Ситникова Екатерина Александровна
Консультация «Организация зимней прогулки в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Техника безопасности при проведении зимней прогулки.
С наступлением холодного периода необходимо:
1. Одевать детей в соответствии с температурными условиями, не допускать переохлаждения или перегревания организма детей; детям иметь запасные вещи;
2. Во время прогулки не допускать намокания детской одежды и обуви;
3. По возвращении с прогулки снять с детей мокрые вещи и высушить их;
4. При усилении мороза и ветра детей отвести в помещение детского сада;
Публикация «Консультация „Организация зимней прогулки в ДОУ“» размещена в разделах
- Зима. Зимние прогулки и наблюдения
- Зима. Консультации для родителей в зимний период времени
- Зимние прогулки, игры и забавы. Консультации
- Консультации для родителей
- Прогулки. Консультации
- Темочки
5. При температуре воздуха ниже -15 градусов не допускать статичного положения детей во время прогулок и катания детей на ледяных дорожках, горках, санках и лыжах без присмотра воспитателя. При температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается;
6. Для предотвращения переутомления, переохлаждения воспитанников подвижные и малоподвижные виды деятельности чередуются (в зависимости от плана прогулки);
1. Перед началом прогулки воспитатель обязан :
1. Ежедневно осматривать участки, не допускать наличия травмоопасных для детей предметов: сухостойных деревьев, сломанных кустарников, нестроганых досок, гвоздей, битого стекла, торчащих из земли палок, пней и др. Все ямы на территории детского сада должны быть засыпаны, люки закрыты тяжелыми крышками.
2. Проверять исправность инвентаря, игрушек и надежность крепления физкультурно-игрового оборудования.
3. Ежедневно утром и вечером проверять территорию детского сада на наличие посторонних, подозрительных предметов. В случае обнаружения немедленно сообщать администрации или звонить в милицию (к предметам не прикасаться).
4. Крыши всех построек очищать от снега, сосулек; дорожки, детские площадки, ступеньки, наружные лестницы, крыльцо очищать от снега и льда, посыпать песком.
5. Согласовывать со старшей медицинской сестрой возможность выхода детей на прогулку в зависимости от погодных условий.
6. Осматривать одежду и обувь воспитанников на предмет соответствия погодным условиям.
7. Напоминать детям правила безопасного поведения при выходе на прогулку и входе в помещение детского сада: не бежать, не толкаться, при спуске и подъеме на второй этаж держаться за перила, не нести перед собой большие игрушки и предметы, закрывающие обзор и др.
2. Во время прогулки воспитатель обязан :
1. Не допускать проведения прогулки на одном игровом участке одновременно для двух групп воспитанников.
2. Контролировать выход воспитанников из помещения детского сада и спуск с крыльца.
3. Не оставлять детей без наблюдения.
4. Доступно объяснять правила игр, показывать способы работы с инвентарем. Для коллективных дел объединять детей только тогда, когда каждый ребенок овладеет необходимыми навыками (во время работы с лопатками в подгруппе должно быть не более 4-5 человек, при этом расстояние между детьми должно быть не менее 1м).
5. При организации игр, труда, требующих значительного напряжения, следить, чтобы дети не переохлаждались.
6. Контролировать позу каждого ребенка в процессе труда, приучать работать внимательно, не размахивать инструментами во избежание травм и ушибов.
7. Для профилактики травматизма следить за правильной расстановкой игрового оборудования и организацией игр.
8. Запрещать воспитанникам лазать по ограждениям, перилам, деревьям, заборам.
9. Контролировать соблюдение воспитанниками требований личной гигиены. Следить, чтобы воспитанники не пробовали на вкус снег и сосульки во избежание желудочно-кишечных заболеваний.
10. Обеспечивать непосредственную страховку во время скатывания детей с горок, лазания, впрыгивания с возвышенностей, метания; а также скольжения по ледяным дорожкам и катания на санках.
11. Следить, чтобы при катании на санках каждый ребенок терпеливо ждал, пока скатывающийся перед ним ребенок не достигнет конца ската, горки.
12. Не допускать, чтобы при скатывании с горки на санках дети садились спиной к скату.
13. Отводить детей в помещение детского сада при усилении мороза и ветра.
В зимний период следует опасаться:
1. Обморожения или переохлаждения организма.
2. Травм, ушибов при катании на ногах, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега, льда и не посыпанным песком.
3. Травм от падающих с крыш сосулек, свисающих глыб снега в период оттепели.
4. Травм от прикосновения в морозный день к металлическим конструкциям открытыми частями тела (лицом, руками, языком, губами);
3. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях во время прогулки
1. При возникновении непредвиденных ситуаций во время прогулки воспитатель обязан :
- обеспечить безопасность детей;
- убедиться в отсутствии опасности;
- сообщить администрации детского сада о случившемся;
- оказать первую доврачебную помощь при несчастном случае;
- при необходимости обратиться за помощью в службы спасения.
2. При несчастном случае во время прогулки воспитатель обязан :
- оказать воспитаннику первую доврачебную помощь;
- устранить воздействие на пострадавшего факторов, угрожающих его жизни и здоровью;
-поддерживать основные жизненные функции пострадавшего до прибытия медицинского работника;
-немедленно сообщить о несчастном случае заведующему детским садом, старшей медицинской сестре, родителям (законным представителям) воспитанника;
-при необходимости вызвать скорую помощь и доставить воспитанника в ближайшее лечебное учреждение.
3. В случае самовольного ухода воспитанника с прогулки воспитатель должен немедленно поставить в известность администрацию детского сада, родителей (законных представителей, ближайшее отделение милиции.
II. Методика проведения зимней прогулки.
Структура прогулки :
Структуру прогулки условно можно представить следующим образом:
-наблюдение;
-трудовая деятельность детей;
-подвижные игры;
-индивидуальная работа с детьми;
-самостоятельная деятельность детей.
Наблюдения на прогулке : большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) в первую очередь наблюдениям за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Важно закреплять представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Предпочтительно планировать наблюдения на прогулке по дням недели. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разно образных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада. Наблюдение развивает пытливость, любознательность. Воспитатель поддерживает интерес детей к приметам времени года, задает вопросы, которые направляют внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Полученные наблюдения можно закрепить последующими зарисовками, составлением рассказов. На зимней прогулке педагог периодически обращает внимание детей на окружающие детский сад деревья. Использование стихотворений на определенную тему при наблюдениях и рассматривании помогает усилить впечатления детей от зимней прогулки. Стихи о природе, загадки, народные приметы и пословицы — все эти нехитрые словесные приемы позволяют сделать прогулку более эмоциональной, направить наблюдение детей в нужное русло. Трудовая деятельность: Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Зимой дети могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца. Для успешного решения задач по развитию самостоятельно и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — лопатки, совки, ведерки, мешки. Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательного момента. Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом. Детей старшей группы следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую. Чтобы разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать загадки. Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудовой деятельностью детей на прогулке, воспитатель должен пополнять свои знания по биологии растений и животных, владеть практическими умениями и навыками в этой области, а также методикой про ведения наблюдений, экскурсий, организации труда детей старшего дошкольного возраста. Подвижные игры: ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В зимнее время целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Зимой это катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах. Подвижные игры планируются и проводятся воспитателем самостоятельно, с учетом пожеланий детей, по рекомендациям узких специалистов или тематически. Они могут быть весьма разнообразны, поэтому во избежание монотонности целесообразно спланировать подвижные игры по дням недели. Такое планирование позволяет учесть интересы каждого ребенка, полностью охватить программный материал по разделу подвижных игр, организовать деятельность воспитателя. На прогулке обязательно проводятся две подвижных игры. Игры бывают сюжетными, бессюжетными, с правилами, спортивные, малоподвижные, хороводные.
Индивидуальная работа: во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру со снежными шариками, метание в цель, для других - упражнение в равновесии и т. д. На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации учителя – логопеда. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии. Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.
Самостоятельная деятельность: на прогулке дети находятся в тесном контакте с природой, они приспосабливаются к условиям сезона и погоды, что существенно влияет на содержание игр детей. Зимой преобладают физкультурные упражнения (катание на ледяной дорожке, на санках, на горке); конструктивные игры. Для конструктивных игр дети активно используют снег, цветные льдинки, заранее заготовленные вместе с воспитателем. Необходим постоянный контроль над самостоятельной деятельностью детей. Обращая внимание на каждого ребенка, воспитатель постоянно должен держать в поле зрения всех детей: вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе навел порядок на веранде, на участке, собрал игрушки. Так создаются хорошие условия для всестороннего развития и воспитания детей на прогулке. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если настоящий воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.
III. Выносной материал на зимнюю прогулку
Для активизации двигательной активности:
1. Подвижные игры:
· Маски, шапочки с изображением птиц, животных к данной подвижной игре
· Нагрудные подвязки с изображением транспорта
· Вожжи
· Предметы для народных подвижных игр: платочки, косынки, кушак.
· Шнур с мешочком на конце (для игры «Рыбалка»)
2. Спортивные игры:
· Клюшки, шайба, шлем вратаря (Физо)
· Санки (2-4 шт.)
· Обручи пластмассовые
· Кегли
3. Развитие основных видов движения:
· Кольцеброс с кольцами
· Мишени
· Подвесные колокольчики
· Шнур для зрительного ориентира
4. Самостоятельная двигательная деятельность:
· Доски для скатывания с горы
Для игры с природным материалом:
1. Со снегом и льдом:
· Краски
· Природный материал: шишки, ракушки, камушки
· Емкости для замерзания льда
· Формочки, совочки, ведерки
· Лопаты по росту ребенка
· Трафареты, печатки,
· Машины, каталки
· Деревянные карандаши
2. С ветром:
· Султанчики
· Ветрячки - вертушки
· Подвесные игрушки на лентах
Для сюжетно-ролевой игры
· Куклы в зимней одежде
· Санки, коляски для кукол
· Машины, каталки
· Жезл, рули, вожжи, нагрудные силуэты транспорта
· Бубен, барабан
Трудовая деятельность
· Метлы (веники)
· Лопаты
· Ведра, емкости для снега.
IV. Зимний участок (оформление, постройки)
Первая возникающая идея насчет украшения участка – это, конечно же, возведение снежных скульптур, фигур и горок. К такому действу стоит обязательно привлечь малышей – пусть каждый ребенок вспомнит свою любимую сказку или мультик, новогоднего/зимнего персонажа и постарается построить героя.
Чтобы сделать снежную скульптуру, потребуются некоторые инструменты: скребки, лопатки разного размера, шпатели, пила. Следует обязательно работать в перчатках. Также не лишним будет иметь под рукой распечатанный вариант скульптуры, чтобы в процессе лепки выдержать правильные пропорции.
Скульптуру можно украсить на свой вкус любыми подручными материалами. Чаще всего для разрисовки снежных фигур используется подкрашенная красками вода (гуашью или пищевыми красителями). Также можно делать вырезки из ткани, использовать природные материалы, мишуру, бумагу и картон.
Также нельзя обойти вниманием любимое зимнее развлечение малышей – катание на горках. Красиво декорированные горки также могут преобразить участок садика. Главное, чтобы горка была не очень высокой и не крутой, спуск должен быть подальше от тротуара и проезжей части, а с обратной стороны горки должен быть удобный подъем по ступенькам.
Также на участке детского сада из снега можно возвести целый лабиринт, с арками, тупиками и замысловатыми тропинками.
Территория сада будет выглядеть более нарядно, если украсить наружные стены зданий, заборчики, растущие на участке кусты и деревья, аллейки мишурой или самодельными украшениями. Ледяные шары лучше выкладывать на определенной возвышенности, например на клумбе или снежной постройке. Если выложить их вдоль дорожек и тропинок, при первом же снеге их будет незаметно, ребенок или взрослый может поскользнуться и получить травму. Для изготовления таких шаров понадобятся краски, вода и надувные шарики. Воду необходимо подкрасить, заполнить шарики и вынести на улицу. После замерзания удалить шарики. По такой же схеме можно сделать цветные ладошки из резиновых перчаток.