Лариса Бойкова
Консультация педагога-психолога для педагогов и родителей «Развиваем в играх произвольное внимание и память»
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИВАЕМ В ИГРАХ ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ.
Литература: Бочкаревой Н. Ф Ребенок идет в школу. - Калуга издательство 2000.
С этой целью полезно использовать игры, в которых ребенку необходимо сначала в соответствии с правилами запомнить один или несколько объектов, а затем найти их среди других. Девизом таких игр может быть «Запомни и найди».
Самый зоркий.
Публикация «Консультация педагога-психолога для педагогов и родителей „Развиваем в играх произвольное внимание и память“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Игры на развитие внимания
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Развитие памяти. Консультации
- Темочки
Для этой игры взрослому необходимо иметь набор предметных или сюжетных картинок и их дубликаты. Детям на ветке дерева на несколько секунд, под счет «раз, два, три — внимательно смотри!», показываются картинки. Затем картинки закрывают экраном. Дети должны быстро отыскать их среди четырех- шести других. Побеждает тот, кто первым назовет нужную картинку.
Хитрый гном.
Хитрый гном похитил и заколдовал животных и птиц. Дети отправляются на поиски, они находят дом гнома и стучатся к нему, однако гном выдвигает условие: дети сами должны найти и расколдовать животных и птиц, но для этого надо быть очень внимательными. В окошке домика гном только на очень короткое время показывает изображения заколдованных животных — ведь он не хочет, чтобы дети их разыскали! За это время дети должны запомнить, как выглядят птица, собака, котенок, похищенные гномом, и потом найти их среди других аналогичных изображений, которые хитрый гном специально ставит, чтобы запутать детей. Если ребенок ошибается, гном похищает и его, т. е. усаживает рядом с собой. Затем он показывает в окошке другую картинку, и поиск продолжается. Если в игре большинство детей допускают ошибки, воспитатель либо увеличивает время рассматривания картинок, либо упрощает изображение. Игра усложняется тем, что хитрый гном иногда предлагает детям изображения, отличающиеся только одной-двумя деталями (собаки одной породы, в одинаковой позе, но с разными бантами и т. д.). Это требует от участников игры повышенного внимания. По ходу игры или в конце ее гном просит, чтобы дети отгадали загадки, выполнили какие-нибудь задания: спели, станцевали, прочитали стихи. Если гному понравится, как выполнены его задания, то он отпускает детей и игра продолжается. Для старших дошкольников полезны игры, в которых они запоминают группу предметов и затем после изменения называют, какие из них отсутствуют. Игровая ситуация и заинтересованное отношение к игре воспитателя создают эмоциональный настрой детей на запоминание. К таким играм могут быть отнесены : «Что лежит в сундучке?», «Медвежонок» и т. д.
Что лежит в сундучке?
Для этой игры необходимо иметь от шести до десяти предметов, знакомых детям, например, пирамидка, цыпленок, петрушка, курочка, зайчик.
Нужно постараться запомнить игрушки. Затем дети должны закрыть глаза. В это время взрослый прячет в сундучок одну игрушку. После этого дети называют, какие игрушки спрятались в сундучке.
Для повышения интереса к игре и развития умения контролировать друг друга могут быть разделены на две команды. Пока одна команда, закрыть глаза, сигнала другая смотрит, какие игрушки прячет воспитатель, и запоминает, а затем исправляет неправильные ответы детей. Возможен и такой вариант, когда обе команды действуют одновременно. Побеждает та, игроки которой быстрее дают правильный ответ. В течение игры для поддержания интереса к ней воспитатель неоднократно заменяет комплект игрушек или отдельные предметы, прячет в сундучок все большее их количество. Он поддерживает эмоциональный настрой и внимание детей репликами : «Вот какие у меня внимательные дети! Просто удивительно! Придется дать задание посложнее, теперь уж точно никто не запомнит, что лежит в сундучке. Опять догадались! Тогда сейчас я заменю игрушки, вот теперь будет нелегко!» и т. д. Аналогичными данной являются игры: «Что увез медвежонок?», «Кто пошел помогать Буратино искать золотой ключик?», «Кто пришел и кто вернулся?» и т. д. Принцип игр прежний - запомнить и назвать предметы, но задание может быть усложнено.
Что увез медвежонок?
На столе на цветных кружках бумаги группами по три — пять предметов расположены разные игрушки. В одном варианте все группы могут состоять из одинакового количества предметов, в другом, более сложном — двух видов: например, три группы по три предмета и две — по четыре. Предметы в группах однородные: грибки, кубики, стаканчики, чашечки и т. д. В начале игры дети рассматривают предметы, пересчитывают их, узнают их количество. Затем появляется на грузовой машине медвежонок: «Я хочу с вами поиграть, проверить, какие вы внимательные, умеете ли вы хорошо считать. Закройте глаза, я сейчас погружу в машину все что захочу и уеду. Как только я скажу пора – откройте глаза и называйте игрушки. Надо их еще и пересчитать».
Диалог с детьми ведет медвежонок, спрятав машину за стол. Он спрашивает: «Кто скажет, какие игрушки я взял?». Когда дети перечислят, он заглядывает за стол, где стоит машина, и говорит: «Правильно!» или: «Нет! Ошиблись!». Затем спрашивает: «А сколько грибочков? А сколько кубиков?» Каждый раз он заглядывает в кузов машины и подтверждает, правильно ли отвечают дети.
«А теперь самый трудный вопрос, говорит медвежонок, сколько игрушек в моей машине?» Возможен и спор: мишка не верит ответу и объяснить, как ребенок узнал. Или мишка специально называет неверное число «Нет, там шесть, а не семь игрушек! Кто докажет?» Дети объясняют ему, что из пяти групп взяты по одной игрушке, а из шестой группы две или, например, просто два кружка остались пустыми, значит, всего нет шести игрушек и т. д.
В ходе игры медвежонок постоянно общается с детьми, увозит старые игрушки, привозит новые, изменяет формулировку вопросов, а иногда даже подсказывает способ решения поставленной задачи. Он награждает победителей значками и хвалит детей за сообразительность и находчивость. В конце учебного года задания усложняются и игрушки заменяются картинками.
Где сестренка?
Перед детьми в ряд или хаотично располагаются куколки или матрешки (игрушки или их изображения). Одна из них находится в стороне. Задание: кто скорее поможет этой матрешке найти свою сестричку? Ребенок берет в руки матрешку, рассматривает ее. Дети дают сигнал: «Раз, два, три — ищи!» Затем они хлопают в ладоши три или пять раз. Если за это время ребенок не находит аналогичную матрешку среди других, он садится на место, а поиск продолжает другой. Сигналы те же. Победивший ребенок получает фишку. Потом появляется следующая матрешка и поиск продолжается. Если дети справляются с заданием быстро, число хлопков сокращается, а если с трудом — увеличивается.
Для игры могут быть заготовлены изображения кукол, отличающихся деталями одежды, прическами, узорами на платьях. Чем больше деталей должен учитывать ребенок, тем сложнее осуществить поиск. Имеет значение и расположение фигур: если они расположены в ряд — поиск облегчается, если хаотично — процесс поиска сходной фигуры усложняется и требует от ребенка большей сосредоточенности внимания.
Более трудным вариантом игры является условие, при котором ребенок не должен во время поиска смотреть на матрешку-образец, а ищет сходство только по памяти. После выбора ребенок сравнивает две сестрички и выносит решение о том, правильно или нет сделан выбор. Если найдены ошибки, в поиск включается другой ребенок или играющему разрешается найти сестричку, глядя на образец.
Какого шарика нет?
Малыши достают и волшебной коробочки 4 шарика. Запоминают их. Психолог прячет один шарик, а дети стараются вспомнить и назвать какого шарика не стало. Это упражнение можно выполнять уже с детьми младшего возраста. Дети таким образом легче запоминают цвета.