Папки-передвижки

Консультация логопеда: «Еще есть время». Из опыта работы: «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха»

Ольга Нагорная
Консультация логопеда: «Еще есть время». Из опыта работы: «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха»
▼ Скачать + Заказать документы

С началом школьного обучения к речи детей предъявляются повышенные требования. Правильная речь -основа грамотности при письме. Часто дети при чтении и письме допускают «специфические» ошибки, которые не связаны с орфографическими правилами, с интеллектуальным развитием ребенка.

Основная особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений.

Вот наиболее часто встречающиеся ошибки:

- замена букв (СЛЯПА - вместо шляпа, КУСЬ — вместо гусь);

- пропуски букв (ЗОТИК - вместо зонтик, СТЛ – вместо стол);

Публикация «Консультация логопеда: „Еще есть время“, Из опыта работы: „Игры и упражнения на развитие фонематического слуха“» размещена в разделах

-перестановка букв (КОНРИ - вместо корни, ВСЕТ - вместо свет);

- недописывание слов (КРАСН - вместо красный, ДОРОГ — вместо дорога);

- разделение одного слова на части (У ТЮГ — вместо утюг, О КНО — вместо окно);

- слияние нескольких слов в одно (ДЕТИИГРАЛИ - вместо дети играли).

Для успешного овладения письмом у ребенка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки письма:

1. Правильное произношение всех звуков.

2. Различение на слух всех звуков речи (звонкие - глухие, мягкие- твердые).

3. Владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно:

- выделение звука на фоне слова ( например: ЕСТЬ ЛИ ЗВУК «Р» в слове рыба, а в слове шар, картина)

- определение места звука в слове (начало, середина, конец, например: «на каком месте находится звук «Ш» - в начале, середине или в конце слова машина? А в словах шуба, ерш?.

4. Выделение ударного гласного звука в начале и конце слова.

- например: какой первый звук в слове аист? Какой последний звук в слове весна?

Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений ребенка, умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве (круг, овал, квадрат, треугольник; большой - маленький; вверху-внизу; справа-слева) - необходимое условие для прочного усвоения зрительных образов букв.

В случае несформированности названных предпосылок письма к началу обучения грамоте ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при усвоении написания букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при написании слов, что и приведет к появлению ошибок, не связанных с незнанием грамматических правил.

Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы по профилактике этих нарушений, их можно применять и в домашних условиях.

-написание букв в воздухе;

-конструирование букв (из палочек, ниток, проволоки, крупы, выдавливание в пластилине);

-дописывание элементов букв;

-сравнение смешиваемых букв (В-Р, (Т-Г, (В-З, (Х -К) и др. ;

-реконструирование букв : одну превратить в другую

(Ы- Ь — Ъ — Б — В -З.);

-нахождение спрятавшихся букв (зашумленные рисунки);

-формирование зрительной памяти (игры «Запоминайка», «Чего не стало?», «Что изменилось?»);

-закрепление умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (игры «Кто где находится?», «Нарисуй предметы слева, справа», «Лабиринты»,

графические диктанты.

Учитель-логопед Нагорная Ольга Евгеньевна

Публикации по теме:

Анкета «О развитии речи вашего ребенка» Анкета «О развитии речи вашего ребенка» 1. Как вы считаете, уровень развития речи связан с интеллектуальным развитием ребенка? 2. По каким.

Работа над методической темой «Формирование фонематического слуха младших дошкольников». Для работы по своей методической теме я разработала перспективный план, который использую в своей работе. Работа с детьми /Работа с родителями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация логопеда: «Еще есть время». Из опыта работы: «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха»
Опубликовано: 13 декабря 2012 в 19:31
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация логопеда: «Еще есть время». Из опыта работы: «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Нагорная (УИ 51885) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД