Папки-передвижки

Консультация логопеда для воспитателей дошкольных учреждений

Яна Сьянова
Консультация логопеда для воспитателей дошкольных учреждений
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка по лексико-грамматическому развитию в процессе математической подготовки дошкольников.

Для того чтобы обеспечить математическое развитие детей в дошкольном возрасте и решить задачи их умственного воспитания, следует сформировать у них предпосылки математического мышления, отдельные логические структуры; сенсорные процессы, словарь и связную речь, систему элементарных математических представлений, начальные формы учебной деятельности и т. п.

Публикация «Консультация логопеда для воспитателей дошкольных учреждений» размещена в разделах

Закономерным является тот факт, что развитие математических представлений у дошкольников идет параллельно с речевым развитием, а, следовательно, лексико-грамматическое развитие у детей дошкольного возраста может быть успешным в процессе формирования математических представлений. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка должны лежать в основе всей системы образования в детском саду. Основные задачи развития речи детей в процессе обучения математике предполагает формирование правильного произношения, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи.

Усвоение и закрепление лексико-грамматических категорий по теме осуществляется практически в течение всего дня (во время режимных моментов, лепки, аппликации и т. д.)

Планируя работу по развитию речи детей в процессе обучения математике необходимо следовать следующим правилам:

1. Программное содержание по математике увязывается с речевой темой.

2. Параллельно с развитием математических представлений существенное внимание лексике фонетике, грамматике (согласование в роде, числе, падеже).

3. Подбор речевого материала осуществляется с учетом произносительных возможностей ребенка.

Словарь, который усваивают дети на занятиях по математике, складывается из отдельных слов и словосочетаний, представленных существительными и глаголами, числительными и прилагательными, наречиями и предлогами, частицами. Его специфическая особенность: значительное преобладание таких частей речи, которые в обычном речевом общении дети используют редко и не всегда точно. Главная цель словарной работы с детьми — уточнение точного смысла (значения) слов, математических представлений, полученных в процессе практической деятельности.

Таким образом, формирование математических представлений у дошкольников обеспечивает лексико-грамматическое развитие детей, а также освоения морфологической и синтаксической систем языка. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет грамматические формы слов.

На занятиях по формированию математических представлений дошкольники знакомятся с новыми словами, обозначающими предметы, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, пространственными отношениями, временными обозначениями (утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно, названиями дней недели, месяцев, а так же учатся распознавать величину предметов, выражают свои представления (шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше, находить более сложные ориентировки в величине предметов (высокий, ниже, самый низкий).

Чрезвычайно важны формы, средства и методы реализации воспитателем задачи лексико-грамматического развития дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений. Здесь на помощь педагогу приходит особый вид занятий — комплексные (интегрированные) занятия. Перемена сфер деятельности соответствует активно-подвижной природе детей и позволяет рассмотреть объект изучения в разных плоскостях, по ходу закрепляя полученные знания на практике. Ребенок, не успевает «уставать» от объема получения новой информации, в нужный момент, переключаясь на новую форму «впитывания» материала. Использование дидактических игр и упражнений на таких занятиях еще в большей степени способствует решению поставленных задач.

Таким образом, формирование грамматического строя речи (словоизменения, синтаксической структуры предложения) осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Так, при формировании словоизменения ребенок, прежде всего, должен уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и др., т. к. прежде чем начать использовать языковую форму, ребенок должен понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи. К школьному возрасту ребенок овладевает всей системой практической грамматики.

Слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему семантических полей (А. Р. Лурия). Семантическое поле-это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. Ядро семантического поля составляют наиболее частотные слова.

Формирование лексики у ребенка также тесно связано с процессами словообразования, т. к. при этом словарь быстро обогащается за счет производных слов. Словообразовательный уровень языка характеризуется обобщенным отражением способов образования новых слов на основе определенных правил комбинации морфем в структуре производного слова. Единицей словообразовательного уровня являются универбы (модели, типы).

Под математическим развитием дошкольников понимаются сдвиги и изменения, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логическими операциями. Для того чтобы обеспечить математическое развитие детей в дошкольном возрасте и тем самым решить задачи их умственного воспитания, следует сформировать у них предпосылки математического мышления, отдельные логические структуры: сенсорные процессы, словарь и связную речь, систему элементарных математических представлений, начальные формы учебной деятельности и т. п.

Закономерным является тот факт, что развитие математических представлений у дошкольников идет параллельно с речевым развитием, а, следовательно, лексико-грамматическое развитие у детей дошкольного возраста может быть успешным в процессе формирования математических представлений.

Публикации по теме:

Дидактический материал «Логические блоки» Э. Дьенеша как средство развития математических представлений Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развивать познавательный интерес, творческое, логическое мышление; познавательные.

Комплексное занятие формирование элементарных математических представлений Повышение мастерства педагога- успех в решении задач умственного воспитания детей. развитие любознательности ведет к развитию мышления,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация логопеда для воспитателей дошкольных учреждений
Опубликовано: 29 декабря 2013 в 12:22
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация логопеда для воспитателей дошкольных учреждений» (включая файлы) размещена пользователем Яна Сьянова (УИ 155431) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД