Консультация логопеда: «Еще есть время». Из опыта работы: «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха»

Ольга Нагорная
Консультация логопеда: «Еще есть время». Из опыта работы: «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха»

С началом школьного обучения к речи детей предъявляются повышенные требования. Правильная речь -основа грамотности при письме. Часто дети при чтении и письме допускают «специфические» ошибки, которые не связаны с орфографическими правилами, с интеллектуальным развитием ребенка.

Основная особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений.

Вот наиболее часто встречающиеся ошибки:

- замена букв (СЛЯПА - вместо шляпа, КУСЬ — вместо гусь);

- пропуски букв (ЗОТИК - вместо зонтик, СТЛ – вместо стол);

-перестановка букв (КОНРИ - вместо корни, ВСЕТ - вместо свет);

- недописывание слов (КРАСН - вместо красный, ДОРОГ — вместо дорога);

- разделение одного слова на части (У ТЮГ — вместо утюг, О КНО — вместо окно);

- слияние нескольких слов в одно (ДЕТИИГРАЛИ - вместо дети играли).

Для успешного овладения письмом у ребенка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки письма:

1. Правильное произношение всех звуков.

2. Различение на слух всех звуков речи (звонкие - глухие, мягкие- твердые).

3. Владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно:

- выделение звука на фоне слова (например: ЕСТЬ ЛИ ЗВУК «Р» в слове рыба, а в слове шар, картина)

- определение места звука в слове (начало, середина, конец, например: «на каком месте находится звук «Ш» - в начале, середине или в конце слова машина? А в словах шуба, ерш?.

4. Выделение ударного гласного звука в начале и конце слова.

- например: какой первый звук в слове аист? Какой последний звук в слове весна?

Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений ребенка, умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве (круг, овал, квадрат, треугольник; большой - маленький; вверху-внизу; справа-слева) - необходимое условие для прочного усвоения зрительных образов букв.

В случае несформированности названных предпосылок письма к началу обучения грамоте ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при усвоении написания букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при написании слов, что и приведет к появлению ошибок, не связанных с незнанием грамматических правил.

Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы по профилактике этих нарушений, их можно применять и в домашних условиях.

-написание букв в воздухе;

-конструирование букв (из палочек, ниток, проволоки, крупы, выдавливание в пластилине);

-дописывание элементов букв;

-сравнение смешиваемых букв (В-Р, (Т-Г, (В-З, (Х -К) и др. ;

-реконструирование букв: одну превратить в другую

(Ы- Ь — Ъ — Б — В -З.);

-нахождение спрятавшихся букв (зашумленные рисунки);

-формирование зрительной памяти (игры «Запоминайка», «Чего не стало?», «Что изменилось?»);

-закрепление умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (игры «Кто где находится?», «Нарисуй предметы слева, справа», «Лабиринты»,

графические диктанты.

Учитель-логопед Нагорная Ольга Евгеньевна

Публикации по теме:

Анкета «О развитии речи вашего ребенка» Анкета «О развитии речи вашего ребенка» 1. Как вы считаете, уровень развития речи связан с интеллектуальным развитием ребенка? 2. По каким.

Работа над методической темой «Формирование фонематического слуха младших дошкольников». Для работы по своей методической теме я разработала перспективный план, который использую в своей работе. Работа с детьми /Работа с родителями.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Консультация логопеда: «Еще есть время». Из опыта работы: «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха»
Опубликовано: 13 декабря 2012 в 19:31
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Танец «Коротышки» для средне-старшей группы
Танец «Коротышки» для средне-старшей группы ( под песню «Коротышки» Г. Гладкова из мюзикла "Приключения Незнайки" ) Дети стоят в 2-3 линии, лицом к...
Картотека театрализованных игр для младшего возраста
ИГРЫ - СТИХИ Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа,...
Фотоотчет «Помогаем бабушке и дедушке солить овощи»
Пришла красивая, нарядная осенняя пора, Осень". Осенняя пора, пора заготовок. Много урожая бабушка с дедушкой вырастили в своем огороде. Огород помогал...
Конспект НОД по лепке из солёного теста в старшей группе «Хлебушек»
Конспект НОД по изобразительному творчеству в старшей группе лепка ( солёное тесто) тема: «Хлебушек» Программное содержание: Учить детей умению...
Конспект урока литературного чтения «Стихи о весне А. Н. Плещеева»
Конспект урока литературного чтения Тема: «Стихи о весне А. Н. Плещеева" Задачи: • ознакомить детей со стихотворениями о весне А. Н. Плещеева , обогатить...