МААМ-картинки

Консультация «О чем рассказывает сказка»

Лидия Кравец
Консультация «О чем рассказывает сказка»

Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте (3 слайд).

Но далеко не каждый, в дальнейшем, может построить развернутый и связный рассказ, придумать сочинить стихотворение, придумать собственную сказку. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного. Как же помочь?

Один из исследователей детского творчества заметил, что ребенок никогда не сочинит собственной сказки, если он не познакомится хотя бы с одной из существующих (4 слайд).

Публикация «Консультация „О чем рассказывает сказка“» размещена в разделах

Сказка занимает особое место в жизни детей (5 слайд). Здесь соседствуют добро и зло, верность и предательство, дружба и вражда. Разыгрывая сказку, дети как бы проживают ее, принимая на себя определенную роль. При освоении сказки хорошо использовать игры – драматизации, настольный театр, в них могут принимать участие несколько детей или ребенок и взрослый. Дети смогут выразить свое эмоциональное отношение к героям сказки голосом, мимикой, посредством движений. Иными словами, как бы прожить ее. Однако подлинное проникновение в сказку включает в себя и анализ основных событий, понимание связей между ними – а это не просто для детей. Их часто сбивают детали произведения, которые показались им наиболее важными, они могут повторять неоднократно («А у волка большие зубы», «У него пасть была страшная», «Волк зубами щелкал, голодный и т. д.», забывая о дальнейшем развитии событий.

А ведь основное для рассказчика быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства (6слайд). Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

Мы знаем, что важным средством познания является наглядное моделирование (7 слайд, т. е. использование детьми разного рода условных заместителей предметов. Поэтому для выявления структуры сказки можно использовать различные наглядные модели. Уже с 3-х лет можно начинать разыгрывать сказки с их помощью, что позволит как бы «отодвинуть» эмоции ребенка и обратить его внимание на строение сказки.

Прежде чем начать работу по построению и использованию наглядных моделей, необходимо, чтобы ребенок прослушал выразительное чтение сказки, рассмотрел иллюстрации, ответил на вопросы, разыграл сюжет в настольном театре или по ролям (8 слайд). Только после этого, с помощью наглядных моделей можно развивать у детей умение самостоятельно анализировать содержание текста, выделять наиболее существенное. В дальнейшем это поможет им самостоятельно понять любое художественное произведение, выразительно и последовательно рассказать о прочитанном и услышанном.

Наиболее простой вид наглядных моделей – модель сериационного ряда: круги, полоски (слайд 9). Например, чтобы разыграть сказку «Репка» воспитатель обсуждает с детьми, кого из героев будет заменять та или иная полоска. На следующем этапе работы, по мере прочтения сказки, ребенок раскладывает заместители в нужном порядке. Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки.

С 3-х летними детьми можно также использовать двигательное моделирование (10 слайд). Например, воспитатель может разыграть сказку «Лиса, заяц и петух». Для этого используют круги одинакового размера, но разных цветов: заяц (белый, лиса (оранжевый, петух (красный) и т. д. В этом случае взрослый рассказывает сказку, а ребенок выполняет все необходимые действия (ушел, пришел и т. д.). На столе, где будет разыгрываться сценка, можно расположить декорации, вырезанные из бумаги. В некоторых случаях сочетаются оба вида моделирования: двигательное и сериационный ряд (например, сказка «Три медведя»).

При проведении таких занятий особенно важно, чтобы дети понимали принцип замещения. (11 слайд). Поэтому, до начала занятия следует обсудить, какой круг и почему замещает какого – либо героя сказки. Ребенок может использовать заместители на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа (например, круг красного цвета будет обозначать Красную Шапочку). Если брать за основу соотношение величины героев (например, в сказке «Теремок», тогда заместителями будут полоски разной длины. Возможно также использовать символику цвета, когда положительный герой обозначается светлыми тонами, а отрицательный – темными.

Ребенку нужно помочь не просто играть с предметами – заместителями, но четко соблюдать последовательность действий сказки, что поможет ему анализировать основные события и связь между ними. Теперь ребенок делает не то, что ему хочется, а то, что нужно для решения задачи – показать основные действия и события сказки. Так постепенно закладываются элементы самоконтроля.

Задания можно усложнять, предлагая детям не только распределить между персонажами круги, но и выбрать только те, которые нужны для данной сказки. В этой ситуации ребенок должен уже мысленно представлять основных героев сказки, знать их характеристики и самостоятельно подбирать соответствующие модели.

Если дети легко выполняют задание, предлагаем им самим придумать, как можно обозначить персонажей сказки.

Дети постарше могут пересказывать эпизоды сказок с опорой на подобранные заместители. Воспитатель просит рассказать, что происходит в данный момент, и помогает ребенку как можно точнее пересказать нужный эпизод. Переходя от эпизода к эпизоду в зависимости от расположения заместителей, дети пересказывают сказку полностью.

В 5-6 лет переходим к новому виду моделирования (слайд 12) использованию временно – пространственных моделей (блоки – рамочки, в которых расположены заместители основных персонажей сказки). Этот вид моделей помогает понять основную последовательность событий сказки. Такая модель обязательно составляется вместе с детьми. Сначала воспитатель обсуждает с чего начинается сказка, кто герои, как их обозначить. В качестве заместителей могут быть использованы схематические изображения фигурок: цветные круги, палочки разной длины. Постепенно заполняются все рамочки. Важно, чтобы их не было слишком много, и они действительно соответствовали бы событиям произведения. Затем, глядя на модель дети пытаются пересказать сказку.

Если дети вместе с вами легко составляют и используют при пересказе подобные модели, переходите к самостоятельному моделированию сказок и историй. Обычно это происходит к 6 – 7 годам. Начинать нужно с небольших сказок или историй. Вы можете сочинить их сами или использовать короткие рассказы, например, В. Сутеева. В этом случае вы читаете сказку или историю и просите детей составить «подсказку» к ней. Дети же самостоятельно придумывают заместители для персонажей, мысленно делят произведение на отдельные эпизоды и рисуют модели (карандашами, фломастерами).

Задача взрослого – помочь детям проанализировать составленную модель, оценить точность членения на отдельные эпизоды, проследить, чтобы в ней были представлены основные события произведения (слайд 13). Важно только, не исправлять речевые ошибки. когда ребенок фантазирует в процессе своего творчества, а отметить потом, как лучше и точнее можно было сказать.

И так, из всего выше сказанного следует что с помощью сказки, применяя метод моделирования, дети поймут и смогут воспроизводить текст, у них активнее развиваются умственные способности, речь, пополняется словарный запас, дети пытаются самостоятельно сочинять сказки, у них возникает желание творить (14 слайд).

Прикреплённые файлы:

skazka_k44in.pptx | 9056,45 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация «Сказка в жизни ребенка»Консультация «Сказка в жизни ребенка» Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, будь то ребенок или взрослый,.

Консультация «Чему учит сказка?» Презентация для воспитателей к проекту «Чему учит сказка?» 1. Сказки, стихи, легенды и мифы выступают в роли помощников, чтобы сформировать.

Конспект занятия для старшей группы «Дерево рассказывает сказки» Цель занятия :Закрепление и уточнение знаний о русских народных сказках. Формирование любви к русским народным сказкам,развитие эстетического.

Консультация для родителей «Домашняя школа мышления. О чем рассказывает сказка?» (Л. А. Венгер. А. Л. Венгер.) Вопросы: 1. Всегда ли ребенок понимает сказки? 2. С помощью, каких приемов можно ускорять процесс понимания?.

Консультация для родителей «Сказка для ребёнка» Консультация для родителей Сказка для ребенка Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Именно через сказку дети получают уроки.

Консультация для родителей «Сказка, которая исцеляет» Цель: познакомить родителей с терапевтическими возможностями сказки, дать рекомендации для проведения сказкотерапии в домашних условиях.

Консультация для родителей «Сказка в живописи и музыке» Консультация для родителей «Сказка в живописи и музыке»Сказки и былины, пронизанные волшебством, населенные знакомыми с ранних лет героями,.

Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка» Консультация для родителей «Сказка в жизни ребёнка» К. И. Чуковский считал, что цель сказки заключается в том, чтобы воспитать в ребёнке.

Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка» “Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений”. В. А. Сухомлинский (слайд 2) Сказка учит.

Консультация для родителей «Сказка в жизни ребёнка» Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи. Сказка является неотъемлемым элементом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «О чем рассказывает сказка»
Опубликовано: 18 ноября 2019 в 22:48
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД