Стельмах Оксана
Консультация «Патриотическое воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», отсутствие гражданской ответственности. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей.
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине, любви к Отчизне.
Публикация «Консультация „Патриотическое воспитание“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы: любовь к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников, играющие в свою очередь огромную роль в становлении личности ребенка.
Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира и должно стать основой формирования патриотизма и гражданственности.
«Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни» - говорил замечательный актер Е. Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. По мнению Ушинского: «Нравственное воспитание должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью; воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга».
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», – так говорил Аристотель. «Дело искусства – сохранять душу», – это слова нашего современника В. Распути
Поэтому осознавая значимость патриотического воспитания, воспитания гражданской позиции дошкольников, педагогам ДОУ необходимо проводить планомерную, постоянную работу по всем областям, но остановимся на одном из них – музыкальная деятельность. На музыкальных занятиях мы знакомимся с музыкальным фольклором через разучивание частушек, русских народных песен; на досугах и при участии в народных праздниках таких как «Масленица, «Сабантуй», «Посиделки» и т. д. Народные песни, а также народные мелодии мы используем при слушании и в ритмической деятельности (хороводы, национальные танцы). Посредством народной музыки, дети знакомятся с жизнью и бытом русского, башкирского, татарского, марийского народов. Это и образцы народного музыкального творчества, и использование народных инструментов: ложек, трещоток, бубнов, кубыз, курай, домбыра, мандолина, что помогает ярче выразить характер и настроение народной музыки, показать звучание, различие и формы инструментов.
Таким образом, народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие.
Следующим этапом работы в этом направлении явилось использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово «мама» – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью:
Я для милой мамочки
Испеку два пряничка.
В мелодии этой песни (А. Филиппенко «Пирожки») звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное.
Более сложные чувства у старших дошкольников. Это и гордость за свою маму:
Пускай узнает ветер, и звезды, и моря,
Что лучше всех на свете мамочка моя!
И чувство дружелюбия: мама – старший друг и товарищ (песня Ю. Слонова «Мы с мамою нашей большие друзья»,
И чувство нежной радости, ласкового спокойствия (песня А. Филиппенко «Хорошо рядом с мамой»).
Очень верно подметил русский писатель Ю. Я. Яковлев: «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери».
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, воспитываем такое же отношение и к образам реальной природы.
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуар по слушанию включаются следующие музыкальные произведения, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц: «Белка», «Пляска птиц» Римского-Корсакова, сюита «Карнавал животных» К. Сен-Санса. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого мы с детьми слушаем инструментальную музыку: П. И. Чайковский цикл «Времена года», С. С. Прокофьев цикл «Детская музыка», симфоническая сказка “Петя и волк”, Э. Григ «Шествие гномов», «Полёт шмеля» Римского-Корсакова и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.
Знакомство с родным городом и страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка изобразить то, о чем только что он услышал и увидел. Поэтому эта работа обязательно продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к окружающему миру. Во время изобразительной деятельности обязательно звучат знакомые мелодии, таким образом, дошкольники как бы «возвращаются» вновь к увиденным кадрам.
Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников : «День защитника Отечества», «9 Мая – День Победы», где даются представления об армии, о родах войск, боевой технике. Эти праздники имеют особое значение в нравственно-патриотического воспитания. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны «Бравые солдаты», муз. А. Филиппенко и «Будем в армии служить», муз. Ю. Чичкова, «Катюша», «Три танкиста» и др. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.
Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные, и обязательные участники формирования личности ребенка.
Нельзя забывать и о такой форме работы, как консультации, обмен мнениями. Для родителей подготовлены консультации на темы : «Волшебная сила колыбельной», «Говорим о прекрасном», «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» и т. д. Консультации проводились в разной форме: индивидуально, оформлялись стенды, папки – передвижки, и конечно же через сайт. На сайте ДОУ мы получаем от родителей необходимые пожелания, отзывы на свою работу, ссылки на статьи и музыкальные сайты.
В дальнейшем, мы планируем продолжать работу по данной теме, поскольку музыка поражает воображение детей, помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.