Юлия Балашова
Консультация «Метод арт-терапии как способ коррекции детских страхов»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему: «Метод арт-терапии как способ коррекции детских страхов»
Автор: Балашова Юлия Олеговна.
Педагог-психолог
МДОУ д / с комбинированного вида №5 «Золотой ключик» г. Люберцы
Арт-терапия – это метод психотерапии, значение которого заключается в лечении художественными приемами, такими как рисование, лепка, музыка, книги и др. Данный метод включает в себя различные виды творчества – это драма-терапия, музыко-терапия, терапия танцем, фото-терапия и др.
Публикация «Консультация „Метод арт-терапии как способ коррекции детских страхов“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Арт-терапия. Консультации
- Консультации для родителей
- Страх и детская тревожность
- Страх, детские страхи, тревожность. Консультации для родителей
- Темочки
Активное использование творческих средств, в коррекционной работе с детьми в России началось в конце XX в. Исследования по такому направлению проводили такие ученые как А. И. Копытин, А. А. Осипова, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Е. Г. Макарова и др. они рассматривали арт-терапию, со стороны различны художественных приемов, входящих в нее. В широком значении арт-терапия – одна из форм психотерапии искусством, включающая также изо-, драма-, музыко-, танцевально-двигательную терапию и др.
Л. С. Выготский говорил о взаимосвязи между творчеством и игрой в окружении ребенка. Образы, которые воссоздаются в воображении детей, могут стать частью игры, а затем перебраться в рисунки детей. Ребенок может испугаться своего страшного рисунка или же радоваться веселому изображению. Он выделял два пути воздействия художественными образами:
• путь восприятия;
• путь деятельности.
Т. Ю. Колошина выделяет следующие функции арт-терапии :
1. Диагностическая – с помощью рисунка можно выявить основную информацию об его авторе.
2. Терапевтическая – исцеление личности происходит благодаря творчеству и возвращает целость индивиду.
А. И. Копытин рассматривает арт-терапию как направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях клиентов (пациентов) изобразительным творчеством. Арт-терапия может рассматриваться как одно из ответвлений так называемой психотерапии искусством наряду с музыкальной терапией, драматерапией и танцедвигательной терапией.
Арт-терапия используется для коррекции таких детских трудностей как : застенчивость, тревожность, страх, агрессия и др.
Методы арт-терапевтического воздействия помогают обнаружить скрытые и подавляемые чувства, мысли и эмоции ребенка. Так же помогают ребенку концентрироваться на своих чувствах и ощущениях и повышать самооценку. Методы данной терапии воздействуют через детские виды творчества, через рисование, игру, пение, танец. Это те виды самовыражения, которые доступны и нравятся детям.
Арт-терапия является наиболее эффективным методом воздействия на профилактику травмирующих ситуаций, с помощью творчества. С точки зрения творчества, данная терапия, не несет в себе посыла в научении рисованию. Она ориентирована больше на процесс, чем на результат. Поэтому метод арт-терапии так эффективен в работе с детскими трудностями.
Возможности арт-терапевтического воздействия несут в себе больше аспектов игровой деятельности. И из-за близости к повседневной жизни ребенка этот метод является более перспективным и доступным в работе с детьми. Так, например, с детскими страхами, ребенку очень трудно раскрывать свой страх и говорить о нем, и творческий путь может помочь положить начало в разрешение детских проблем. Далее следует момент олицетворение своего страха, в виде рисунка или фигурки из пластилина, которые можно закрыть в коробочке или же «уничтожить», как бы избавиться от страха.
Арт-терапевтическая работа со страхами состоит из нескольких этапов.
Первый этап - подготовительный, он включает в себя установление контакта с ребёнком или группой детей, рассмотрение новой обстановки и обсуждение правил работы.
Второй этап - начало преодоления страха, он включает в себя выявление проблемы. С помощью рисунка, сказки, музыки и др. ребенок изображает свой страх и смотрит на него как бы со стороны. Ребенок начинает самостоятельно манипулировать страхом, а не бояться его. Этап длиться до тех пор, пока выявленная проблема не понята ребёнком и повёрнута в позитивную сторону.
Третий этап - преодоление страха и неуверенности в себе, он включает в себе смену отношения ребёнка к страху, с образа, побеждённого на образ победителя. Происходит смена поведения ребёнка, он становится более уверенным в себе, что может проявляться в его творчестве.
Четвёртый этап - закрепление, он включает в себя дальнейшее умение использовать допустимые методы в борьбе со страхами. Для ребёнка не составляет труда справиться с появление страха самостоятельно.
Изотерапия — это арт-терапевтический метод, при котором идет работа с рисунками, подделками, аппликациями. Она помогает справиться со скрытыми страхами, учит понимать и выражать свои настоящие эмоции.
С помощью рисунков дети выражают свои внутренние чувства, эмоции и проживания. Искусство рисунка является целью высвобождения, облегчения, выражения насущной проблемы ребенка.
Материалы необходимые для работы при изотерапии:
1) различные виды красок, мягкие карандаши, восковые мелки, пастель, кисти, бумага – для создания рисунков;
2) бумага (цветная и обычная, газета, обои, фольга, открытки, ножницы и клей - для создания аппликаций;
3) кора, листья и семена растении, цветы, перышки, ветки, мох, камешки – для создания гербария;
4) глина, пластилин, дерево, специальное тесто, стека, специальная дощечка – для создания подделок.
Изотерапия включает в себя следующие этапы работы.
1. Свободное время перед творческим процессом, настрой на предстоящую работу.
2. Творческая работа, создание предмета, образа.
3. Процедура рассматривания результата.
4. Описание мыслей, эмоций, появившееся на предыдущем этапе.
О. А. Карабанова выделяет пять типов изотерапевтического занятия.
Предметно-тематический тип - рисование на заданную тему или определенного предмета.
Образно-символический тип - рисование эмоций, чувств, настроения и др.
Упражнение на развитие образного восприятия и воображения - рисование заданных упражнений развивающих фантазию такие как «На что похоже пятно», «Дорисуй фигуру».
Игры - упражнения с изобразительными материалами - исследование различных изобразительных материалов.
Задание на совместную деятельность - работа в парах, группах.
Сказкотерапия – это целенаправленное использование сказок в психологической, психокоррекционной, психотерапевтической работе. Она помогает детям избавиться от комплексов, найти выход из затруднительного положения, не терять веры в себя.
Функциональные преимущества сказкотерапии:
1. Сказка помогает разобраться в сложной жизненной ситуации. На примере персонажей можно рассмотреть альтернативные варианты поведения, поразмышлять к каким последствиям приводит каждый из них.
2. Выявление проблемы, с которой столкнулся ребенок, в простой доступной ему форме.
3. Развитие мышления, воображения и памяти.
4. Коррекция поведения. Ребенок при помощи героев смотрит на себя со стороны, видит собственные негативные качества, а также пример как можно исправить их.
5. Сказка несет свободу.
Содержание сказкотерапии может включать в себя чтение, придумывание, разыгрывание сказочного сюжета. Терапевтический эффект от сказки ребенок получает тогда, когда он мысленно погружается в нее и происходит обсуждение в уместных условиях.
В сказках, которые уже написаны, символически отражаются психологические проблемы, а значит, через сказку можно обратиться к авторскому или народному опыту, переосмыслить происходящее, увидеть пути решения проблемы.
Сказки, которые создаются или разыгрываются непосредственно с ребенком: дают выход эмоциям, ребенок начинает лучше понимать свои чувства и эмоции, лучше узнает себя.
Куклотерапия – действенный арт-терапевтический метод, при котором происходит самопознание и устранение неприятных переживаний.
Данный метод помогает развивать мелкую моторику, речь, воображение, память и мышление.
С помощью кукол проигрываются маленькие эпизоды из жизни ребенка. Проигрывание этих ситуаций помогает ребенку найти выход из нее, наделяют его позитивными личностными качествами.
Данный метод помогает :
• превратить недостатки ребенка в достоинства;
• сделать внутренний мир ребенка устойчивым и гармоничным;
• укрепить психическое здоровье ребенка;
• бороться с детскими страхами, застенчивостью, агрессивностью и т. д.
В куклотерапии используют, такие виды кукол как, куклы-марионетки, пальчиковые, плоскостные, перчаточные, теневые, веревочные и т. д.
Можно выделить следующие функции куклотерапии:
• коммуникативная функция – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
• релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения;
• развивающая функция – развитие психических процессов (память, мышление, внимание, восприятие и т. д.)
• обучающая функция – обогащение информацией об окружающем мире ребенка.
Пескотерапия – метод арт-терапии с помощью песка. Он способствует постепенному снятию внутреннего напряжения, тем самым предоставляя возможность разрешить болезненные переживания.
К. Г. Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике.
Песочная терапия позволяет воссоздавать картину мира в специализированной «песочнице», дает возможность строить свой личный мир и ощущать себя его творцом. Также она помогает ребенку выражать свои чувства, проиграть их и решить те проблемы, которые его беспокоят.
Данная терапия хорошо помогает:
понять проблему, с которой столкнулся ребенок;
оказать первую психологическую помощь;
проработать страхи, агрессию, сложные и травмирующие ситуации.
В процессе провидения занятия выделяют три стадии игры с песком:
1) хаос;
2) борьба (конфликт);
3) разрешение конфликта.
Музыкотерапия – это арт-терапевтический метод коррекции страхов, поведения, двигательных и речевых расстройств, при помощи музыкального воздействия.
Музыкальная терапия состоит из трех этапов.
Первый этап «подстройка» – подбор первой мелодии, соответствующей настроению ребенка.
Второй этап «введение» - подбор второй мелодии, светлой, вселяющей надежду и дарующую утешение.
Третий этап «завершение» - подбор третей мелодии, вселяющей уверенность в себе и своих силах.
Различают несколько видов музыкальной терапии:
• пассивную – прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки;
• активную – проговаривание под соответствующий характеру музыки словесные комментария.
Слушая правильно подобранную музыку, с выполнением психогимнастических этюдов у детей снижается напряжение, раздражительность, а также мышечная и головная боль, восстанавливается спокойное дыхание.
Занятия по музыкальной терапии следует проводить в спокойной обстановке, без отвлекающих ребенка лишних факторов, также необходимо отрегулировать звук, чтобы были слышны все звуки музыки, и была возможность вести разговор во время занятия.
Влияние музыкальной терапией повлияет положительно на общее эмоциональное состояние детей если:
создать благоприятные условия для занятий;
составить методические приемы : специальные музыкальные упражнения, игры, задания;
подобрать специальные музыкальные произведения;
задействовать все органы чувств детей;
установить интеграцию музыкального воздействия с другими видами деятельности.
Музыкальная терапия, применяемая в доступной форме психокоррекционной работе с детьми, у которых присутствуют личностные проблемы, помогает им сформировать осознанное отношение к своим проблемам. Начать преодолевать их совместно со взрослыми.