Папки-передвижки

Консультация. Особенности труда дошкольника.

Вера Костомарова
Консультация. Особенности труда дошкольника.

Главная задача трудового воспитания - формирование правильного отношения детей к труду. Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути для его достижения, получать результат, соответствующей цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников, их возрастные и индивидуальные особенности. Рассмотрим эти компоненты, составляющие трудовую деятельность детей, организованной в дошкольном учреждении.

Публикация «Консультация, Особенности труда дошкольника,» размещена в разделах

ПОСТАНОВКИ ЦЕЛИ.

Цель перед ребенком вначале ставится педагогом. Целесообразный характер действий, придающий им своеобразие предметного действия, возникает на основе подражания.

Таким образом, от процессуальных действий манипулятивного характера ребенок переходит к игре с предметами, которые в ходе ее постепенно осознаются им, и действиям, которые приводят к простой, но уже выделенной в сознании цели.

Цель, поставленная перед ребёнком педагогом, должна быть рассчитана на возможность её осуществления.

Для развития целенаправленности большое значение имеет формирование совместной деятельности двух - трех детей. На третьем году жизни следует большое внимание уделять игре, в процессе которой дети могли бы совместно пользоваться игрушкой, содействовать тому, чтобы они приучались согласовывать свои действия: один едет на автомашине "за молоком", а другой одевает кукол на прогулку; один убирает кроватки кукол, а другой приготавливает коляски для катания кукол; вместе строят домик, мостик, вместе укладывают строительный материал в ящик после игры.

В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и желания трудиться важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы.

К старшему дошкольному возрасту определяются общественные мотивы труда, они более отчетливо выступают у тех детей, которые на четвертом - пятом году жизни стремятся принести пользу окружающим.

Личные и общественные мотивы деятельности детей воспитатель может увидеть в проявлении готовности сделать для других: игрушки для малышей, подарок к празднику для мамы, младшему брату или сестре.

Способность детей 6 - 7 лет самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда, где дети получают в итоге материальный результат: работа в цветнике, поделка игрушек из бумаги и другого природного материала. В этом возрасте деятельность детей приобретает большую устойчивость при наличии мотивов, имеющих общественное значение.

ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДА.

В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудностей при достижении намеченного результата.

В некоторых наиболее распространенных трудовых процессах, организованных в средней и старшей группах, непременно должна быть определена логическая последовательность действий, представляющая для ребенка простейший план деятельности.

Однако здесь перед воспитателем стоит задача - в процессе работы направить внимание детей на логическую последовательность действий, которая может привести к лучшему результату.

Для того чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, надо дать ему пример. Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности.

Совершенствование навыки планирования деятельности происходит в ежедневной работе (дежурства, уход за цветами).

При накапливании опыта планирования конкретной работы с подобными заданиями дети легко справляются.

РЕЗУЛЬТАТ ТРУДА.

Трудовая деятельность всегда предполагает целесообразную направленность усилий на достижение результата. В труде результат - обязательный компонент деятельности. Достижение результата имеет значение прежде всего как педагогический фактор, который помогает воспитать у детей интерес к труду.

Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. В развитии у детей стремления достичь результата труда особое значение приобретает мотив этой деятельности.

Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам. Важно, чтобы ребенок осознал свои достижения. Достижения детей в труде должны быть справедливо оценены педагогом.

ТРУД И ИГРА.

Действия, совершаемые детьми в процессе игры, часто направлены на изображение того или иного трудового процесса, который дети наблюдают у взрослых: приготовление пищи, мытье посуды, уборка комнаты. Они свидетельствуют о желании ребенка подражать взрослым. Это желание дети удовлетворяют в игровой ситуации: как будто моют посуду, готовят обед и т. п. Активные действия ребенка с предметами возникают в раннем детстве и носят характер игры. Игра как деятельность развивается самим ребенком. Игра протекает или индивидуально, или в общении с другими детьми. Взрослые, как более опытные и умелые, являются для ребенка примером. Труд всегда имеет конечный результат, в нем основной смысл.

ТРУД И ЗАНЯТИЯ.

Не менее важно выяснить вопрос о месте занятий в организации процесса труда. В форме занятий осуществляется обучение навыкам накрывания на стол, различные трудовые процессы в природе : вскапывание грядок, посадка лука, рассады, семян и даже поливка. На занятиях проводят изготовление ящиков для рассады, ремонт игрушек и книг и др.

Обучение детей на занятиях и труд как деятельность имеют существенные различия. На занятиях деятельность детей всецело направляется воспитателем. В процессе труда устанавливается такой характер взаимоотношений педагога и детей, который типичен для занятия: педагог обучает детей.

Формирование представлений о труде взрослых оказывает влияние на идейное воспитание личности ребенка. Когда ребенок к концу дошкольного возраста хорошо справляется со своими весьма несложными делами, можно считать, что он подготовлен к выполнению более сложных обязанностей, которые возложит на него школа.

Публикации по теме:

Развитие трудовых навыков у детей пятого года жизни как средство развития трудовой деятельности Методическая разработка раздела основной общеобразовательной программы ДОУТема: Развитие трудовых навыков у детей пятого года жизни как.

Презентация на тему «Помогаем каждый день, ведь трудиться нам не лень!» Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация. Особенности труда дошкольника.
Опубликовано: 18 марта 2015 в 21:31
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД