МААМ-картинки

Консультация «Формирование образа мира ребенка посредством игр, упражнений и сказок»

Татьяна Кондратьева
Консультация «Формирование образа мира ребенка посредством игр, упражнений и сказок»

Социализация - пропитывание человека обществом.

С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы. Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли. Это родители, педагоги и сами дети - сверстники дошкольника. В детском саду, помимо общественного окружения, расширяется и предметный мир ребенка, за пределами дома он видит множество новых, созданных человеком вещей, узнает об их свойствах и применении. Кроме того, в

Публикация «Консультация „Формирование образа мира ребенка посредством игр, упражнений и сказок“» размещена в разделах

дошкольном образовательном учреждении, помимо впитывания всего нового, у ребенка появляется возможность раскрыть и проявить свою индивидуальность. Постепенно формируется образ мира ребёнка.

Понятие "образ мира" ввел А. Н. Леонтьев, рассматривая проблемы восприятия. По его мнению, восприятие-это не только отражение действительности, оно включает в себя не только картинку мира, но и понятия, в которых объекты действительности могут быть описаны. То есть в процессе построения образа предмета или ситуации главное значение имеют не отдельные чувственные впечатления, а образ мира в целом. По мнению А. В. Петровского формирование образа мира происходит в процессе взаимодействий субъекта с миром, то есть посредством деятельности.

Итак, под образом мира понимается некоторая совокупности или упорядоченная многоуровневая система знаний человека о мире, о себе, о других людях, которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие.

Образ мира - это личностно обусловленное, изначально неосознаваемое, целостное отношение субъекта к себе и к окружающему миру, несущее в себе имеющиеся у человека иррациональные установки.

У каждого из нас накоплен свой опыт общения, сформировались определенные взгляды, убеждения, которые носят устойчивый характер. Этот опыт дает уверенность в том, что мы знаем себя, знаем, чего ждать от ситуации, в которой находимся, чего ждать от собеседника. Такие ожидания называются установками, и именно они являются барьером на пути к полноценному общению. У каждого из нас есть стереотипное представление о людях определенной профессии, национальности, представление о том, как поведут себя люди в той или иной ситуации. Можно сказать, что установка — это ярлык, который мы вешаем на другого человека и на самого себя.

У американского психолога Эрика Берна в работе «Трансактный анализ» описан процесс социализации личности, включающий в себя формирование четырех видов психологических установок. Автор рассматривает установки на себя и собеседника по одному критерию — «ОК» (о,кей) Если перевести на русский язык, это четыре установки:

Я хороший, и ты хороший.

Я хороший, а ты плохой.

Я плохой, и ты плохой.

Я плохой, а ты хороший.

За каждой установкой стоит огромное количество убеждений, формировавшихся в течение жизни. В установках отражается карта мира родителей, самооценка, набор комплексов и страхов человека. Благополучное детство, родительская любовь формируют позитивный взгляд на мир и установку «Я хороший, и ты хороший». Ребенок, лишенный родительского внимания и любви, вероятнее всего, будет воспринимать мир как агрессивную среду, и в его мировоззренческом багаже будут установки «Я плохой» или «Ты плохой». Установки — это иллюзии, искажающие представление об окружающем мире.

Формирование образа мира детей дошкольного возраста раскрывается через постепенное накопление чувственного опыта в процессе взаимодействия с окружающим миром. На этой основе происходит стимуляция познавательной активности ребенка : от проявлений любопытства - к направленному интересу, что подталкивает его к получению новых знаний и впечатлений, которые сопоставляются с уже имеющимся опытом и направляют деятельность на новый уровень познания окружающей действительности. В результате данного процесса складывается измененный образ мира, обогащенный новыми знаниями и личностным опытом ребенка.

Если же взрослый (например, воспитатель или родитель) хочет приобщить ребенка к определенной системе мировоззренческих принципов, а значит, и определенной модели мироустройства, то он обязательно должен воплотить ее в виде словесного, изобразительного или поведенческого текста (рассказа, песни, басни, картины, модели поведения и т. д., который максимально легко и полно может быть усвоен воспитуемым.

Игры, упражнения и сказки могут помочь ребёнку понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими, снизить свою тревогу и послужить началом долгого совместного пути ребенка к самопознанию, укреплению своего «Я».

«Детство — это время установления базовых отношений ребенка с миром и стремление упорядочить свои знания о мире, а затем обобщить их в виде умопостигаемой модели мироздания свойственно самим детям»

Мария Осорина

Притча

Человек, живший у края пустыни, посадил в своём саду молодой розовый куст, который ещё ни разу не цвёл. Долго он ждал, когда же тот, наконец, зацветёт, но цветов всё не было. И тогда садовник спросил розовый куст, почему же он не цветет?

- Почему я не цвету? - удивлённо переспросил куст. - А почему, собственно, я должен цвести? Посмотри вокруг, никто не цветёт. Вот такие же, как и я, кусты верблюжьей колючки, и никто из них не цветёт.

- Но ты же не колючка.

- Как не колючка! Я такой же, как и они, и колючки на мне есть, - отвечал куст.

- Нет, ты розовый куст и должен цвести, - не унимался садовник.

Но сколько ни пытался человек убедить куст, что он роза и должен цвести, сколько ни показывал ему энциклопедию с описанием роз и верблюжьих колючек, указывая на их отличия, ничего не помогало. Розовый куст не слушал его и продолжал утверждать, что он верблюжья колючка, а колючки не цветут.

У садовника больше не осталось сил, терпения и доказательств, чтобы переубедить упрямый саженец, и поэтому он решил купить ещё один куст роз. Вскоре в саду появился ещё один питомец.

- Вот ещё одна верблюжья колючка, как и я, - подумал прежний куст, когда садовник посадил новый. - Теперь мне будет не так уж скучно, а то другие колючки слишком далеко от меня, даже поговорить не с кем.

Новые соседи быстро подружились. Они много говорили, и вскоре новый куст понял, что его сосед почему-то считает себя верблюжьей колючкой. Это было довольно странно и нелепо - слышать такие слова, ведь он знал, кто они такие на самом деле, но новенький не стал спорить и переубеждать своего нового друга.

Вскоре пришла весна, а за ней и лето. И новый куст зацвёл. Куст, который считал себя верблюжьей колючкой, удивился, он не ожидал такого от… от… от такой же, как он, верблюжьей колючки. Но цветок его друга был так прекрасен, что старый куст ахнул, и на его побегах появились капельки слёз. От вида такой красоты сердце его наполнилось радостью и умиротворением. Он так проникся красотой, что вскоре и сам зацвёл.

А ты, дорогой друг, знаешь ли о своей внутренней сути или по-прежнему считаешь себя верблюжьей колючкой и продолжаешь вести себя согласно своему убеждению? Может, всё-таки ты признаешь себя розой и позволишь цветам любви распуститься в тебе?

Литература:

https://studbooks.net/1585390/psihologiya/suschnost_ponyatiya_obraz_mira_psihologii

Журнал Школьный психолог 09 2009

Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М. : Генезис, 2006.

М. Осорина Секретный мир детей в пространстве мира взрослых

Публикации по теме:

Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Формирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологийФормирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни» Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель физического воспитания в детском саду-формирование.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье - это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников»Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников» Педсовет Тема "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников" Цель: объединить усилия коллектива для повышения.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Формирование образа мира ребенка посредством игр, упражнений и сказок»
Опубликовано: 25 ноября 2022 в 01:08
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД