Получи документы

Консультация «Оздоровительные проекты в ДОУ. Особенности. Структура. Правила оформления»

Татьяна Семенченко
Консультация «Оздоровительные проекты в ДОУ. Особенности. Структура. Правила оформления»

Консультация : «Оздоровительные проекты в ДОУ. Особенности. Структура. Правила оформления»

Подготовила воспитатель: Семенченко Т. А.

Оздоровительный проект в детском саду - это вариант образовательного педагогического проекта. Для него действительно все то, что относится к педагогическому проекту, но есть ряд особенностей. Именно об этом мы и будем говорить.

Публикация «Консультация „Оздоровительные проекты в ДОУ, Особенности, Структура, Правила оформления“» размещена в разделах

Оздоровительный педагогический проект предполагает ограниченную во времени оздоровительную педагогическую (не терапевтическую) деятельность, предназначенную для целенаправленных изменений в физическом и физиологическом состоянии здоровья и развития детей дошкольного возраста с установленными требованиями к качеству результатов, возмож- ными расходами, ресурсами и спецификой организации. (В. Г. Алямовская «оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении: инновационный аспект»)

Существует большое количество определений и описаний оздоровительного педагогического проекта. Проект пишется в удобной для педагога форме. Но во всех определениях можно выделить наличие инвариантной части. Того что обязательно должно быть в вашем оздоровительном проекте.

Обязательным компонентом педагогического, и в том числе оздоровительного, проекта является наличие цели, как результата работы; точные сроки ее достижения и описание необходимых ресурсов.

Поскольку, внедряя оздоровительные проекты, мы должны добиться изменений в физическом и (или) физиологическом состоянии детей дошкольного возраста, то продолжительность реализации проекта должна быть достаточной для протекания этих изменений.

Проекты бывают заказные и инициативные. Заказные проекты осуществляются по инициативе заказчика, например, Администрации города или администрации детского сада. Это происходит, когда вам дают задание разработать проект. В этом случае заказчик определяет цель и задачи проекта, а так же его результаты.

Нам больше интересны инициативные проекты. Когда проект разрабатывается группой лиц или одним человеком лично заинтересованным в решении проблемы.

Работа над инициативным проектом начинается с анализа существующей ситуации, происходит выявление противоречия между тем, что у нас есть, и тем чего мы хотим добиться и или тем, что должно быть. Описывая, как решить эту проблему мы, по сути, создаем проект.

Начиная планировать оздоровительный проект, мысленно мы проходим ступени:

Анализ ситуации со здоровьем детей в конкретной группе или во всем детском саду. Выявляем проблему. Формулируем цель. Находим причины, на которые мы в силах повлиять. Ставим задачи, которые нам необходимо одну, за другой решить для осуществления цели. Ищем пути, технологии, способы и методы, оперируя которыми мы можем добиться

изменений в физическом и физиологическом состоянии детей.

Все мы, в основном, прекрасно анализируем ситуацию и видим проблемы в физическом развитии и функциональном состоянии наших дошколят. Видим причины происходящего и,самое главное, у нас есть идеи, как исправить… Мы в силах помогать детям и многие из нас изо дня в день, из года в год ведут оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста. Опираясь на образовательные программы заслуженных педагогов, или создавая авторские технологии, многие из Вас реализуют оздоровительную работу. Но вот систематизировать эту работу, правильно оформить ее, порой не хватает сил, времени или умений. С какой стороны подойти, как правильно написать? С чего нужно начать? Чтобы облечь свою работу в оздоровительный проект. Именно на этом сегодня мы делаем акцент.

Базовая структура оздоровительного проекта выглядит следующим образом:

• Титульный лист

• Методический паспорт

• Пояснительная записка

• Содержание проекта

• Этапы проекта

• Оценка эффективности реализации проекта

• Перспективы развития проекта

• Библиография проекта

Начинается оформление оздоровительного проекта с обязательного компонента - Методического паспорта.

Тема

Руководитель проекта

Исполнитель проекта

Юридический адрес исполнителя

Адресация

Цель

Задачи

Благополучатели

Типовые особенности

Ожидаемые результаты

Исполнители основных мероприятий

Методический паспорт проекта предназначен для характеристики проекта с точки зрения определения возможностей использования его результатов другими педагогами: воспитателями и специалистами. То есть в максимально сжатой форме дает понять, о чем ваша работа.

В раздаточном материале подробно описано, как оформлять каждый их пунктов.

Оформив методический паспорт, педагог переходит к первому разделу непосредственно проекта «Пояснительная записка». Она предназначена для более детального ознакомления с характеристиками и механизмом оздоровления детей, раскрывает механизм работы педагогов по получению результатов в оздоровительной деятельности.

Оздоровительный проект создается, когда педагог фиксирует для себя проблемную ситуацию, противоречие или затруднение в системе здоровьебережения и здоровьеформирования детей в дошкольном учреждении. Найденный педагогом способ устранения проблемы и отражается в пояснительной записке оздоровительного проекта.

В ней Вы показываете свой путь от замысла, через поиски идей и решений, через графы, схемы, рисунки или чертежи к окончательному проектному решению. Обязательные пункты пояснительной записки отражены в ваших папках.

I. Пояснительная записка

Обоснование необходимости проекта (актуальность)

анализ проблемной ситуации

определение противоречий существующей практики;

постановка проблемы

актуальность проекта для педагога и образовательного учреждения;

цель и задачи проекта

особенности проекта

суть проекта

ожидаемые результаты (краткосрочные и долгосрочные, результаты – продукты и результаты – эффекты)

Ресурсы

Отдельно хочу остановиться на пунктах пояснительной записки, которые чаще всего вызывают затруднения. В каждом оздоровительном проекте должны быть прописаны ожидаемые результаты и ресурсы, затраченные на реализацию оздоровительного проекта.

К ожидаемым результатам относятся «результаты-эффекты» и «результаты-продукты».

Результаты продукты – это материальное воплощение работы вашего проекта. Результат продукт может быть получен в ходе продуктивной деятельности благополучателей проекта (детей, родителей). Это всевозможные фотоальбомы, стенгазеты, видеосюжеты, спортивное оборудование, например султанчики или набивные мешочки и т. д. А также результат продукт может быть профессиональным - тем, что будет создано вами в процессе реализации проекта : методические рекомендации, цикл консультаций, выпуск книг или издание статей.

В ходе реализации оздоровительного проекта должны быть зафиксированы не только материальные результаты, но и результаты – эффекты. То есть должно произойти собственно оздоровление. Это личнонаправленный эффект. Дети становятся выносливее, у них повышается общая сопротивляемость организма, укрепляется сердечно – сосудистая система и т. д. Кроме личнонаправленных эффектов в ходе реализации проекта происходят и социальнонаправленные изменения, которые тоже нужно обозначить в «ожидаемых результатах». Например, укрепление контакта детского сада с родителями, повышение педагогической компетенции воспитателей в вопросах оздоровления детей, установление сотрудничества с организациями города: школы, поликлиники, профилактории и т. д. ,

Исходя из этого, появляется вопрос «Как узнать произошли ли изменения в физическом и физиологическом состоянии детей?»

Только на основании результатов диагностики, мы можем говорить о каких либо изменениях. Значит, оздоровительный проект обязательно должен содержать раздел

«Критерии оценки эффективности реализации проекта». Этот раздел, как правило, пишется после раздела «Этапы оздоровительного проекта». В нем мы должны указать, на основании каких диагностик и мониторингов нам удастся зафиксировать наличие положительного эффекта.

Еще один вопрос, который часто вызывает затруднения - «Ресурсы оздоровительного проекта». Здесь мы должны описать необходимые для реализации проекта материально технические условия, административные условия, кадровые условия, и методические условия, при наличии которых оздоровительный проект может быть внедрен в практику дошкольного образовательного учреждения.

(Например, оздоровительный проект по внедрению закаливающих процедур в 1-ой младшей группе. Какие нужны ресурсы для его осуществления?

Наличие проветриваемых помещений, оснащение помещений термометрами на уроне ног детей и уровне груди; массажные дорожки…. Медицинский контроль за проведением закаливающих процедур, нужен? Значит, в ресурсы указываем наличие медицинского персонала; дополнительная подготовка воспитателям нужна? – значит, пишем организация курсов повышения квалификации педагогам младших групп и т. д.)

Написав пояснительную записку, переходим к «содержанию» оздоровительного проекта. Этот раздел педагог оформляет в наиболее удобной для себя форме. При раскрытии содержания проекта можно ориентироваться на пояснительную записку к проекту, раскрыв ее компоненты более детально, а главное, технологично. Желательно дать описание технологий оздоровления, используемых для решения поставленных целей и задач проекта. Очень важным является ответ на вопрос, каков механизм влияния на организм ребенка? Очень удобно, чтобы было представлено в виде схемы, как строится взаимодействие с детьми, педагогами, родителями, социумом и кратко описать ее.

После описания «Содержания», педагог должен выделить этапы своего оздоровительного проекта. В котором должен поэтапно описать мероприятия, проводимые в рамках проекта с указанием сроков и ответственного за выполнение каждого мероприятия. Каждый проект состоит из трех этапов: подготовительный, практический и аналитический.

Подготовкой к реализации оздоровительного проекта является : создание нормативно правовой базы : приказы, распоряжения, согласование планов; подготовка материально-технической базы; анализ научно-методического обеспечения; оценка физического состояния детей; организация круглых столов или консультаций для педагогов для повышения их компетенции в вопросах оздоровления по выбранному вами способу оздоровления ит. д.)

Какие мероприятия должны быть в практическом этапе проекта? (все те мероприятия, которые явились нашей идеей оздоровления детей).

Аналитический этап оздоровительного проекта включает в себя : Оценку физического состояния детей и анализ изменений, итоговые круглые столы по завершению проекта, с обозначением трудностей и способов их преодоления, внесением корректировок в практический этап; систематизирование результатов; публикации опыта; издание методических разработок… и т. д.) Описывать этапы проекта легче всего в виде таблицы, отвечая на вопросы: что сделать? Когда? Зачем? Что для этого нужно? Кто будет это делать?

После описания этапов проекта, прописав критерии эффективности реализации проекта, мы должны указать перспективы развития оздоровительного проекта. Как может меняться и расширяться оздоровительный проект, увеличивая количество мероприятий или охват благополучателей, а также возможность использования данного проекта другими образовательными учреждениями. Все это мы описываем в разделе «Перспективы развития проекта».

Вы должны помнить, что оздоровительные проекты не есть самоценность. Для того чтобы оздоровительный проект жил, давал эффективные результаты, его должны принимать педагоги, воспитанники, родители, ваш коллектив и администрация детского сада, педагогическая общественность. А это значит, важно суметь в устном и письменном виде обосновать перед участниками образовательного пространства свои идеи, выделить основные аспекты опыта, показать его привлекательность и результативность, представив их в тексте проекта.

Заканчивается оформление оздоровительного проекта разделом «Библиография». В этом разделе необходимо указать научную основу оздоровительного проекта. Все научные, методические, медицинские труды, на информацию которых педагог опирается, создавая проект.

В качестве приложения к оздоровительному проекту мы можем сделать подборку комплексов упражнений; написать перспективный план усложнения мероприятий; систему консультаций для педагогов по выбранной теме и т. д.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Фотоотчет «Оздоровительные мероприятия в режиме дня»Фотоотчет «Оздоровительные мероприятия в режиме дня» В апреле месяце мы выпустили детей в школу. В сентябре набрали детей из двух средних групп, сделали три коррекционные группы. На первом.

Консультация для педагогов «Особенности и этапы устного выступления»Консультация для педагогов «Особенности и этапы устного выступления» Умение публично выступать достигается упорным трудом в сочетании с врожденными данными. Публичная речь- это средство достижения деловых.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 4–7 лет с ЗПР» Возрастные особенности развития детей с ЗПР 4-5 лет[/b]Развитие моторики Целевые ориентиры нормотипичного развития к 5 годам Движения рук.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Консультация для воспитателей «Двигательно-оздоровительные моменты в перерывах между занятиями» Образовательный процесс в дошкольном учреждении должен идти непрерывно, в течение всего дня, а не только в периодах непосредственной образовательной.

Консультация для воспитателей «Особенности создания предметно-развивающей среды в ДОУ» Создание предметно-развивающей и игровой среды. (принципы и содержание).Большую часть времени в детском саду ребёнок проводит в группе,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Оздоровительные проекты в ДОУ. Особенности. Структура. Правила оформления»
Опубликовано: 19 февраля 2024 в 16:41
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД