МААМ-картинки

Консультация «Исследование слуха дошкольников, применяемое в логопедической практике»

Каменская Екатерина Викторовна
Консультация «Исследование слуха дошкольников, применяемое в логопедической практике»

Консультация : «Исследование слуха дошкольников, применяемое в логопедической практике».

Подготовила:

Учитель-логопед Каменская Е. В.

Публикация «Консультация „Исследование слуха дошкольников, применяемое в логопедической практике“» размещена в разделах

С каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями речи, сами речевые нарушения становятся сложными, сочетанными. При логопедическом обследовании обнаруживаются нетипичные речевые нарушения, охватывающие все стороны речи, требующие дополнительного расширенного обследования.

Вот некоторые из них:

• нарушено звукопроизношение, причем не только согласных, но даже и гласных звуков.

• страдает произношение не только артикуляторно сложных, но также и сравнительно артикуляторно простых согласных (губных, губно-зубных, переднеязычных т, д, н и др., неправильное произношения звука может изменятся.

• свистящие и шипящие звуки заменяются гласным (звук средний между звуками «и» и «ы»).

• в основе нарушений произношения лежит неполноценность работы не только речеслухового, но одновременно и речедвигательного анализатора. Характерны замены одних звуков речи другими (особенно свистящих шипящих звуков).

• искаженное произношение звуков, связанное с невозможностью их четкой слуховой дифференциации от других звуков или с полной невозможностью восприятия их на слух (фонематические дислексии, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием).

• звуковые замены, имеющиеся в устной речи ребенка, обычно отражаются и на письме в виде соответствующих буквенных замен.

• нарушения выражаются обычно в искаженном звучании звуков (картавое «р», межзубное или боковое «с» и т. д., из-за отклонений от нормы в строении или функционировании артикуляторных органов.

• смешанные формы нарушений звукопроизношения, обусловленные одновременно и сенсорной, и моторной недостаточностью.

• не дифференцируют на слух от 4 до 45 пар согласных звуков (особенно затруднена слуховая дифференциация свистящих «с» и «ц» в словах типа «свет — цвет»).

• формирование звукопроизношения протекает с отклонениями от нормы. Не воспринимая тот или иной звук речи на слух, или невозможность различить его от сходных звуков, ребенок не может самостоятельно овладеть и правильной его артикуляцией.

• крайняя ограниченность словарного запаса (слово «табуретка» в речи ребенка может обозначать и «стул», и «стол», и «кресло», и «садиться», поскольку в его словарном запасе имеется лишь это слово).

нечеткость восприятия безударных частей слова: окончания, суффиксы и приставки (смешение приставок, опущение приставки, лишние приставки, суффиксальные ошибки - «вниманительно» вместо «внимательно»).

• опускаются окончания слов («табира» вместо «собирает», а нередко и вообще сохраняется лишь ударная часть слова («за» вместо «коза»).

• употребление характерного признака вместо всего предмета («борода» вместо «дедушка»).

• называние другого предмета, ситуационно связанного с данным («клей» или «краска» вместо «кисточка»).

• называние общей ситуации вместо предмета («болит» вместо «термометр»).

• называние предмета, сходного по назначению («замок» или «ключ» вместо «крючок»).

• называние предмета, внешне сходного с данным («кисточка» вместо «веник»).

• называние действия, которое может быть связано с данным предметом («садиться» вместо «кресло»).

• использование словосочетания для обозначения предмета («дверь закрывают» вместо замок).

• неправильное употребление падежных окончаний («Он держа лапатка»).

• пропуск предлогов («Дети идут школу»).

• употребление лишних предлогов («Дети ушли в куда-то далеко»).

Эти речевые нарушения говорят о возможном нарушении слуха. Для постановки дифференцированного диагноза, расширяем логопедическое обследование детей, методами применяемыми при обследовании слабослышащих детей и уточняем – присутствует ли нарушение слуха.

Традиционная медицинская классификация методов диагностики слуха, предполагает две группы исследования слуховой функции у детей : субъективные и объективные.

1. Субъективные исследования, основанные на оценке реакции ребенка дошкольного возраста в ответ на звуковой раздражитель.

Это - словесный, двигательный или поведенческий отклик.

• регистрация безусловно-рефлекторных реакций ребенка на различные звуки;

• условно-рефлекторная аудиометрия со зрительным подкреплением (регистрирует реакции в виде поворота головы (с 5-6 месяцев, а также глаз в сторону- зрительной реакции при предъявлении звуков в свободном поле или через головные телефоны);

• игровая аудиометрия (выработкой условно-рефлекторной двигательной реакции на звук. В качестве двигательной реакции используют - бросание различных предметов в банку; надевание колец на пирамиду; или в ответ на звук нажимать кнопку);

• тональная аудиометрия (данный метод исследования слуха проводится с помощью чистого тона (неречевого звучания).

2. Объективные способы исследования— при проведении этих исследований не требуется активное участие ребенка. Их можно проводить под наркозом или в процессе сна.

• импедансометрию (методика основана на измерении акустического сопротивления наружного, среднего и внутреннего уха в ответ на звук);

• аудиометрию со слуховыми вызванными потенциалами (сущность метода заключается в регистрации электрических потенциалов, возникающих в разных структурах слуховой системы (от слухового нерва до коры головного мозга) в ответ на звуковой сигнал, что определяет его объективность);

• регистрацию вызванной отоакустической эмиссии (при аудиологическом обследовании новорожденных представляет собой акустический ответ, являющийся отражением нормального функционирования слухового рецептора.)

Однако, данные обследования детей имеют свои недостатки:

- небольшую эффективность при обследовании детей с неврологическими расстройствами;

- не позволяют определить уровень поражения слуховой системы;

- не позволяют оценить слух на каждом ухе при подаче звука в свободном поле;

- требуется специальная стационарная аппаратура;

- специальное помещение с заглушением от посторонних звуков;

- наличие специалиста владеющего методиками диагностики слуха с данной аппаратурой.

Логопедам и сурдопедагогам доступны педагогические методы выявления возможного нарушения слуха. Педагогические методы- доступны логопеду, доступны слуховому восприятию ребенком звуковых и речевых сигналов, учитывают возраст ребенка, а также его индивидуальные особенности. Они делятся в соответствии с возрастом ребенка: от рождения до полутора лет; от полутора до трех лет; от трех до семи лет; школьный возраст.

Педагогическое исследование слуха у детей до полутора лет:

исследование проводят два человека: один подает звуковые сигналы, другой наблюдает за реакциями ребенка;

• внимание ребенка обращается на яркую игрушку, а помощник подает сигналы слева и справа. В ходе исследования выявляется наличие нарушения и предполагается его тип;

• звуки подаются на расстоянии от 1 до 3-4 метров (в зависимости от возраста ребенка – чем младше ребенок, тем меньше расстояние).

• Для исследования используются :

- разночастотные неречевые звуки:

Набор для обследования 1 1. барабан – низкочастотный звук, 2. дудка – среднечастотный звук, 3. шарманка – высокочастотный звук;

Набор для обследования 2 - три пластмассовые коробочки из-под «киндер-сюрприза» заполненные:

1. на 1/3 горохом (источник звука 70—80 дБ на расстоянии 10—15 см от уха);

2. на 1/3 гречневой крупой (источник звука 50—60 дБ на расстоянии 10—15 см);

3. на 1/3 манной крупой (источник звука 30—40 дБ на расстоянии 10—15 см).

- речевые звучания - слоги, слова, звукокомплексы, произносимые ребенком;

• основывается на регистрации безусловных ориентировочных реакций ребёнка на звук. Безусловно-ориентировочные реакции выражаются:

- в слуховом сосредоточении;

- активизации или торможении общих или сосательных движений;

- в расширении глазных щелей;

- в повороте глаз или головы в сторону источника звука или наблюдателя, крике.

Педагогическое исследование слуха у детей после полутора лет:

• речевой материал предъявляется голосом шепотной и разговорной громкости;

• выявляются реакции ребенка на звучащие игрушки, голос и шепот;

Практически в обычных условиях исследования слуха считается нормальным при восприятии шепотной речи на расстоянии 5—6 м.

• Восприятие шепота на расстоянии меньше 1 м характеризует весьма значительное понижение слуха.

• при исследовании используются неречевые звучания и 10 слов, которые есть в словаре ребенка. Это могут быть лепетные и усеченные слова или звукоподражания;

• Для исследования используются :

- разночастотные неречевые звуки:

1. барабан – низкочастотный звук, 2. дудка – среднечастотный звук, 3. шарманка – высокочастотный звук,

- речевые звучания - слоги, слова (лепетные и усеченные слова или звуко-подражания);

исследование шепотной речью начинают проводить от уха, и отходят до 5- 6 метров.

• в протоколе около каждого слова фиксируется количество метров, на котором ребенок услышал данное слово;

исследование проводят два человека: один подает звуковые сигналы, другой наблюдает за реакциями ребенка; записывает их.

Педагогическое исследование слуха у детей в дошкольном возрасте :

• при исследовании слуха речью применяется шепотная и нормальная разговорная речь.

исследование шепотной речью начинают проводить от уха, и отходят до 5- 6 метров;

практически в обычных условиях исследования слух считается нормальным при восприятии шепотной речи на расстоянии 5-6м.

• восприятие шепота на расстоянии меньше 1 м характеризует весьма значительное понижение слуха.

• полное отсутствие восприятия шепотной речи указывает на резкую тугоухость, затрудняющую речевое общение.

• при отсутствии или резком понижении восприятия шепотной речи переходят к исследованию слуха разговорной речью;

• при исследовании слуха говорящих дошкольников используют знакомые им слова (низкой частоты – «дом, дым, доска, дед, голова», и высокой частоты – «солнышко, цветочек, одуванчик, зайчик, супчик, уточка»);

• при необходимости используются картинки, полученные результаты фиксируются в протоколе,

исследования проводят на каждом ухе отдельно, второе закрывают пальцем. Ребенок не должен видеть губ говорящего.

Достоинства этого метода заключаются в отсутствии необходимости в специальных приборах и оборудовании, а также в его соответствии основной роли слуховой функции у человека — служить средством речевого общения. При выявлении нарушения функции слуха ребенок должен быть направлен на консультацию к специалисту сурдологу, который определит степень снижения слуха и показания к слухопротезированию. В дальнейшем занятия с ребенком должны проходить при использовании слухового аппарата.

Логопедическое обследование слабослышащих детей направлено на возможно более полное и всестороннее выявление симптоматики речевых нарушений и их патогенеза с целью постановки дифференцированного диагноза, позволяющего применить дифференцированные и обоснованные методы коррекционного воздействия. В процессе обследования слабослышащих детей нередко возникает необходимость отграничения тугоухости от сенсорной алалии.

Снижение слуха затрудняет не только восприятие речи, но и неизбежно приводит к нарушению или недоразвитию экспрессивной речи, задержки психического развития ребенка. При этом степень нарушения речи в каждом конкретном случае будет зависеть от степени снижения слуха : чем тяжелее степень, тем хуже речь. Вовремя обнаруженное нарушение слуховой функции позволяет : принять специальные меры по сохранению и развитию речи, обеспечить сравнительно лучшее ее состояние, определить маршрут образования.

Литература:

1. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. М., Советский спорт, 2004 г.

2. Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М., ВЛАДОС, 2001г.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для развития ритмического слуха дошкольников «Музыкальные пуговки»Дидактическое пособие для развития ритмического слуха дошкольников «Музыкальные пуговки» Цель: Развивать ритмический слух дошкольников. Знакомить с понятиями : долгий и короткий звук. Описание пособия: доска - 45х25 см. (можно.

Доклад «Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике». В дошкольных образовательных учреждениях основной задачей работы учителя-логопеда является: постановка у дошкольников правильного звукопроизношения,.

Консультация для педагогов и родителей «Роль шумового оркестра в развитии музыкального слуха и чувства ритма у дошкольников»Консультация для педагогов и родителей «Роль шумового оркестра в развитии музыкального слуха и чувства ритма у дошкольников» Консультация для педагогов и родителей "Роль шумового оркестра в развитии музыкального слуха и чувства ритма у дошкольников" Здравствуйте,.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть четвертая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов «Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)»Консультация для педагогов «Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)» Консультация для педагогов "Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)". Выявление уровня.

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей "Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет" Особенности слуха и голоса детей 4-5.

Консультация для воспитателей «Научить учиться» (Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ) Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы.

Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике»Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике» Введение В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном,.

Музыкально-дидактическая игра «Найди половинку» для развития тембрового слуха у дошкольниковМузыкально-дидактическая игра «Найди половинку» для развития тембрового слуха у дошкольников Тембровый слух - это способность распознавать окраску звука, специфические особенности и свойства звуков и их сочетаний. Как показывает.

Элементы песочной терапии в логопедической практике. В помощь логопедамЭлементы песочной терапии в логопедической практике. В помощь логопедам Сегодня хотела бы рассказать Вам о песочной терапии, а точнее как можно использовать элементы песочной терапии на практике. В настоящее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Исследование слуха дошкольников, применяемое в логопедической практике»
Опубликовано: 29 мая 2023 в 19:32
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД