Наталья Путилова
Консультация «Фонематика и её нарушения»
▼ Скачать + Заказать документы
ФОНЕМАТИКА - различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи.
Когда она нарушена чаще?
При дизартрии (патологическое состояние, при котором человек не может нормально выговаривать звук, речь становится невнятной и причина- отсутствие иннервации речевой мускулатуры).
или при диспраксии (вид задержки реч. развития, при котором у ребенка есть проблемы с координацией и выполнением сложных действий, но при этом нет нарушений мышечного тонуса).
Давайте разберёмся.
Публикация «Консультация „Фонематика и её нарушения“» размещена в разделах
При диспраксии кинестетической (трудности с контролем и выполнением согласованных движений требующих быстрого темпа переключением движений, удержанием двигательной задачи; – связана с нарушениями артикуляционного уклада и выполнением мелких движений руками) как никогда важен акустический образ звука!
Если я не могу чётко услышать звук, то я не могу точно подобрать место для языка (для его уклада - артикуляции, правильно направить воздушную струю и тд.
На практике мы видим, что диспраксия у детей часто смешанная. Где есть Кинестетическая, там есть и Кинетическая (двигательная) –трудности с контролем и выполнением согласованных движений требующих быстрого темпа, переключением движений, удержанием двигательной задачи; возникает при вовлечении премоторной коры левого полуш). тоже!
Из опыта своей работы я наблюдаю, что у детей с диспраксией имеются фонематические нарушения!
Вот это одно из самых важных направлений при коррекции диспраксии!
При дизартрии степень выраженности
нарушений фонематической стороны речи зависит от степени выраженности
самой дизартрии.
У детей с псевдобульбарной дизартрией в следствие нарушения артикуляции звуков страдает как фонематический, так и фонетический слух, что создает патологическую основу для формирования навыков фонематического анализа и синтеза. Возникают трудности в усвоении письменной речи. Для предупреждения вторичных отклонений необходима своевременная диагностика нарушений, которая послужит опорой для индивидуальной коррекционной работы.