Приложение МААМ

Консультация «Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста грамматике»

Юлия Прикладова
Консультация «Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста грамматике»
▼ Скачать + Заказать документы

«Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста грамматике»

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Специальные занятия по развитию диалогической связной речи проводятся методом разговора (беседы) и методом имитации. Указанные методы чаще всего реализуются: 1) приемами подготовленной беседы (разговора, 2) приемами театрализации (имитации и пересказа).

Публикация «Консультация „Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста грамматике“» размещена в разделах

ПОДГОТОВЛЕННАЯ БЕСЕДА

Подготовленная беседа имеет задачи: во-первых, прямую — научить детей беседовать, т. е. выслушивать собеседника, не перебивать его речь, сдерживать себя, ожидая, когда удобно вставить реплику, стараться говорить понятно для собеседника; во-вторых, задачу сопутствующую — отрабатывать навыки произносительные и грамматические, уточнять смысл известных детям слов.

Подготовленной беседа называется потому, что перед занятием (за несколько дней до него) воспитатель ставит детей в такие ситуации, когда их внимание оказывается привлеченным к тем явлениям из окружающего мира, которые будут темой предстоящей беседы, т. е. фактический материал беседы должен уже быть знаком детям. Лучшим приемом подготовки является предварительное проведение свободной, неподготовленной беседы на ту же или близкую тему.

Учитываются и воспитательные задачи: детей учат слушать товарища, сдерживаться, не перебивать говорящих.

С детьми пяти лет — дидактическая игра «Мама поручила дочке приготовить обед».

Мы привели примерные занятия-беседы с детьми разных возрастных групп, чтобы показать, что методика работы во всех этих группах в общем сходна: обучаясь разговору, дети одновременно обогащают свой словарь, совершенствуют грамматические и фонетические навыки. Разница в содержании занятий: они усложняются по мере того, как дети становятся старше и им становятся доступными и более отвлеченная лексика, и более сложные грамматические формы.

Условием результативности занятия-беседы является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет разговор. Подготовка в том и состоит, чтобы обратить внимание на эти предметы и явления, назвать их словами, дать рассмотреть их, осознать их приметы. Во время беседы, когда закрепляются навыки употребления новых слов, их грамматических форм в речи, осмысляются логические отношения действительности, т. е. развивается мышление детей.

Построение беседы: 1) вступление (зачин, 2) развитие темы разговора, 3) концовка.

Вступление имеет целью привлечь внимание детей к теме разговора. Например, вступлением к беседе могут служить такие фразы: «Я часто думаю, как себя чувствуют рыбки.», «Мне пришлось сегодня ехать автобусом, а не трамваем. И я подумала, а знают ли мои дети, какими видами транспорта можно передвигаться?.»; «Дети, кто знает, что это у меня в руках?.» Вступлением может быть и предложенная воспитателем загадка о том предмете, о котором пойдет разговор с детьми. Беседу можно начать чтением стихов на соответствующую тему или рассматриванием картинки.

Развитие темы разговора должно быть целенаправленным, и надо добиваться того, чтобы дети не отвлекались от данной темы. Правда, иногда можно отступить от нее ради выяснения каких-то побочных фактов, но обязательно вернуться к основному предмету разговора. Для этого воспитатель, готовясь, заранее намечает план беседы.

Заканчиваться беседа может тоже загадкой, стихами, показом и комментарием воспитателя соответствующей картины. Но чаще она заканчивается логическим выводом воспитателя о том, что же следует в нравственном плане усвоить детям, как они должны поступать в связи с тем, что узнали из беседы. При этом воспитатель в своем заключении старается употребить те слова, словоформы и синтаксические конструкции, которым должен был научить детей в течение беседы.

Обязательность участия детей в беседе. Организовать беседу следует так, чтобы в ней принимали участие все дети. Если ребенок только слушает беседу воспитателя с другими детьми, а сам не подает реплик, то он не упражняется в «разговаривании» и его участие в беседе только видимость. Поэтому беседу нужно проводить с ограниченным числом детей (4—8 человек). Воспитатель, у которого в группе 25—30 детей, обязан проводить занятие-беседу с тремя-четырьмя подгруппами. Чтобы уложиться во времени, можно сократить продолжительность бесед с каждой подгруппой, но все же позаботиться о том, чтобы каждый ребенок тренировался в говорении, а не только в слушании.

Опытные воспитатели, понимая, что при большом количестве детей в группе они не в состоянии обеспечить каждому нужное время для достаточной тренировки, подключают в помощь родителей, подробно инструктируя их, как надо вести с ребенком подготовленную беседу. Родители все без исключения могут справиться с этой задачей, так как все владеют разговорной речью.

Речевой эталон воспитателя на упражнениях имеет особенное значение потому, что тут привлекается внимание всех детей сразу к тому, что говорит воспитатель.

Речевой эталон воспитателя, как в повседневном общении, так и на упражнениях обязан применяться при осуществлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи.

Приобретённые на упражнениях умения нужно сделать прочными, чтоб дети могли использовать их в жизни меж тем нередки случаи, когда воспитатель не продумывает собственного обращения к детям. В особенности распространённой ошибкой является многословие, употребление непонятных слов.

Пример. Воспитательница в старшей группе проводит занятие по рисованию. Она говорит детям: “Сегодня вы будете рисовать две девочки (заместо двух девочек) с санями. Вы все уже понимаете, так как не так давно рисовали мальчиков. А сейчас мы все повторим, с чего нужно начинать”.Ребёнок повторяет. Воспитательница подтверждает произнесенное ребё нком: “Совершенно верно, нужно рисовать с головы, а позже с плеч, ни в коем случае нельзя рисовать без плеч. ”

потом воспитательница продолжает: “Совершенно правильно, туловище нужно, а то девочки упадут. Давайте договоримся, какие шубки мы будем рисовать у девочек”.

На занятии в младшей группе воспитатель показывает трёхлетнему ребё нку: “Это говорит о том, что ты не аккуратный” (ребёнок рисует первый раз красками).

Из этих примеров видно, что воспитатель, обращаясь к детям, к огорчению, не ставит перед собой задачки сделать обращённое слово прототипом для подражания, а говорит небрежно, не думая.

Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество воспитателя.

Если при рисовании зрительное восприятие эталона (предмета либо узора) сопровождается словесным пояснением, без которого дети с трудом выполняют задание, то на упражнениях по русскому языку эталон имеет ещё большее значение, потому что дети овладевают всеми сторонами речи лишь на базе слухового восприятия, на базе слышанного от воспитателя.

эталон как один из главных приёмов в обучении нужно разглядывать в неразрывной связи с другими приёмами, так как и вопрос, и пояснение, и указание содержат в себе речевой эталон.

Ребё нок младшей группы обращается к воспитательнице: “Завтра было праздник”. “Завтра будет праздник”, — поправляет воспитательница.

В этом примере на образце речи воспитателя ребёнок приобретает умение выражав свою мысль, слышит правильное звукопроизношение.

Навыки чёткого употребления слов и правильность согласования формируются в беседах, в дискуссиях с детьми, на образце речи воспитателя.

Вот воспитательница во время прогулки проводит с детьми младшей группы наблюдения за осенними явлениями в природе.

“Дуют сильнейшие ветры, — говорит она. — Стало холодно, идут дожди, на земле лужи. Листья с деревьев опали В парке стало тихо. Птицы улетают в тёплые края”.

Сопровождая наблюдение детей словом, воспитательница применяет эталон в целях уточнения и систематизирования знаний детей.

В этом случае воспитатель употребляет объяснения как один из приёмов обучения на базе речевого эталона.

Применяя эталон в обучении детей русскому языку, мы воспитываем у детей культуру слушания, повышаем v них энтузиазм к слову.

Но это может быть осуществлено лишь тогда, когда воспитательница выразительно, образно докладывает детям материал, опирается на их чувства.

При проведении беседы об осени, подытоживая высказывания детей, воспитательница говорит:

— Да, дети, осенью Птицы собираются в огромные своры я улетают на юг, в тёплые края. Одна русская писательница видела перелё т журавлей и написала про них такое стихотворение:

Жалко мне цветных полянок И журавликов- моих.

лишь я тужить не стану, — А весною встречу их.

М. Познанская

РАЗГОВОР С ДЕТЬМИ

Потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами, переживаниями присуща человеку. Ребенку она присуща еще в большей мере. Эту потребность нужно обширно употреблять в интересах развития речи детей, управления направленностью их мыслей и ростом запаса представлений.

В детском саду и в школе можно разговаривать с каждым из детей почаще, чем традиционно это делается. Необходимо идти навстречу порывам детей делиться своими переживаниями, мыслями, выслушивать их, расспрашивать, отвечать на их вопросы, по способности сопровождать речью все проявления жизненного общения с ребенком, чего мы частенько не делаем.

ПОРУЧЕНИЯ И ЗАДАНИЯ

Существует еще один методический прием, тоже связанный с разговором, которому мы придаем огромное воспитательное значение, — это методически осмысленные поручения, которые даются детям. Прием этот обширно представлена семье, в которой в одних вариантах сознательно, в остальных бессознательно дети привлекаются к роли в общей трудовой жизни. Но организованно он не представлен ни в детском саду, ни в школе.

Ребенку дается определенное поручение. Лучше, чтоб такое поручение имело практическое, ребенком осознаваемое значение. При этом он обязан: 1) пристально слушать, что ему молвят, 2) понять. Содержание обращенной к нему речи, 3) уяснить произнесенное, 4) выполнить поручение,5) дать словесный отчет о выполненном, 6) в итоге оказать помощь. Таковым образом, к активности привлекаются внимание, интеллект, память, моторика, речь. Разговор и беседы— в сущности два практически тождественных проявления одного и того же процесса: речевого общения людей. Но мы, выделяя беседы как один из ценнейших приемов развития речи детей, подразумеваем под ними организованные, планово проводимые занятия, мишень которых — углубить, уточнить и систематизировать методом слова представления и знания детей.

Беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развязывается их язык, раз те беседы соответствует их интересам и психике.

Свободная, непринужденная беседа, согретая энтузиазмом, осмысленная ценностью и значительностью её содержания, являются одним из могущественнейших факторов развития речи детей. Если темой беседы являются предметы и явления природы, то она может привести к законченному описанию, сравнению, выяснению значения того либо другого предмета либо явления. Если же беседа появилась по поводу явления общественного, публичного, этического, наблюдаемого детьми лично либо выдвинутого чтением, рассказом, то она приведет к характеристике явления, лица, выдвинет личное отношение к ним детей.

Темы для бесед могут быть очень разнообразны: их дает подсказку жизнь домашняя, детского сад, живое общение с детьми в быту.

Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь дитя в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (личных и коллективных, в которых воспитатель ставит определенные задачки развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются методы выражения плана, создаются условия для совершенствования понимания речи. Применяя разные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем если воспользоваться шаблонными приемами. Детям увлекательна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Владея развитой речью ребенок будет более готов к школе.

Публикации по теме:

Методы и приемы активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста У детей с общим недоразвитием речи отмечается стойкое отставание всех компонентов речевой системы, которые отрицательно отражаются на процессе.

Консультация для родителей «Тряпичная кукла как эффективное средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Тряпичная кукла» - как эффективное средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Игра – ведущая.

Консультация для воспитателей «Развивающие методы обучения в организации НОД с детьми дошкольного возраста» Цель: систематизировать знания педагогов о методах развивающего обучения, повышать уровень профессиональной компетентности педагогов, творческую.

Консультация логопеда для воспитателей ДОУ «Методы и приемы формирования грамматического строя речи дошкольников» Грамматический строй речи - это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Задачи по формированию грамматической.

Методы и приемы работы с агрессивными детьми Методы и приемы работы с агрессивными детьми Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем современного общества.

Нетрадиционные методы и приемы ИЗО деятельности Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов, которые не являются общепринятыми, традиционными,.

Новый взгляд на игровые методы и приемы в работе с детьми дошкольного возраста ФГОС Новый взгляд на игровые методы и приемы в работе с детьми дошкольного возраста В настоящее время в нашей стране происходят существенные.

Приемы обучения детей составлению описательного рассказа Приемы обучения детей составлению описательного рассказа. Связная речь не дана ребенку от рождения. Развитие связной речи происходит постепенно.

Статья «Методы и приемы работы по развитию двигательных навыков детей со сложной структурой дефекта» Мои воспитанники – это дети со сложной структурой дефекта. Подвижный, эмоциональный, активно осваивающий окружающий мир и получающий удовольствие.

Здоровьесберегающие технологии. Здоровьеукрепляющие приемы обучения и воспитания детей в условиях Дома ребёнкаЗдоровьесберегающие технологии. Здоровьеукрепляющие приемы обучения и воспитания детей в условиях Дома ребёнка Здоровьеразвивающие технологии и здоровьеукрепляющие приемы обучения и воспитания детей по авторской программе Базарного В. Ф. в условиях.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста грамматике»
Опубликовано: 24 августа 2016 в 15:52
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста грамматике»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Прикладова (УИ 764698) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД