Елена Степанькова
Консультация психолога для педагогов «Этика профессионального поведения в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация педагогов – психологов для педагогов.
Этика профессионального поведения в ДОУ.
Воспитатель – это не только профессия, но и социальный статус, которому нужно соответствовать. А для этого педагог должен обладать педагогической культурой. Все требования к культуре педагога записаны в педагогической этике. Этика – наука о нравственности. Самое важное требование педагогической этики – любовь к детям. Однако любить детей – это не просто проявлять чувство, но и умение педагога принять воспитанника таким, какой он есть, сопереживать ему и помогать в развитии.
Публикация «Консультация психолога для педагогов „Этика профессионального поведения в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
У педагога любовь к детям должна быть на уровне нравственных отношений. Дети ценят в педагоге прежде всего доброту, отзывчивость, понимание. Если педагог не любит детей, то он не сможет вызвать ответную любовь и доверие детей.
Важным качеством педагога является педагогическмй оптимизм. Это вера в ребёнка, в его возможности, способность видеть хорошее и опираться на это хорошее в процессе обучения.
Педадагогическим тактом называется чувство меры в выборе средств педагогического воздействия. Тактичность совсем не предполагает то, что педагог будет всегда добреньким или бесстрастным, не реагирующим на негативное певедение и поступки детей. Педагогический такт заключается в сочетании уважения к личности ребёнка и с разумной требовательность к нему.
Педагог может быть возмущённым, даже гневаться, но это должно выражаться способами, адекватными требованиям педагогической культуры и этики. Действия педагога не должны унижать достоинство личности. По мнению А. С. Макаренко педагогический такт представляет собой умение «нигде не переборщить».
Обычно педагогический такт нужен педагогу в сложных и неоднозначных ситуациях педагогического воздействия, в которых, кроме нравственной стороны отношений, от него требуется проявить свою находчивость, интуицию, уравновешенность, чувство юмора. Добрый юмор, а не злая ирония и насмешка, даёт возможность иногда найти наиболее эффективный итактичный способ педагогического воздействия. Иногда хватает улыбки педагога, которая пронизана любовть: улыбка одобрения, понимания, успокоения, сожаления, сочувствия. И ни в коем случае это не должна быть улыбка – сурогат: злорадная, ехидная, насмешливая.
Признаки и элементы педагогического такта.
Основными элементами педагогического такта являются :
• Требовательность и уважительность к воспитаннику;
• Умение видеть и слышать ребёнка, сопереживать ему;
• Внимаиельность, чуткость педагога.
Профессиональный такт проявляется :
• Во внешнем облике педагога;
• В умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о певедении и способностях воспитанника;
• В умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
• В сочетании разумной требовательности с чутким отношением к детям;
• В хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей детей;
• В самокритичной оценке своего труда.
Тактичный педагог вовремя приходит на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одолжил у коллег; не повторяет слухов непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести вред окружающим. Основа такта – выдержка и уравновешшенность педагога. Главная отличительная черта тактичного педагога – высокая требовательность и искреннее уважение к воспитанникам. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о маленьком человеке, с внимательным и чутким отношением к нему.
Проведение теста «Этика – логика». Цель: определение доминирующей сферы личности (эмоционально-этическия или мыслительная)
Игра «Путешествие на самолёте»
Все игроки делятся на четыре команды: Индия, Россиия, Чукотка, Япония.
Каждой стране соттветствуют определённые восклицания и движения.
• Индия – «Джимми, Джимми, ача-ача!» (проговаривая эти слова поднять кисти рук, имитируя движения индийского танца);
• Россия – «У-уух, ты, ёлы – палы!» (нужно почесать затылок);
• Чукотка – «Хайя – хайя – хайя – хо!» (нужно поднять согнутые в локтях руки с открытыми ладошками и сделать покачивающиеся движения влево-вправо – наподобие танца из мультфильма «Чунга – чанга»);
• Япония – «Канитива» (нужно сложить ладошки у груди и сделать полупоклон, наподобие того, какой делают японцы при приветствии).
Задача команд заключается в том, чтобы хором выкрикнуть свою фразу, когда будет произнесено название «их» страны.
Пример:
Мы летим на самолёте над Россией. Росиия – большая страна; мы пролетаем над Чукоткой. Чукотка – большая и красивая земля. А мы поворачиваем на юг, летим дальше и видим Японию. В Японии много японцев. Японию называют страной восходящего солнца. А вот теперь на горизонте мы заметили Индию. В Индии много слонов и обезьян. А священным животным в Индии считают корову. У нас уже заканчивается топливо и мы решаем дозаправиться в Японии. Мы залили полные баки и вылетаем из Японии и возвращаемся домой. Перед посадкой мы поднялись высоко – высоко в небо и увидели все страны вместе.
Игра «Слепой треугольник»
Все игроки хаотично двигаются по залу, глаза у всех закрыты. По сигналу ведущего все должны собраться вместе и выстроить каку-нибудь геометрическую фигуру.
Игра «Сантики – фантики – лимпопо»
Участники становятся в круг. Выбирается двое водящих. Один из них по условиям иры показывает различные движения, которые все синхронно повторяют меняя движения (назовём его условно – «танцор»). Второго водящего выводят в другую комнату, его задача – определить «танцора». Игра начинается всеми участниками со слов «сантики – фантики – лимпопо». Задача водящего: с трёх попыток определить «танцора». Таким образом, участники должны смотреть куда угодно, только не на «танцора»! если водящий отгадал, то «танцор» автоматически занимает место водящего. Игра продолжается.
Игра «Пингвины»
Игроки встают в два круга – внешний и внутренний. Задача ироков из внешнего круга занять место во внутреннм круге и наоборот – игроки из внутреннго круга стараются занять место во внешнем круге. В конце игры делается вывод: чтобы решить поставленную задачу, достаточно было попросить или договориться об этом.
На заключительном этапе консультации педагоги получают памятки «Этика для всех», «50 способов преодолеть стресс». Домашнее задание «ваша взрослая этика»