Ольга Русина
Консультация для педагогов. «Формы сотрудничества с семьей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов. "Формы сотрудничества с семьей".
Семья это первый социальный институт для ребенка. В семье ребенок делает свои первые шаги в познании социального мира и социальной действительности. Но ребенок не может быть ограничен только миром семьи. Поэтому образовательная организация и семья должны объединить свои усилия в вопросах развития, воспитания и формирования личности дошкольника. Это необходимо для того, чтобы в будущем у ребенка не возникали проблемы и трудности при вхождении в новую социальную среду. В процессе социально-педагогической работы с семьей педагоги должны помнить, что на семью оказывают влияние: природа, среда, средства массовой информации, образ жизни т. д.
Публикация «Консультация для педагогов, „Формы сотрудничества с семьей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
С каждым годом все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители в свою очередь считают, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения.
Далеко не все семьи в полнои мере реализуют весь комплекс возможностей воспитания и обучения ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят заниматься воспитанием и обучением ребенка, другие не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно, четвертые – уверены, что они достаточно компетентны в вопросах воспитания и обучения собственного ребенка.
Таким образом, выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи. Необходим поиск новых, нетрадиционных форм сотрудничества с родителями, основанных на принципе единства воспитательных воздеи ствии.
Педагоги ДОУ должны стремиться к тому, чтобы сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Достичь качества в развитии, удовлетворить интересы родителей и детей, создать единое пространство в семье и ДОУ. Информировать родителей о ходе образовательного процесса. Привлекать родителей к активному участию в жизни группы.
Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открыты друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Для выстраивания основных направлений работы с родителями по социально – коммуникативному развитию необходимо придерживаться следующих принципов взаимодействия:
• Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
• Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы.
• Сотрудничество, а не наставничество. Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, заинтересованности разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты.
Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьёй.
Наиболее эффективными направлениями сотрудничества с родителями являются:
Родительские собрания;
Лектории;
Мастер-классы;
Заседания клуба «Семейная гостиная»;
Индивидуальные консультации;
Размещение материала на стенде для родителей;
Тренинги.
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей;
Дни открытых дверей;
Турниры знатоков;
КВН, викторины;
Праздники;
Семейные конкурсы;
Выпуск газеты;
Просмотры фильмов, мультфильмов;
Оформление групп;
Соревнования;
Благоустройство ДОО и территории.
Одна из сложных форм работы – родительские собрания. Не секрет, что многие педагоги испытывают затруднения как при подготовке, так и при выступлении перед родительской аудиторией. Родительские собрания проводятся в виде активных форм сотрудничества как деловые игры, круглые столы, тематические дискуссии, педагогические гостиные и т. д.
Очень хороши семинары-практикумы и мастер-классы, где вы говорите о важности социальной стороны развития ребенка и что-то разучиваете, показываете, как надо заниматься с ребенком.
- Дни открытых дверей дают возможность познакомить родителей с ДОУ, его традициями, правилами, особенностями образовательной деятельности. Можно показать фрагмент занятия по социальному развитию или режимный момент (например, коллективный труд детей).
- Родительские конференции. Основная цель конференции — обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Важно определить актуальную тему конференции («Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в социальном развитии ребенка»). К конференции готовятся выставки детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т. п.
Используются и такие формы взаимодействия как подготовка и проведение совместных праздников, развлечений, встреч с интересными людьми, походы, организация клуба «Выходного дня», издание семейных газет, журналов, тематических альбомов, защита семейных проектов, коллективный труд по уборке и озеленению участков детского сада, ремонт игрушек и мебели, выставки поделок, изготовленных родителями и детьми.
- Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.
В период непростого времени, пандемии, приходится по новому выстраивать методы и направления работы с родителями. Все массовые мероприятия отменены (родительские собрания, совместные праздники детей и родителей и др.). Нужно приспосабливаться к новым условиям работы, находить формы и методы взаимодействия с родителями.
- Беседы, консультации для родителей. Обычно они планируются и проводятся индивидуально. Цель консультации — усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Можете раздавать консультации в письменном виде. Например, в виде буклетов и листовок.
- «Родительская почта» или «Телефон доверия»- это разновидность консультаций для родителей. К примеру, в приемной 2 ящика – один для вопросов, другой для ответов.
- Оформление альбома «Спрашивайте – отвечаем». Такая форма даст вам возможность посмотреть специальную литературу, обратиться к психологу, логопеду, методисту, для того что - бы ваш ответ был полным и убедительным для родителя. Вопросы могут быть анонимны, тогда вы, отвечая, пишите: «Ответ на вопрос такой-то».
- Онлайн мероприятия. Участие родителей и детей в интернет конкурсах, выставках.
При целенаправленной работе педагогов ДОУ происходит осознанное включение родителей в единый совместный с педагогами процесс социального развития личности ребенка.
Список литературы:
1. Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет. - М., 1986.
2. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. N 9. С. 52 - 58.
3. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92.
4. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.