Ольга Нагорная
Консультация логопеда: «Еще есть время». Из опыта работы: «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха»
▼ Скачать + Заказать документы
С началом школьного обучения к речи детей предъявляются повышенные требования. Правильная речь -основа грамотности при письме. Часто дети при чтении и письме допускают «специфические» ошибки, которые не связаны с орфографическими правилами, с интеллектуальным развитием ребенка.
Основная особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений.
Вот наиболее часто встречающиеся ошибки:
- замена букв (СЛЯПА - вместо шляпа, КУСЬ — вместо гусь);
- пропуски букв (ЗОТИК - вместо зонтик, СТЛ – вместо стол);
Публикация «Консультация логопеда: „Еще есть время“, Из опыта работы: „Игры и упражнения на развитие фонематического слуха“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические игры
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
-перестановка букв (КОНРИ - вместо корни, ВСЕТ - вместо свет);
- недописывание слов (КРАСН - вместо красный, ДОРОГ — вместо дорога);
- разделение одного слова на части (У ТЮГ — вместо утюг, О КНО — вместо окно);
- слияние нескольких слов в одно (ДЕТИИГРАЛИ - вместо дети играли).
Для успешного овладения письмом у ребенка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки письма:
1. Правильное произношение всех звуков.
2. Различение на слух всех звуков речи (звонкие - глухие, мягкие- твердые).
3. Владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно:
- выделение звука на фоне слова ( например: ЕСТЬ ЛИ ЗВУК «Р» в слове рыба, а в слове шар, картина)
- определение места звука в слове (начало, середина, конец, например: «на каком месте находится звук «Ш» - в начале, середине или в конце слова машина? А в словах шуба, ерш?.
4. Выделение ударного гласного звука в начале и конце слова.
- например: какой первый звук в слове аист? Какой последний звук в слове весна?
Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений ребенка, умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве (круг, овал, квадрат, треугольник; большой - маленький; вверху-внизу; справа-слева) - необходимое условие для прочного усвоения зрительных образов букв.
В случае несформированности названных предпосылок письма к началу обучения грамоте ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при усвоении написания букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при написании слов, что и приведет к появлению ошибок, не связанных с незнанием грамматических правил.
Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы по профилактике этих нарушений, их можно применять и в домашних условиях.
-написание букв в воздухе;
-конструирование букв (из палочек, ниток, проволоки, крупы, выдавливание в пластилине);
-дописывание элементов букв;
-сравнение смешиваемых букв (В-Р, (Т-Г, (В-З, (Х -К) и др. ;
-реконструирование букв : одну превратить в другую
(Ы- Ь — Ъ — Б — В -З.);
-нахождение спрятавшихся букв (зашумленные рисунки);
-формирование зрительной памяти (игры «Запоминайка», «Чего не стало?», «Что изменилось?»);
-закрепление умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (игры «Кто где находится?», «Нарисуй предметы слева, справа», «Лабиринты»,
графические диктанты.
Учитель-логопед Нагорная Ольга Евгеньевна