Мария Борейкина
Консультация «Музыка в повседневной жизни детей в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка- один из видов искусства, который обращён непосредственно к человеческому чувству. Именно поэтому в душу маленького человека её не следует вводить через сознание, т. е. через пояснения и интерпретацию. Музыка располагает своими специфическими средствами воздействия на состояние человека и потому не нуждается ни в иллюстрациях, ни в пояснениях.
Для эмоционального переживания ребёнком музыки недостаточно, чтобы она была фоном. Музыка должна стать ещё одним средством общения воспитателя с детьми. Дети всегда должны видеть, что для взрослого музыка несёт содержание, что вы внимательны к ней, что она рождает у вас определённый эмоциональный отклик.
Публикация «Консультация „Музыка в повседневной жизни детей в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Способность чувствовать и переживать необходима человеку. Наша задача – сохранять и развивать в детях эту способность к живому эмоциональному переживанию, беречь её и направлять. Необходимо стремиться к тому, чтобы по мере становления интеллекта детей эмоциональность и способность к образному восприятию окружающего мира не подавлялись логикой, а дополняли и обогащали образ этого мира.
Итак, первоочередная задача музыкального воспитания детей – формирование не специфических умений и навыков, а музыкальности.
Музыкальный руководитель имеет возможность проводить музыкальные занятия 2 раза в неделю, продолжительностью по 20 -30 минут каждое. Но присутствие музыки в жизни детей в детском саду не должно этим ограничиваться. Разве в свободное от занятий время дети не изъявляют желания петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах? А ведь именно воспитатель, а не музыкальный руководитель постоянно находится с детьми: они привыкли к ним, воспитатели лучше знают своих малышей, их привычки, настроение, реакции. Общение с музыкой у детей ситуативно. Только воспитатель может увидеть и почувствовать необходимость или возможность звучания музыки в тех или иных ситуациях, возникающих в течение дня.
Важно, чтобы музыка органично входила в повседневную жизнь ребёнка, не раздражая его, не «поучая», а помогая реализовывать себя, раскрывать свою творческую индивидуальность, наконец, просто петь, играть, радоваться…
В группе должны петься песни, водиться хороводы и должна звучать музыка, грустная и весёлая, спокойная и энергичная.
Воспитатели вынуждены заниматься с детьми самыми прозаическими делами: одевать, кормить, помогать умываться, причёсывать, укладывать спать, унимать плач и т. п.
Во время всех этих действий вы имеете возможность не молчать и не говорить обыденных, порой ничего значащих и ничего не выражающих слов, а напевать частушку, пестушку, считалку, прибаутку и т. д.
Русский фольклор – душа русского искусства, русской музыки. Народные мелодии, (а в них проходят интонации народной мудрости, естественны и потому легки для восприятия и запоминания. Считалк и, «нескладушки» развивают интеллект ребёнка.
Для формирования музыкальной культуры человека необходимы наряду со знанием фольклора представления о мировой классической музыке. Произведения великих композиторов – классиков веками покоряли сердца и умы многих людей. Классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, любви, добра, света, грусти, трагедии, праздника – образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.
Рассмотрим возможные формы работы с детьми.
ПЕНИЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ И ДЛЯ ДЕТЕЙ.
Изо дня в день весь год нужно разговаривать с малышами, рассказывать им сказки, рисовать с ними и т. п. Во время всех этих занятий вы можете для детей петь.
…Сегодня детям «спел» песню дождь, который лил за окном целый день и стучал в стекло.
…Завтра упавшая на пол игрушка «споёт» жалобную мелодию…Грустную песню «пропоёт» сапожок, который потеряли или небрежно бросили на пол.
Перед сном вы обязательно споёте детям колыбельную песню.
Вам понадобилось собрать детей около себя? Можно,конечно, их просто позвать, или привлечь их внимание какой – то игрушкой. Ну а можно запеть песню – и все дети окажутся рядом с вами. Потом вы предлагаете спеть эту песню вместе берёзке, которая растёт на участке, или знакомой птичке и т. д. И малыши с удовольствием будут одеваться на прогулку.
Таким образом, в течение дня вы будете петь детям колыбельные, пестушки, потешки и приговорки, обращения к природе, растениям и животным, а также петь по просьбе детей то, что они хотят, и петь то, что хотите сами.
ДВИЖЕНИЕ ПОД МУЗЫКУ.
Конечно, ваши малыши непоседливы – им очень хочется бегать, прыгать, а когда у них накапливается усталость, начинают возникать конфликты, драки. В этом случае вам на помощь опять придёт музыка. Вы можете включить музыку и предложить детям потанцевать, и сами примите в этом участие. В это время вы и сами отдохнёте, сбросите накопившуюся нервную усталость.
Танцевать с детьми нужно каждый день, но не подолгу, внимательно следя за физическим и психическим состоянием малышей.
ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХИ ИНСТРУМЕНТАХ.
Это особая форма работы. Дети должны знать названия инструментов, характер звучания инструментов, правила пользования ими, приёмы игры на них. Особенно любят дети играть в игрушки, с шумящими предметами, изготовленные на глазах у детей, с участием детей. Каждый шумящий предмет имеет свой характерный «голос».
- баночки из – под кофе, чая, сока. Наполненные горохом, косточками, камешками, фантиками, песком, скрепками и т. д.
- шуршащие «метёлки» из обрезков магнитофонной ленты, полиэтилена и т. д.
- погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, бусин, колокольчиков.
- ожерелья из рябины, скатанных фантиков, из фольги, семечек, жёлудей и т. д.
- стучащие палочки разной толщины из деревьев разных пород, пластиковые стаканчики, которыми можно ударять друг о друга.
- свистки и дудочки из глины и дерева.
Новая игрушка должна появляться в группе не чаще чем один раз в неделю.
СЛУШАНИЕ ДЕТЬМИ МУЗЫКИ.
Прежде чем включить для детей музыку, нужно:
а) самим прослушать заранее эту пьесу;
б) определить место в групповой комнате, где можно слушать с детьми музыку;
в) наиболее удачным временем для таких «посиделок» является вторая половина дня.
Не следует обсуждать и объяснять детям какое содержание несёт та или иная музыка.
Не нужно заставлять всех детей обязательно принимать участие в слушании музыки. Пусть рядом с вами будут те, кто придёт сам и кого заинтересовала звучащая музыка. Слушание может продолжаться не более 5 минут.
Воспитателю необходимо так организовать жизнь детей в группе, чтобы она стала ярче, разнообразнее.
Музыка в различных видах деятельности дошкольника должна найти применение благодаря активной организаторской деятельности педагога.
Использование музыки в часы досуга, на прогулке, на занятиях, во время игр обогащает детей новыми впечатлениями, способствует развитию самостоятельной, творческой иницыативы