Получи документы

Консультация «Тяжелые нарушения речи детей дошкольного возраста»

Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Консультация «Тяжелые нарушения речи детей дошкольного возраста»

Какие общие и специфические задачи воспитания и обучения детей с нарушениями речи?

Исследование закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития,

- разработку методов ранней педагогической диагностики речевых

расстройств и, соответственно, педагогической типологии недоразвития речи

в дошкольном возрасте,

- определение принципов, содержания и методов коррекционного

обучения языку и речи.

[bВ чем состоят признаки нарушения речевого развития в раннем возрасте? [/b]

Публикация «Консультация „Тяжелые нарушения речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также условия окружающей среды

Основными причинами патологии детской речи являются:

- различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению

развития плода.

Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении

развития плода в период от 4 недель до 4 мес. Возникновению речевой

патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и

эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору

и др;

- родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к

внутричерепным кровоизлияниям;

- различные заболевания в первые годы жизни ребенка. В зависимости

от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают

речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи

являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты

и ранние желудочно-кишечные расстройства; травмы черепа,

сопровождающиеся сотрясением мозга; наследственные факторы. В этих

случаях нарушения речи могут являться лишь частичными проявлениями

общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и

двигательной недостаточностью ;

- неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к

микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции,

нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Давайте выделим ключевые положения психолого-педагогической классификации речевых нарушений, укажите ее роль в организации логопедического воздействия и разработке необходимых методов.

Дети с нарушениями речи подразделяются на ряд субкатегорий в зависимости от этиопатогенеза, клинической формы речевого дефекта, глубины и системной распространенности речевого расстройства, задач,

содержания и методов логопедического воздействия

Речевые нарушения у детей и подростков рассматриваются в

различных аспектах:

• в аспекте локализации поражения и психофизической организации

речевой деятельности (сенсомоторный уровень; уровень значений и смысла)

Расстройства фонационного оформления речи: афония, дисфония —

отсутствие или нарушение голоса, брадилалия — патологически

замедленный темп речи, тахилалия — патологически убыстренный темп

речи, заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи,

обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата, дислалия

— нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и

сохранной иннервации речевого аппарата, ринолалия — нарушение тембра

голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими

дефектами речевого аппарата,

дизартрия — нарушение произносительной стороны речи,

обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

Нарушение структурно-семантического оформления

высказывания: алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие

органического поражения речевых зон коры головного мозга,

афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная

локальными поражениями головного мозга. дислексия (алексия) — частичное (полное) нарушение процессов

чтения,

дисграфия (аграфия) — частичное (полное) специфическое нарушение

процессов письма.

Нарушение языковых средств общения (компонентов речи):

фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН, т. е. нарушение

процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с

различными расстройствами, вследствие дефектов восприятия и

произнесения фонем;

общее недоразвитие речи (ОНР 1 —3-го уровня, нерезко выраженное

общее недоразвитие речи, которое объединяет сложные речевые

расстройства, т. е. те случаи, когда у детей по разным причинам нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и

смысловой сторонам.

Нарушения в применении языковых средств общения в речевой

деятельности (коммуникативный аспект):

заикание,

проявления речевого негативизма и др.

В данной классификации нарушения письма и чтения трактуются как

отсроченные проявления ФФН и/или ОНР, обусловленные у детей

несформированностью фонетических и морфологических обобщений в

устной речи.

На основе психолого-педагогической классификации и цикла

исследований речевого и психического развития детей с разными видами

речевой патологии в ИКП РАО была разработана научно обоснованная

теория обучения детей с нарушениями речи и принципы комплектования

логопедических учреждений системы образования; организационные основы

функционирования дифференцированной сети учреждений для лиц с

различными формами речевой патологии

Основные задачи специальных программ развития речи дошкольника:

Эти задачи определяют общую стратегию коррекции речи ребенка, но

обязательно подразделяются на ряд более конкретных задач, определяемых

типом ведущего (первичного) дефекта в структуре речевого нарушения.

Характер коррекционного воздействия и выбор методических приемов

зависят от того, какие звенья речевой системы нуждаются в первоочередной

коррекции и формировании.

~ Психолого-педагогическое изучение детей для совершенствования

состояния познавательной и речевой деятельности.

~ Укрепление физического и психического здоровья детей.

~ Обеспечение интеллектуального и личностного развития

дошкольников.

~ Развитие эмоционально - волевой сферы.

~ Подготовка к успешному обучению к школе.

Коррекционно-развивающиеся задачи:

~ Развитие артикуляции, общей и мелкой моторики. ~ Развитие речевого дыхания у детей с тяжлыми нарушениями речи.

~ Формирование умения пользоваться голосом нормальной высоты и

силы.

~ Коррекция нарушений звукопроизношения.

~ Развитие и обогащение словарного запаса.

~ Развитие грамматического строя речи.

~ Формирование диалогической и монологической речи.

~ Развитие слухового, фонематического и зрительного восприятия.

~ Развитие памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы у детей.

~ Подготовка детей к письму, формирование графических умений.

Воспитательные задачи:

~ Формирование личностных навыков ребенка: самостоятельности,

дисциплинированности.

~ Формирование гигиенических умений и навыков.

Решение этих задач возможно в условиях комплексного подхода,

тесной взаимосвязи деятельности логопеда, воспитателя и родителей.

Логопедическое воздействие во всех его аспектах включает в себя:

устранение дефекта (например, дефектов произношения, голоса);

нормализацию речевых процессов (при заикании); минимизацию речевого

расстройства (при выраженной дизартрии, а также преодоление вторичных

влияний на личность и интеллект ребенка. В специальной методике обучения детей с общим недоразвитием речи

(ОНР) помимо взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности

реализуется принцип комплексной и ситуативно-тематической организации

речевого материала. Логопед преподносит детям в доступной форме

фонетику (в рамках коррекции произношения, грамматику (корригируя

аграмматизм, лексику родного языка (расширяя пассивный и активный

словарь). Однако выбор фонетического, грамматического и лексического

материала не является произвольным, он группируется вокруг типовой

коммуникативной ситуации.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для родителей «Поговорим о проблемах развития речи детей дошкольного возраста» Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Консультация с родителями «Связь речи и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Уже с первых дней жизни детей начинается их речевое развитие. Во время купания, кормления, у ребенка и мамы устанавливается эмоциональная.

Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 летРазвитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.

Развитие речи детей дошкольного возрастаРазвитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.

Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возрастаКартотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста Игры по развитию речи для детей Что за предмет? Цель: учить называть предмет и его описывать. Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Тяжелые нарушения речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 11 января 2020 в 22:58
+270Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 62.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД