Залина Карданова
Консультация «Музыкальная игра в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыкальная игра в жизни ребенка»
Основной вид деятельности дошкольного детства – игра. Отними игру – и получишь личность, неподготовленную к жизни. В игре ребёнок ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются – инициатива, изобретательность, организаторские способности.
Публикация «Консультация „Музыкальная игра в жизни ребенка“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные игры. Консультации
- Темочки
Это активный способ присвоения ребёнком социального опыта. В музыкальной игре ребё нок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию. Понимание музыкально- игрового задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.
Рассматривая предназначение музыкальных игр в широком смысле формирования личности дошкольника; музыкальные игры формируют у ребёнка интерес к познанию окружающей действительности, развитие самостоятельности восприятия, развитие музыкальных способностей, коммуникативных и других личностных качеств.
Кроме того, музыкальные игры развивают : эмоциональность, коммуникативность, познавательный интерес и формируют навыки сотрудничества.
Целью музыкальной игры является эмоциональный и двигательный отклик.
При выполнении заданий идёт процесс узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств.
Вырабатывается:
- умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки; ощущать фразировку; такты; метроритм; интонацию.
Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требования проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодий.
-Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребенка
быстроту реакции на звуковое раздражение,
формирование музыкальных и двигательных навыков,
активацию чувств, воображения и мышления.
Задачи музыкальной игры
Коррекционные:
Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм, координации движений и нормализация их темпа и ритма; формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.
Оздоровительные:
Укрепление сердечно- сосудистой, двигательной систем, костно- мышечного аппарата; Развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
Развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение); Развитие быстроты двигательной реакции.
Образовательные:
Обучение речевым, певческим, двигательным навыкам; Развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей; Формирование умственных умений и действий.
Воспитательные:
Воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры; Эстетическое отношение к окружающему; Развитие чувств, эмоций высшего порядка.
Развивающие:
Познавательную активность; Устойчивый интерес к действованию; Саморегуляцию и самоконтроль; Внимание, память, мышление; Ориентировку в пространстве.
По форме проведения игры подразделяются на:
1. Статистические (стоя или сидя. Развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий)
2. Подвижные игры (развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности)
3. Игры с речью (развивают вокально- слуховую и двигательно- слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма)
4. Игры- песни (развивают функции голосообразования и свойства голоса, способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания)
5. Артикуляционные игры (укрепляют мышцы языка, зева, губ, щёк, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти)
6. Ритмические игры (направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку)
ПРИМЕРЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР.
Игры на развитие внимания
Небо, воздух, земля.
Цель: Научить переключать слуховое внимание, развивая речевой слух и быстроту двигательной реакции.
Ход игры: Дети двигаются под марш по кругу. На слово «Земля» дети приседают, касаясь руками пола, на слово «Небо»- поднимают руки вверх, «Воздух»- руки в стороны. Движения выполняются без остановок. После усвоения задания в ритме размеренной ходьбы лучше проводить его в чередования с лёгким бегом.
За подснежниками.
Цель: Развивать сосредоточенность внимания, быстроту реакции на речевой сигнал, фонематических слух.
Ход игры: Пред игрой дети повторяют слова и запоминают установку на выполнение действий. За подснежниками в лес мы сейчас пойдём.
Как кукушечку услышим- подснежник мы сорвём. Под спокойную музыку напевного характера русской народной песни дети гуляют свободно по залу. Услышав сигнал «Ку-ку!»- наклоняются, чтоб сорвать подснежник. В дальнейшей работе речевой сигнал может заменяться звуковым- ударом в бубен, треугольник, барабан.
Игры на развитие памяти
Повтори ритм.
Цель: Развивать ритмический слух, память, учить точно воспроизводить ритмический рисунок.
Ход игры: Дети стоят в кругу лицом к педагогу, который с помощью рифмованного текста создаёт установку на зрительное и слуховое запоминание. Глазки, глазки, вы смотрите, всё запоминайте. Ножки, ножки, все за мною дружно повторяйте. Педагог под музыку показывает ногами ритмический рисунок, притопывая на одном месте на первую фразу. На вторую- дети повторяют движения в нужном ритме. Движения педагога и детей чередуются по фразам. Освоив ритм, дети могут передавать его хлопками, шлепками, звучанием ударных детских инструментов, чередовать групповое и индивидуальное исполнение.
Заяц с барабаном.
Цель: Развивать зрительную и двигательную память.
Ход игры: Педагог читает стихотворение, вызывающее у детей интерес к запоминанию текста и подражанию. Барабан зайчишка взял, лапкой звуки издавал. Он по- разному играл, зайчихе- маме подражал.
Взрослый исполняет роль зайчихи- мамы. Под весёлую музыку «Польки» М. Чайкина он показывает порядок движений в соответствии с музыкальными предложениями.
Что изменилось?
Цель: Развивать и активизировать зрительную память.
Ход игры: Дети сидят полукругом у стола. Педагог даё т установку на запоминание правила игры: Чтобы память развивать, будем с вами мы играть.
Новое вы назовите, что изменилось- покажите! На звучание ритмической музыки педагог ставит на стол в один ряд игрушки. С окончанием музыки на столе стоит восемь игрушек. Дети закрывают глаза, пока игрушки переставляются местами. По звуковому сигналу колокольчика они открывают глаза и наблюдают, что изменилось в расположении предметов. Начинать играть следует с перестановки одной игрушки и постепенно увеличивать их количество.
Какой инструмент звучал?
Перед ребёнком два инструмента (бубен и барабан). Попросите малыша отвернуться постучите по одному из инструментов. Если малыш угадает, по какому инструменту вы стучали, то получает ваше одобрение и аплодисменты.
Постепенно количество инструментов как мелодичных, так и ударных можно увеличивать. Время от времени меняйтесь ролями: ребёнок спрашивает- вы отвечаете. Игра развивает тонкость слуха, учит узнавать различные тембры.
Спой высокую и низкую ноту
Иногда для этой цели кукла становится реальным помощником. У малыша не получается петь высокие нотки. Возьмите куклу-мышку и попросите малыша спеть также тоненько. Как пищит этот зверёк. И произойдёт чудо – ребёнок неожиданно запоёт тоненьким голосом. Также поможет спеть низкую ноту кукла-медведь.
Учим слова песни
Этому тоже могут помочь игры с куклами. Предложим, вы учите с пятилетней Олей слова песни про Чебурашку и чувствуете, что девочке скучно. Она не может сосредоточиться и рассеянно смотрит по сторонам.
-Давай, Оленька, сыграем,- предлагаете вы,- Ты будешь учительница, а куклы ученики. Разучи с куклами слова песни.
Глаза девочки загорелись. Игра – это совсем другое дело. Оля рассаживает кукол на диване и повторяет для них слова вслед за вами. Потом повторяет, как куклы слова выучили, произнося слова их голосами. Сначала голосом куклы-малышки. Потом самого Чебурашки. Потом Барби. Песня выучивается легко и быстро.
Игра с куклами может помочь при обучении игре на том или ином музыкальном инструменте.
Простучим ритм
Вы стучите на бубне или стучите в ладоши ритм известной песни. Попросите ребёнка угадать, что это за песня. Теперь меняетесь местами. Ребёнок стучит. А вы угадываете.
Послание африканскому племени
Вы стучите определённый ритм – послание соседнему африканскому племени. Сообщаете ребёнку содержания послания. А лучше, если он сам придумает послание сам. Например. На улице хорошая погода, у меня скоро день рождения и т. д. Малыш точно должен повторить ритм. Такого рода игры развивают не только ритмические способности, но и фантазию ребёнка.
Танцуй как я
Под танцевальную музыку вы делаете самые простые движения и просите ребёнка, точно их повторить. Можно предложить ребёнку выполнить танцевальные движения, с каким ни будь предметом (ленточками, мячом, ложками, кубиками и т. д.)
Придумай движения
Кто больше придумает движений под различные танцы: цыганочку, польку, русский перепляс, быстрый современный танец и т. д.
Танцуют сказочные персонажи
Показать, как станцевали бы под весёлую музыку различные сказочные персонажи (Буратино, Мальвина, Баба Яга, Леший и т. д.) или герои мультфильмов.
Угадай, во что я играю?
Под весёлую музыку изобразить игру в мяч, снежки, фигурное катание и т. д.
Игры помогают координации движений под музыку, развивают фантазию, воображение малыша.
Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.