Шавкина Наталья
Технология «Рисование — линейная графика»
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования построенного на гуманистических принципах «поддержки разнообразия детства; сохранения его уникальности и самоценности как важного этапа в общем развитии человека…» к дошкольному образованию предъявляются особые требования, нацеленные на «личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослого и ребенка…; уважения личности ребенка; … реализации образовательных программ в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка [ФГОС ДО от 17.10.13г. Общие положения].
Публикация «Технология „Рисование — линейная графика“» размещена в разделах
В связи с этим ко всем программам дошкольного образования предъявляются требования ФГОС ДО, которым они должны соответствовать. Рассматривая технологию «Рисование – линейная графика» важно отметить, что она отвечает тем требованиям и задачам, которые ставит ФГОС ДО перед педагогами, работающими в ДОО. В ее основу заложено создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
ФГОС ДО направлен на решение следующих задач [ФГОС ДО от 17.10.13г. п. 1.6] :
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия.
Технология «Рисование – линейная графика» разработана с учетом психофизиологического подхода, позволяющего развивать высшие психические функции и мозг в их единстве, что повышает ресурсные возможности ребенка, позволяя избежать перегрузок, способствует формированию школьно-значимых функций и умений у дошкольника. Технология направлена на гармоничное разностороннее развитие ребенка через разнообразную художественную деятельность, сообразную с его психофизиологическими возможностями и возрастными потребностями.
Особенность построения занятий по данной технологии заключается в том, что занятия носят интегративный характер и включают в себя не только практические и когнитивные задачи, но и задачи социально-эмоционального развития ребенка, формирование у него широких образных представлений и эстетического восприятия окружающей действительности. Таким образом, решается задача сохранения физического и психического, а также эмоционального здоровья ребенка.
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
Технология «Рисование – линейная графика» является универсальной и может реализовываться в условиях ДОО и Центрах Поддержки Развития ребенка в качестве развивающей технологии, а также в условиях начальной школы в качестве корректирующей технологии. Помимо этого технология может реализовываться при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в качестве коррекционно-развивающей технологии.
Универсальность данной технологии состоит в том, что она не требует высоких ресурсных и материальных затрат и может быть реализована в учреждениях с различными уровнями финансирования.
3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.
Технология «Рисование – линейная графика», решая вопросы формирования школьно-значимых функций у детей дошкольного возраста, перекликается с другими образовательными программами, целью которых является развитие гармоничной, развитой личности ребенка.
Данная технология предусматривает не просто развитие линейно-графических навыков, но освоение выразительных возможностей графических средств и их трансформации в сюжетные, орнаментальные, пиктографические и шрифтовые композиции, позволяя обеспечивать преемственность развития ребенка не только на сенсомоторном, но и смысловом уровне. Технология «Рисование – линейная графика» может реализовываться как автономно, на специально отведенном занятии, так и может быть включена в качестве отдельных заданий в другие образовательные программы, направленные на подготовку ребенка к школе.
4. создание благоприятных условий развития детей в соответствие с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений самим с собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Технология «Рисование - линейная графика» направлена на гармоничное разностороннее развитие ребенка через разнообразную художественно-изобразительную деятельность сообразную с его психофизиологическими возможностями и возрастными потребностями.
Особенностью данной технологии является четкое соответствие предложенных заданий возрастным особенностям детей, все занятия проводятся в игровой форме с использованием изобразительных технологий, что способствует формированию психологического комфорта у детей, снимает страх оценивания его результатов, так как процесс игры и рисования является ценным сам по себе, что повышает эмоциональный фон ребенка, способствуя его гармоничному и целостному развитию.
В процессе такой деятельности ребенок не осознает всей важности поставленной перед ним задачи, художественная деятельность для него близка, доступна и понятна, она своеобразная игра, помогающая в графическом образе передать свое виденье мира, так как по своей природе рисование схоже с игрой, где художник выступает сразу в нескольких ипостасях: как сценарист, режиссер, актер (сам придумал, сам нарисовал, сам проиграл).
В данной технологии предложена система занятий, нацеленная на поэтапное поступательное развитие способностей детей к восприятию и образному осмыслению окружающего мира, к словесному и графическому отражению действительности в художественных образах специфическими средствами искусства, а также на формирование графических навыков в процессе работы с разнообразными художественно-изобразительными материалами. При этом основной целью педагога является не формирование у ребенка умения рисовать линии и писать буквы, а - выработка прочных психомоторных механизмов, осознанное управление своими тонкодифференцированными действиями.
Такая работа способствует созданию благоприятных условий для каждого ребенка, учитывает его потребности, развивает его творческий потенциал, формирует как субъекта собственной деятельности, способствуя его социализации и повышению адаптационных возможностей.
5. объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Технология «Рисование – линейная графика» включает в себя систему занятий, в которых предложено большое разнообразие тем, каждое занятие строится на определенном сюжете, отражающем один из аспектов окружающего мира, знакомого и понятного ребенку. В процессе занятий у ребенка развивается кругозор, формируются образные представления об объектах и явлениях окружающего мира, помимо этого в занятиях используется теоретический материал о жизни и бытии наших предков, их обычаях, на занятиях детей знакомят с технологией изготовления лоскутного одеяла, с технологией выращивания и изготовления хлеба и т. д. Также в технологии «Рисование – линейная» присутствуют занятия на которых дети знакомятся с культурой своего края, основами народных промыслов (хохлома, городецкая, мезенская, гжельская роспись и т. д.).
Такая работа не только расширяет кругозор ребенка и формирует его образные представления, но и способствует воспитанию уважения к труду, к обычаям своего народа, способствует формированию духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе.
Занятия по также включают в себя задания на развитие социально-эмоциональной сферы, которые побуждают ребенка делать самостоятельный выбор, учат помогать другому, уважать и понимать потребности другого человека, бережно относиться к продуктам его труда. В процессе коллективной деятельности у детей формируются предпосылки для развития коммуникативных и социальных навыков, развивается умение последовательно планировать свою деятельность, что в свою очередь способствует накоплению ребенком социального и когнитивного опыта, способствует усвоению принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
6. формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
Педагогическая технология «Рисование – линейная графика» нацелена не только и не столько на формирование у детей дошкольного возраста узких практических навыков и умений, а на формирования культурной, развитой, целостной личности ребенка. Содержательная сторона занятий по данной технологии составлена таким образом, что каждое занятие служит неким погружением в игровую ситуацию, которая несет в себе образовательную, когнитивную, и социально-эмоциональную составляющую.
В процессе проживания ребенком той или иной социальной ситуации, при которой он не только действует самостоятельно, но и вступает в контакт со сверстниками, у него формируются социальные и нравственные навыки, которые, в дальнейшем, он может применять в повседневной жизни.
При решении задач, которые ставит перед ним педагог, у ребенка развиваются такие личностные качества как инициативность, самостоятельность, ответственность, а также формируются предпосылки будущей учебной деятельности.
7. обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и стояния здоровья детей.
Педагогическая технология «Рисование – линейная графика» отвечает требованиям вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, а также возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и стояния здоровья детей.
При реализации технологии учитываются различные факторы, включающие в себя не только возрастные и психофизиологические особенности развития детей, но и их начальный уровень подготовки, индивидуальные способности, состояние их здоровья. Для этого проводится начальная (входная) диагностика методом педагогического наблюдения, которая позволяет скорректировать программу для каждого ребенка в зависимости от его потребностей.
Технология «Рисование – линейная графика» также может применять при работе с разным возрастом детей, начиная от 4 лет и заканчивая детьми младшего школьного возраста.
Помимо этого в содержании занятий по педагогической технологии «Рисование – линейная графика» учитываются такие факторы как национальные и региональные особенности, принадлежность детей и их родителей к различным религиозным концессиям. Материал составлен таким образом, что педагог может корректировать предметное и сюжетное наполнение занятий по рисованию - линейной графике, при этом, используя в художественной деятельности, рекомендуемые в занятиях способы и приемы рисования и сохраняя при этом тематическую связь с другими занятиями.
Разные климатические и социальные условия влияют на выбор тем занятий и используемых наглядных средств. Например, для натурных постановок в процессе изображения фруктового натюрморта в средней полосе России целесообразнее использовать яблоки, груши, ягоды, тогда как в Южных районах выбор фруктов может быть более разнообразен.
В процессе изображения орнаментальных композиций, также делается акцент на национальный колорит и традиции (орнаменты средней полосы России и орнаменты Южных республик существенно различаются между собой).
В связи с отсутствием в отдельных регионах дополнительных источников финансирования возможны незначительные изменения в использовании изобразительных материалов: дорогостоящие графические материалы заменяются более дешевыми, но обладающие аналогичными выразительными средствами (например, пастель можно заменить мелками и углем).
Таким образом, при реализации данной педагогической технологии обеспечивается вариативность и разнообразие содержания занятий, а также изменения направленности занятий с учетом образовательных потребностей, способностей и стояния здоровья детей.
8. формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным и физиологическим особенностям детей.
Необходимым принципом функционирования системы дошкольного образования является обеспечение деятельности ДОО как особого социокультурного института, призванного способствовать удовлетворению интересов и потребностей детей в соответствии с их возрастными, индивидуальными и физиологическими особенностями, развитию их способностей в духовном и нравственно-гуманистическом отношении.
Среда ДОО - часть социальной макросферы образовательного процесса, включающая условия, необходимые для обучения и воспитания ребенка в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ДО.
Социокультурная среда дошкольной образовательной организации должна быть направлена на удовлетворение потребностей и интересов личности ребенка в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностями.
При организации работы по педагогической технологии «Рисование – линейная графика» организации среды уделяется особое внимание, так как на занятиях по данной технологии используется большое разнообразие наглядного материала, а также художественных изобразительных и литературных произведений.
Изобразительное искусство обладает большим педагогическим и гуманистическим потенциалом, в процессе изобразительной деятельности, ребенок учится невербально выражать свое внутреннее состояние, создавать творческие работы, преломляя в образной форме свои представления о мире, через творчество происходит расширение горизонтов познания - от близкого к далекому, от простого к сложному, от национально-регионального к мировому. Л. С. Выготский отмечал, что искусство обладает удивительной способностью всесторонне воздействовать на человека - на его ум, сердце, чувства и мысли. Рисуя, ребенок открывает для себя новые чувства, их эмоциональные оттенки, впервые начинает переживать радость познания, гордость за свой успех. Именно искусство, во всех его проявлениях, оказывает неоценимое воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Однако возможно это лишь в том случае, если ребенок с самого раннего возраста научится получать радость от общения с искусством, понимать его язык и условности. Особое значение приобретает изобразительная деятельность для детей дошкольного возраста. В это время ребенок говорит «руками», не обладая пока возможностью выразить в полной мере свои чувства и ощущения словесно. Речью ребенка становится рисунок, умение творить на листе. Создание атмосферы доверия и заинтересованного общения - непременное условие занятий по изобразительной деятельности. Безусловно, что создать такие условия ребенку должен педагог. Для этого ему необходимо продумать и отметить все детали и нюансы организации, как педагогического процесса, так и пространства, в условиях которого работают дети.
Педагоги в области художественной педагогики С. К. Кожохина, Т. А. Копцева, В. И. Колякина, Г. В. Лабунской, Н. П. Сакулина отмечают, что на занятиях изобразительной деятельностью педагогу необходимо организовать процессы созерцания, созидания и общения, только при этом условии происходит всестороннее и наиболее полноценное развитие ребенка как субъекта и личности. Поэтому перед педагогами встает ряд вопросов: как помочь ребенку увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающего его мира; как помочь разобраться в своих чувствах, познать себя; как воспитать в ребенке доброту и отзывчивость в условиях стремительных социальных перемен, как научить ребенка созидать, задействовать свой потенциал наиболее эффективно. В этой связи с особой остротой проявляется необходимость поиска новых средств, форм, методов и приемов педагогической работы с детьми, способных помочь ребенку максимально раскрыть свой внутренней потенциал.