Елена Булгакова
Организация сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра – один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.
Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания. Своеобразная сюжетная игра - самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все «как будто», «понарошку». Ребенок может забивать воображаемые гвозди игрушечным молотком, хотя на самом деле еще не умеет забивать настоящие гвозди; может быть врачом и лечить больных кукол и зверюшек; может включиться в такие волнующие события, происшествия, которые в действительности с ним никогда не случались. Все это расширяет его детский мир и обеспечивает эмоциональный комфорт. Какие богатые впечатления дети получают в окружающей жизни, их они и отображают в играх. Малыши живут в разных условиях, поэтому и содержание игр у них должно быть разным. Если дома есть телефон, то и в играх ребенок кому-нибудь звонит». Если он знает, как взрослые ухаживают за животными, то эти знания обязательно найдут отражения в играх. Но, к сожалению, уже с раннего детства педагоги приучают малышей играть в одинаковые игры, не учитывая окружение, в котором живут дети. Сюжетно-ролевая игра в типичной форме – это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры. Берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление. Конечно, все это возможно лишь при условии, что воспитанники детского сада в достаточной мере с помощью педагога овладели игровой деятельностью. Что дает такая игра участвующему в ней ребенку? Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, формирует взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В дошкольном возрасте ребенку предстоит открыть, зачем люди друг другу нужны, т. е. в чем смысл той или иной человеческой деятельности. Такое открытие происходит в ролевой игре. Дети на протяжении дошкольного возраста могут проиграть одни и те же сюжеты, однако содержание игр, то что ребенок в своих действиях акцентирует, постепенно меняется. Для психического развития очень важно, что ребенок перешел от освоения социально-направленных предметных действий, соотносимых с логикой реальных действий взрослых (кормление, делание уроков, вождение машины) к освоению социальных отношений между людьми, смыслов их деятельности, которые соотнесены с реальным отношением между ними (забота, лечение, перевозка).
Публикация «Организация сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Игра возникает тогда, когда ребенок полон ярких впечатлений, которые сильно воздействуют на его чувства. Поэтому педагогам необходимо постоянно совершенствовать методику проведения занятий, экскурсий.