того, как в нем организовано питание. И здесь все важно: и качество блюд, их разнообразие и сама процедура приема пищи.
Чтобы дети получили удовольствие от всего процесса пищи, лучше всего использовать технологию семейного стола. Она заключается в следующих правилах:
- взрослые должны есть вместе с детьми,
- за столом дети должны общаться,
- за столом должен быть глава,
- манеры детей за столом обсуждению взрослых не подлежат.
Зачем же за столом с детьми должен обязательно сидеть взрослый? Прежде всего, чтобы создать дружескую атмосферу, научить детей расслабляться, отдыхать. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, необходимость его соблюдения во время застолья. Между людьми, вместе принимающими пищу, возникают особые, наиболее тесные отношения.
Не следует допускать, чтобы прием пищи превратился в поле битвы за хорошие манеры детей. Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений и благодаря среде, в которой постоянно вращаются дети. В нашем случае – среда – это взрослые в детском саду.
Общение с детьми во время еды требует тщательной подготовки. Поддерживать беседу во время еды – это целое искусство. Но самое главное – беседы не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Лучше поговорить на нейтральные темы, например, о продуктах, из которых приготовлен обед, или поделиться впечатлениями о прожитом отрезке дня. Дети, поев, вытирают рот салфеткой, благодарят и встают из-за стола. Ждать остальных не следует.
Занятия по столовому этикету можно проводить и с небольшими подгруппами в виде игровых ситуаций, упражнений, а также и со всей группой – беседы, тематические занятия. Например, на занятии, посвященном посуде и столовым приборам, воспитателю рекомендуется использовать различные игры с посудой, настольное лото, викторины, таким образом, закрепляем знания детей о видах посуды (столовая, чайная, кофейная, о назначении разных видов посуды, о материалах, из которых изготовлена посуда.
Столовая глубокая тарелка – для первого блюда, мелкая тарелка для вторых горячих блюд, иногда мелкую тарелку ставят как подставную под тарелку с супом. Тарелка мелкая поменьше – закусочная, для салатов. Также можно использовать мелкую тарелку еще меньшего размера - она называется хлебная. Для чая, какао, кофе предназначены чашки с блюдцами. Для воды, сока компота лучше использовать стаканы и бокалы. Кроме посуды необходимы столовые приборы: ножи, вилки, ложки. Столовые нож и вилка – для вторых горячих блюд. Столовой ложкой мы едим супы и молочные каши.
Сервировка стола начинается со скатерти или индивидуальной салфетки, клеёнки, напротив каждого стула ставится тарелка, справа от нее кладут столовый нож лезвием к тарелке, слева вилка зубчиками вверх. Суповую ложку нужно положить справа от тарелки, углублением вниз, затем кладется нож. Чашка с правой стороны от тарелки ручкой вправо, чтобы удобнее брать.
Дежурство по столовой проводится со 2 младшей группы. Дети – помощники. Начиная со средней группы, ребёнок, дежурящий по столовой, должен самостоятельно разложить вилки, ножи и ложки; поставить хлебницы, вазочки с салфетками; раздавать второе блюдо; собрать посуду. На дежурство по столовой назначается по 2 ребёнка. Дежурные заходят пораньше, моют руки, надевают фартуки, косынки или колпачки и полностью сервируют стол в соответствии с числом детей и убирают после еды.
Частично дети убирают каждый сам за собой. Каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывает её на другие (если пом. воспитателя не успела её убрать, а чашку относит на раздаточный стол
Дежурные должны убирать посуду, салфетницы, хлебницы, скатерти, чтобы, не задерживаясь, лечь спать вместе с другими детьми.
Дежурные должны накрывать на стол в соответствии с меню, которое должно быть им известно от воспитателя. Воспитатель проверяет выполнение дежурными их работы, делает соответствующую оценку и привлекает к ней детей.
В старших группах увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в её процессе, деловитости и самостоятельности. Дежурные проявляют выдумку в украшении стола (цветы, салфетки разложить интересно, необычно и т. д.).
Воспитателю в детском саду следует постоянно отрабатывать с детьми навыки красивого и правильного приема пищи, умение пользоваться приборами и салфетками и обучать мы этому начинаем с 5-6 лет. С этого возраста необходимо приучать пользоваться ножом и вилкой. В правой руке держат нож лезвием вниз, в левой вилку, зубчиками вниз, ножом нарезают пищу на кусочки, придерживая вилкой. Также нож помогает положить гарнир на вилку.
Кусок хлеба берем из хлебницы рукой, не касаясь других кусков, и кладем на свою хлебную тарелку, которую можно заменить бумажной салфеткой. Левой рукой отламываем от куска небольшой кусочек и съедаем. К этому же времени следует научить ребенка пользоваться вилкой, держа ее левой рукой. К помощи ножа приходится прибегать довольно часто. Им разрезают рыбную гастрономию, мясо (говядину, свинину, баранину, телятину, птицу, дичь).
Не стоит нарезать сразу несколько кусочков — мясо остынет и станет невкусным. Так можно резать только детям, которые еще не привыкли есть самостоятельно или умеют пользоваться лишь вилкой.
Клецки, галушки, вареные овощи не режут ножом, а в случае необходимости делят на кусочки вилкой.
Если на столе зразы, тефтели, голубцы или другие рубленые блюда, употребление ножа излишне. Их едят вилкой, держа ее в правой руке. Ребенка надо приучать к тому, что нарезать ножом можно только ту пищу, которую невозможно отделить с помощью вилки. Поэтому рубленые котлеты, запеканки, пудинги, рыбу и т. п. он должен есть только при помощи вилки, без ножа. Пока ребенок не привыкнет пользоваться ножом, он помогает себе, поддерживая пищу хлебной корочкой, которую держит в левой руке.
Еще одно правило – уметь пользоваться салфеткой. Полотняную салфетку, сложенную пополам, кладут на колени. Ею нельзя вытирать нос или лоб, можно лишь промокнуть уголки губ. Выходя из-за стола, кладем салфетку сложенной на хлебную тарелку. Эта салфетка не меняется в течение всего застолья. Бумажные салфетки меняют по мере надобности. Закончив есть блюдо, вытрите салфеткой губы, затем руки и положите ее на использованную тарелку.
Умение жить в коллективе сверстников, имеет большое значение для будущего школьника. Вот и надо ежедневно, используя каждое пребывание ребенка в детском саду, дать ему возможность овладеть, необходимыми нормами морального поведения в коллективе сверстников. Конечно, ребенок не всегда в дальнейшем будут иметь такие же благоприятные условия для проявления полученных знаний и их совершенствования. Но все то, что он получил в дошкольном детстве, пригодится и поможет ему.