Получи документы

Консультация «Особенности формирования правильного звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте»

Светлана Чиркова
Консультация «Особенности формирования правильного звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация

«Особенности формирования правильного звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте»

Воспитатель: Чиркова С. С. МАДОУ д/с №47 «ЛЕСОВИЧОК»

Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребёнка, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи.

Публикация «Консультация „Особенности формирования правильного звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах

Культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учётом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами. Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает взрослый. Однако воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Взрослый помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, чётким произношением всех звуков родного языка, чётким произношением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием сторон речи: словаря, грамматически правильной речи.

Если ребёнок неправильно произносит отдельные звуки речи, то, следовательно, он неправильно выговаривает слова, строит предложения. Отсюда могут возникнуть трудности в общении ребё нка со сверстниками и взрослыми: скоро он почувствует себя неполноценным, всё чаще станет отмалчиваться, так постепенно будет развиваться неуверенность в себе. Такие дети, поступив в школу, очень часто плохо пишут и читают.

Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребёнка, тем полноценнее будет и его общее развитие. Кроме того, непринятие своевременных мер по формированию правильного звукопроизношения ведёт к тому, что у ребёнка при произнесении ряда звуков закрепится неправильная артикуляция (положение органов речи, и исправить этот недостаток в дальнейшем будет довольно сложно.

Формирование правильного произношения при нормальном речевом развитии завершается к 5 – 7 годам. В этом возрасте ребёнок должен правильно произносить все звуки своего родного языка и использовать их в своей речи.

Нужно сказать, что при формировании речи ребёнка всегда проявляется его индивидуальность. Так, у одних детей речь формируется рано и развивается очень быстро и интенсивно. У других детей речь появляется с задержкой, развивается медленно; таких детей следует учить правильному произношению звуков.

Особенности звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста

На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Произношение становится чище, высказывания – точнее, фразы – более развернутыми. Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счет существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, глаголов. Все чаще в речи ребенка появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов.

За год словарь ребенка увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом, хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно.

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь.

На шестом году жизни дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков л, р. С их усвоением дети начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.

Произносительная сторона речи детей 7-го года жизни достигает высокого уровня. Дети должны правильно произносить все звуки родного языка, четко и внятно произносить фразы, могут говорить тихо и громко, шепотом, в зависимости от обстановки.

Грамматический строй речи практически сформирован : дети строят различные по конструкции предложения, согласовывают слова в роде, числе и падеже.

Звукопроизношение детей старшего дошкольного возраста характеризуется рядом особенностей :

1. Дети имеют навыки звукового анализа, определяют место звука в слове.

2. Все звуки произносятся правильно и четко.

3. Исчезает замена шипящих и свистящих звуков.

4. У части детей еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие и сонорные).

На шестом году совершенствуют артикуляцию звуков, дифференциацию смешиваемых звуков, продолжают развивать восприятие речи; воспитывать звуковую выразительность речи – развивают силу голоса и его тембр, темп и ритм речи, мелодику, навыки использования разной интонации.

На седьмом году жизни происходит преимущественное развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов; воспитание интонационно-звуковой выразительности речи; работа над орфоэпически правильной речью.

Распределение звукового материала по месяцам с детьми старшего дошкольного возраста.

Сентябрь – с-ш

Октябрь – з-ж

Ноябрь – с-з

Декабрь – ш-ж

Январь – с-сь

Февраль – з-зь

Март – л-ль

Апрель – р-рь

Май – л-р

Индивидуальные занятия по исправлению недостатков звукопроизношения

1. Дать правильную артикуляцию звуков.

2. Показать приемы постановки звуков.

3. Закреплять произношение звука в слогах, словах, фразовой речи.

На всех этапах обучения звукопроизношению рекомендуются упражнения в форме игр : «Пальчиковые игры-упражнения для дошкольников»

Цель. Развивать речь, формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.

Все упражнения повторяются несколько раз.

1. Раз, два, три, четыре, жили мыши на квартире

2. Доброе утро, здравствуй, Иван

3. Прятки

4. Цветок

5. Щупальца осьминога

6. Качалочка

7. Поймай рыбку за хвостик

8. Выгляни в окошко

9. Загляни под печку

10. Улитка

1. Раз, два, три, четыре, жили мыши на квартире

Все вы знаете считалочку: «Раз, два, три, четыре, жили мыши на квартире. Чай пили, чашки били, по-турецки говорили: «Чаби-чиляби, чиляби-чаби-чаби».

А пальчики-мальчики умеют обыгрывать эту считалочку. Хотите на-учиться? Повторяйте за мной.

• Раз (хлопок в ладоши).

• Два (левая рука — перед лицом, ладонь смотрит вправо; правая рука зажата в кулак, упирающийся в ладонь левой руки; локоть правой руки на уровне плеча).

• Три (хлопок в ладоши).

• Четыре (правая рука — перед лицом, ладонь смотрит влево; левая рука зажата в кулак, упирающийся в ладонь правой руки; локоть левой руки на уровне плеча).

• Жили (хлопок в ладоши).

• Мыши (кулачок правой руки упирается в ладонь левой).

• На (хлопок в ладоши).

• Квартире (кулачок левой руки упирается в ладонь правой).

• Чай пили (кисти обеих рук соединены боковыми сторонами, со-браны в чашечку).

• Чашки били (ладони резко расхо-дятся в разные стороны, лицевая сторона смотрит вниз).

• По-турецки говорили (руки скрещиваются до локтя плавными, волнообразными движениями кистей).

• Чаби (соприкасаются подушечки больших и указательных пальцев обеих рук один раз).

• Чиляби (встречаются подушечки больших и средних пальцев один раз).

• Челяби (встречаются подушечки больших и безымянных пальцев один раз).

• Чаби-чаби (встречаются подушечки больших пальцев и мизинцев обеих кистей рук два раза).

Примечание. Движения руками выполнять в достаточном напряжении. Во время соединения подушечек пальцев четко проговаривать слова «чаби-чиляби, чиляби-чаби-чаби».

Дидактические игры :Панно «Весёлая полянка»

Цель: постановка и автоматизация звуков, развитие фонематического слуха, совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, закрепление умений определять количество слогов в слове. Учить составлять предложение по опорным словам, выполнять анализ предложения, выкладывать его графическую схему. Развивать интонационную выразительность речи и силу голоса, работа над просодической стороной речи.

«Звуковые шашки»

Цель: формирование правильного звукопроизношения, автоматизация и дифференциация звуков; развитие звукового, слогового анализа и синтеза слов; обогащение словарного запаса; словообразование; развитие связной речи; обобщение предметов; освоение лексико-грамматических компонентов языка; пространственной ориентации; развитие памяти, внимания, воображения.

«Волшебные фишки»

Цель: постановка и автоматизация звуков; дифференциация звуков; развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза, коррекции звукопроизношения.

Скороговорки:]

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила - рукав не дошила.

Шакал шагал, шакал скакал. Шашки на столе, шишики на сосне.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шлепают гуськом гусак а гусаком.

Поезд мчится скрежеща: жэ, че, ша, ща.

Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу:

Жи, же, жа, жу. У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Ужа ужалила ужица.

Ужу с ужицей не ужиться.

Уж уж от ужаса стал уже –

ужа ужица съест на ужин.

Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

Чище чащи в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.

В чемодане у чечетки

Щетки, четки, счеты - тетке.

Четки, счеты, щетки - дядьке,

Счеты, щетки, четки - няньке.

Лишь чечетка - для себя.

Пляшет четкая семья.

Чистоговорки:

1. Бык тупогуб, тупогубенький бычок,

У быка бела губа была тупа.

2. У Бориса был баран

И залез баран в бурьян.

3. На болоте жабы жили,

Булку с бубликом любили.

4. Варежки у Вари пропали на Бульваре.

5. Лежит ежик у елки, у ежа иголки.

6. Не живут ужи, где живут ежи.

Пересказ коротких рассказов и рассказывание по картинкам с учётом возраста и стоящих задач обучения начинается с этапа автоматизации звука.

При совместных играх взрослого и ребенка, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой и внятной. В общей системе работы по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения.

Часто детей побуждают заучивать слишком трудные для их произносительных возможностей стихотворения. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.

Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка.

В дальнейшем необходимо развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию.

Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с каким-то конкретным образом (з — песенка комара, с — песенка водички, ж — жужжание жука, пчелы, р — работа мотора самолета, автомобиля, ш — шипение сердитого гуся и т. п.).

Большой эффект дает использование шуток-чистоговорок. Дети с интересом слушают их, запоминают и повторяют («Са, са, са — хитрая лиса»; «Ра, ра, ра — высокая гора»; «Ку, ку, ку — кукушка на суку» и др.).

Полезны детям игры, основанные на звукоподражаниях. Так, например, малыши, как ло-шадки, цокают копытами; жужжат, как пчелы; тикают, как часики; мяукают, как кошки, и т. п. Дети с удовольствием повторяют за воспитателем, как звучит дудочка (ду-ду-ду, маленький колокольчик (дзинь- дзинь,большой колокол (дон-дон-дон).

Такая систематическая работа не только позволяет развивать у детей правильное звукопроизношение, но, что также очень важно, предупреждает возникновение речевой патологии.

Критический период (5-7 лет) — начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих условий, они могут иметь как самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами — генетической ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы и т. д.

Список используемой литературы:

Алексеева М. М. «Речевое развитие дошкольников»- М. : Академия 1999

Ефименкова Л. Н. «Формирование речи у дошкольников»

Каше Г. Л. «Исправление недостатков речи у дошкольников»

Максаков А. И. «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников»

Фомичёва Т. Б. «Развитие речи дошкольников» Екатеринбург 1996

Фомичёва М. Т. «Воспитание у детей правильного произношения» Воронеж 1997

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Работа группы «Смородинка» по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы у детей старшего возраста. Одним из способов оказания помощи детям старшего возраста по обеспечению адекватного реагирования в коммуникативной сфере, развитию навыков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Особенности формирования правильного звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте»
Опубликовано: 18 марта 2013 в 19:48
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Особенности формирования правильного звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Чиркова (УИ 78750) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД