МААМ-картинки

Консультация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Васильева Алла Викторовна
Консультация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Выбор темы по экологическому воспитанию был не случаен. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству.

Публикация «Консультация „Экологическое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду.

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое : всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной, ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ, о некоторых биоценозах, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, о взаимосвязях внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное на них реагирование.

На занятиях по ознакомлению детей с природой родного края,я заметила, что дети испытывают интерес к данной теме, им нравиться наблюдать и рассматривать живые и не живые объекты, устанавливать причинно-следственные связи. Исследовательская работа помогает развивать познавательный интерес ребёнка. Его мышление, творчество, уметь мыслить логически и т. д. Меня это очень заинтересовало и увлекло.

Удивительный мир природы… Он встречает ребёнка морем звуков и запахов. Тысячами разных загадок и тайн. Заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться. Природа обладает большими познавательными возможностями: она даёт возможность безмерно расширять кругозор ребёнка, формировать умение сравнивать, сопоставлять. Выявлять закономерности, делать выводы. Многое даёт природа для развития речи детей. Чем больше видел и понял ребёнок, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт со взрослыми. Умеет излагать свои мысли, в последствии становиться одним из решающих факторов успеха ребёнка в школе.

Как правильно использовать природные ресурсы, не нанося вреда экологии нашего края, и показать, что человек является частью самой природы?

Приступая к ознакомлению детей с природой родного края, я ставила перед собой следующие задачи:

1) Сформировать представления о природе естественной, независимой от человека и его деятельности, и природе культурной, созданной и поддерживаемой трудом человека.

2) Дать понимание того, что любой объект живой природы существует только пока для этого есть необходимые условия, нарушение, которых ведёт к его гибели и исчезновению.

3) Показать, как человек использует культурную природу (выращивает урожай зерна, овощей, фруктов, разводит домашних животных, цветы, разбивает парки и т. д.)

4) Продемонстрировать, как человек пользуется дарами дикой природы (собирает грибы и ягоды, охотиться на диких животных, наслаждается красотой природы) и вызвать бережное и заботливое отношение к природе.

5) Сформировать представление о том, что в природе всё взаимосвязано, как в цепочке, все звенья которой нужны друг другу и друг без друга не могут просто существовать.

6) Развитие гуманного отношения к природе, основанного на восприятии его как живого и эстетически прекрасного целого.

Я старалась создать в группе необходимую развивающую предметную среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей, в течении дня ребёнок вовлекается в различные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование и т. д.) У нас имеется специальный уголок, где дети имеют возможность закреплять свои знания, полученные на занятиях. Здесь настольно-печатные и дидактические игры, пособия для индивидуальной работы, альбомы для рассматривания, природный материал, который дети собирают на прогулках и экскурсиях для изготовления поделок, энциклопедий и книг. Так же материал идёт от простого, знакомого и понятного детям, к более сложному. На занятиях знакомимся, как с живой природой: дикими и домашними животными и птицами, растениями, рыбами, насекомыми, грибами, так и с неживой: почвой, водой, воздухом. Дети учатся различать живые объекты природы от неживых. Знакомятся с образом жизни животных: местом обитания, способом передвижения, чем питаются, как добывают корм, знают части тела и их особенности. Учатся устанавливать связи между способом передвижения и характером конечностей, сезонными изменениями и приспособлениями животных и растений.

Большую роль в работе я отвела уголку природы. Главная особенность уголка – его непосредственная близость к детям, что позволяет организовать различную деятельность на протяжении всего учебного года. Наблюдение в уголке природы ведутся за комнатными растениями на основе различных сравнений. На каждом растении имеется табличка с условными обозначениями. Дети узнают об условиях, которые необходимы растениям и помогают ухаживать за ними. Внимание детей обращается на то, что растениям для роста нужны свет, вода, земля и тепло.

Много внимания, я уделяю знакомству детей с неживой природой : землёй, песком, глиной, водой, воздухом и. т. д. дети знакомятся с таким понятием как ветер, причинами и условиями его возникновения. На участке при помощи не хитрого приспособления они учатся определять его направление и силу. На территории детского сада организован цветник и огород, где дети знакомятся с культурными и декоративными растениями. Учатся за ними ухаживать, получают первые навыки и знания. Трудовая деятельность всегда содержит элементы игры, подражание жизни взрослых, в любом случае «труд в природе традиционно считается неотъемлемой частью ознакомления дошкольников с окружающим миров, а в последние годы и экологического образования. В процессе труда в природе ребята подчиняют свою деятельность, свои желания определенным общественными мотивами, понимать, что его труд принесет пользу людям, сохранит животных.

Знания и практические советы дети получают во время экскурсий и прогулок на территории детского сада и за его пределами, организованы так называемые «экологические тропинки». Можно выделить два основных типа экологических тропинок : а) на территории д\с; б) в природных (лес, парк, пруд, река и т. д.) условиях. Основные критерии выбора маршрута и объектов троп – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев кустарников, трав, мхи, грибы, старые пни, муравейники, гнезда птиц и т. д.) экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для общения с природой и одновременно для их оздоровления на свежем воздухе. Одни и те же объекты изучаем много раз особенно в разные сезоны года. На тропинках проводятся наблюдения, игры. Очень важно помнить о подходе: полученные знания на тропинках дети используют на занятиях музыкой, изобразительной, театральной деятельности, в подвижных играх.

Дети научились пользоваться простейшими способами обследования деревьев. Сформировалось умение получать сведения о растениях путем проведения опытов. Повысился познавательный интерес к природе (дети самостоятельно замечают изменения осенью в природе) и желание отражать полученные знания в художественном творчестве (лепке, рисовании, аппликации).

Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение последних в области охраны окружающей среды. С этой целью я оформляла соответствующие стенды, проводила консультации, экскурсии, собрания. Родители очень помогают мне, они отзываются на любые мои просьбы. Так, например, папы принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний период на территории дет. сада. А мамы активно участвовали в сборе гербариев листьев деревьев, лекарственных трав и оказывают помощь в изготовлении пособий и атрибутов, помогают проводить праздники и прогулки.

Формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их к природоохранной деятельности (подкормка птиц, высаживание растений, уход за комнатными растениями в уголке природы и т. д., проводя праздники, утренники, игры экологический направленности и привлекая к этой работе родителей, я старалась способствовать экологическому воспитанию ребенка, развитию активного ответственного отношения к природе. У них развиваются познавательные интересы: они с удовольствием участвуют в проведении опытов, игр, наблюдений. В природоохранной деятельности человека, участвуют вместе со взрослыми самостоятельно в доступных природоохранных мероприятиях.

Если я научила ребят приглядываться к ползающему муравью, к полету птицы, и с их помощью пробудила интерес к огромному миру природы, то можно будет считать поставленную задачу выполненной. И я думаю, что мои малыши, когда вырастут, будут любить свой край,и бережно, с любовью относиться к его природным объектам.

Публикации по теме:

Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кэнчээри» Доклад на тему: «Экологическое образование и воспитание.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» Консультация для родителей. "Экологическое воспитание детей в семье" Красота родной природы раскрывает красоту, показать детям как человек.

Методическая разработка «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» г. Урень Нижегородской области Методическая разработка.

Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Морозова Марина Юрьевна Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта: осень - сентябрь, октябрь, ноябрь;.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Статья на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» К. Гельвеций сказал: «Воспитатель – это волшебник, который открывает.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста Желая воспитать экологически грамотного человека, мы часто упускаем время,.

Статья «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста. Одной из главных проблем современного мира является экологическая проблема.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Игры экологического воспитания дошкольников Экологическое воспитание и образование дошкольников – это воспитание в детях способности понимать.

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста Воспитатель МБДОУ Д/С «Солнышко» Евсеенкова С. В. «Природа для нас – кладовая.

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Успех в экологическом воспитании 2-3-летних малышей обеспечивается, прежде всего, пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 16 августа 2018 в 19:17
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД