Ольга Пьянзева
Консультация «Дыхательная гимнастика как здоровьесберегающая технология в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Ольга Пьянзева.
Консультация «Дыхательная гимнастика как здоровьесберегающая
технология в ДОУ».
Пьянзева О. В.
Консультация
«Дыхательная гимнастика как здоровьесберегающая
технология в ДОУ».
Публикация «Консультация „Дыхательная гимнастика как здоровьесберегающая технология в ДОУ“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
В современном мире проблема здоровья детей носит глобальный характер. К сожалению, в настоящее время участились случаи аллергических проявлений дыхательных путей, а также респираторных заболеваний.
Дыхание является важнейшей функцией организма. От дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям.
Немаловажное значение в физическом развитии детей имеют специальные дыхательные упражнения. А дыхательная гимнастика – неотъемлемый компонент лечения любых заболеваний дыхательных путей, укрепления здоровья и надежная профилактика ОРВИ. Регулярные занятия укрепляют дыхательную мускулатуру и иммунитет ребенка, даже когда он здоров.
В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.
Поэтому педагоги большое внимание уделяют дыхательным упражнениям на учебных занятиях и в свободной деятельности, это способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких.
Существуют разные комплексы дыхательных упражнений, основанные на совокупности приемов: глубокое и поверхностное дыхание, его задержке и искусственном затруднении. При занятиях вырабатывается привычка делать вдохи и выдохи правильно и ритмично.
Дыхательная гимнастика имеет много преимуществ:
- дыхательные упражнения можно сочетать со всеми циклическими упражнениями: ходьба, бег, плавание и другие виды;
- дыхательная гимнастика – отличная профилактика болезней;
- дыхательная гимнастика – повышает мышечный тонус, укрепляет иммунитет;
- гимнастика доступна людям всех возрастов;
- занятия дыхательной гимнастикой не требуют специальной одежды, особого помещения;
- дыхательная гимнастика способствует развитию речевого аппарата.
Дыхательная гимнастика может использоваться в режимных моментах в течении всего дня – в проведении утренней гимнастики, во время физкультурных занятий, в подвижных играх как в помещении, так и на прогулке; в проведении физкультминуток; пальчиковой гимнастики; в проведении беседы; в гимнастике после сна.
При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
1. Выполнять упражнение не более 5 – 10 минут каждый день, в зависимости от возраста детей.
2. Проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях.
3. Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.
4. Дозировать количество и темп проведения упражнений.
5. Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот.
6. Вдыхать легко и коротко, выдыхать - длительно и экономно.
7. В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.
8. После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.
Дыхательные упражнения для детей младшего возраста носят игровой характер и включают произнесение звуков:
«Паровоз» - ходьба с имитацией руками движений колес паровоза, произнося при этом «чух – чух».
«Пузырики» - малыш делает глубокий вдох через нос, надувает «щечки-пузырики» и медленно выдыхает воздух через чуть приоткрытый рот. 2-3 р.
«Ворона» - сесть прямо, поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох, произносить «кар –р – р». 2-3 раза.
«Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.
«Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». 2-3 раза.
Заниматься полноценной дыхательной гимнастикой детям рекомендуется с 5 лет. В этом возрасте ребенок начинает контролировать свое дыхание, оценивать свое самочувствие. Выполнять упражнения следует под контролем взрослого. Важное условие эффективности дыхательной гимнастики в том, что ее нужно выполнять регулярно, без перерывов.
Комплекс дыхательных упражнений.
Дыхательные упражнения можно проводить на занятиях классифицируя их по временам года, это поможет формировать представления об изменениях в природе и закрепить новые слова в речи детей.
Зима:
«Лыжник» - имитируем ходьбу на лыжах в течении двух минут. Выдыхая, произносим «м – м – м».
«Снег и ветер» - из маленьких кусочков ваты скатываем небольшие шарики
«снег» и выкладываем на стол. Ребенку предлагаем дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.
«Греем руки» - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
Весна:
«Кораблик» - ребенку предлагается широкая емкость с водой, в ней - бумажные «кораблики». Ребенок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его к другому «берегу».
«Жук – дровосек» - ребенок садится на пол, скрестив руки на груди, голова опущена вниз. Напрягаем грудную клетку, произнося звук «ж- ж – ж» - выдох. Теперь разводим руки в стороны, расправляем плечи, голову держим прямо – вдох.
«Веселая пчелка» - ребенок делает свободный вдох, на выдохе произносит «з – з – з», представляет, что пчелка села на руку (нос, ногу).
Лето:
«Летят мячи» - стоя, руки подняты вверх с мячом. Бросаем мяч вперед от груди. Выдыхая, произносим длительное «у – х – х». Повторяем 5-6 раз.
«Пилка дров» - встать друг напротив друга в парах, взяться парами и имитировать распиливание дров; руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.
«Шину прокололи» - сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух «через прокол в шине» - «ш – ш – ш».
«Носик нюхает приятный запах» - ребенок выполняет 10 вдохов – выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
«Осень» :
«Сбор урожая» - встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки – вдох (пауза 3 секунды). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3 – 4 раза.
«Деревья» - на картинку с деревьями, размером с четверть альбомного листа, наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромой. Получается, что деревья (крона дерева) находятся под тоненькими полосками гофрированной бумаги. Ребенку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно деревья.
С помощью дыхательных упражнений ребенок не только оздоровится, но и будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью. При регулярном выполнении дыхательной гимнастики простуды будут обходить вас стороной.