Юлия Васильевна Щербина
Консультация по развитию связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, выразительной.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей.
Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка : при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.
Публикация «Консультация по развитию связной речи» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Развитие связной речи детей включает решение других частных задач обучения родному языку:
1. Словарную работу;
2. Формирование грамматического строя речи;
3. Воспитание звуковой культуры речи.
Обучение родному языку и развитие речи предоставляет богатые возможности для решения и других задач нравственного и эстетического воспитания детей. Это относится не только к развитию монологической речи (пересказыванию, рассказыванию, но и к частным (структурным) аспектам обучения родному языку – воспитанию звуковой культуры речи, словарной работе, формированию грамматического строя речи. Таким образом, овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
Монологическая речь как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, образно.
ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
У младших дошкольников совершенствуется понимание речи. Речь начинает становиться не только средством общения, но и источником получения знаний посредством словесных объяснений взрослого.
Для детей 3 – 4 лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы, но они только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли. Малыши допускают много ошибок при построении предложений, определении действия, качества предмета.
В младшем возрасте особое внимание уделяется развитию навыков разговорной речи. К каждому высказыванию ребенка надо относиться бережно, поддерживать его. Сначала малышей учат выполнять действия по словесному поручению (принести игрушку, показать что – то на картинке, затем отвечать на вопросы воспитателя, слушать его, повторять за ним песенки действующих лиц из сказки. Вопросы должны быть понятными и конкретными для ребенка.
Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга.
Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие станет основой формирования монологической речи.
В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до 2,5 тысяч слов. Ребенок
не только понимает, но и начинает употреблять в речи прилагательные, наречия. Появляются первые обобщения, выводы.
Дети чаще начинают пользоваться придаточными предложениями.
Структура речи еще несовершенна. При употреблении сложноподчиненных предложений опускается главная часть (обычно они начинаются с союзов потому что, что, когда).
Дети постепенно подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по картинке, по игрушке. Однако их рассказы в большинстве своем копируют образец взрослого, они еще не могут отличить существенное от второстепенного.
У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня. Развитие детских представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности – умение обобщать, делать выводы. Появляется умение последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. Однако дети, особенно в старшей группе, еще нуждаются в предшествующем образце воспитателя.
В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи – пересказом и рассказом.
ПЕРЕСКАЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Пересказ – это творческое воспроизведение литературного образца. Специфика обучения пересказу по сравнению с другими видами занятий по развитию связной монологической речи прежде всего в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости первоисточнику.
В каждой возрастной группе методика обучения пересказу имеет свои особенности, однако существуют и общие методические приемы. План занятия по пересказу произведения во всех возрастных группах выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ.
Важным методическим приемом являются вопросы воспитателя.
Указания педагога тоже важный методический прием. Он используется, если ребенок забыл текс или отдельное слово.
С детьми младшего дошкольного возраста проводится большая подготовительная работа, целью которой является выработка умений слушать, отвечать на вопросы, включать в рассказ воспитателя слова и отдельные предложения.
Перед воспитателем стоят две задачи:
1. Научить детей воспринимать сначала текст, читаемый воспитателем, а потом рассказ ребенка;
2. Подвести к воспроизведению текста.
Обучение пересказыванию начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых сказок, построенных на повторе («Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Колобок»).
Наиболее эффективным методическим приемом обучения пересказу является такой, когда дети включаются в повторный рассказ воспитателя, повторяя одно – два слова или целое предложение.
После пересказывания коротких народных сказок можно переходить к пересказыванию маленьких рассказов (Л. Н. Толстого).
Хорошие результаты в обучении малышей пересказу дает индивидуальная работа, проводимая в утренние и вечерние часы.
При обучении пересказу детей среднего возраста решаются более сложные задачи: детей учат рассказывать не только короткие сказки и рассказы, но и выразительно передавать разговор действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.
Произведения, рекомендуемые для пересказа в средней группе, отличаются по тематике, содержанию, форме. Наряду с рассказами и сказками с ярко выраженной моралью даются и произведения, где мораль скрыта. Поэтому, главное в обучении пересказу в средней группе – помочь детям осмыслить логические связи произведения, понять его смысл.
В средней группе, как и в младшей, большое значение имеет опора на опыт ребенка, что способствует более осмысленному восприятию и запоминанию произведения.
Также широко используется совместный пересказ воспитателя и ребенка. Помощь педагога заключается в напоминании фразы, подсказе забытого слова. Это обеспечивает плавность пересказа, предупреждает разрывы произведения на отдельные фразы.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста ставятся задачи:
1. Уметь связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя, близко к тексту, используя авторские слова и выражения.
Детям предлагаются более сложные произведения. В старшей группе проводится пересказывание сказок о животных, рассказов Л. Толстого, К. Ушинского, С. Баруздина и др.
РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ
Составление рассказов по картине относится к рассказыванию с иллюстративным материалом. Это:
1. Составление описательного рассказа по предметной картине;
2. Составление описательного рассказа по сюжетной картине;
3. Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;
4. Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок;
5. Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.
В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине.
Основные задачи таковы:
1. Обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;
2. Постепенный переход к занятиям, упражняющим в связной речи – ответы на вопросы и составление небольших рассказов.
Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться разнообразно. Они включают две части: рассматривание картины по вопросам, заключительный рассказ – образец педагога.
Дети учатся рассказывать по картине предложениями из 2 – 3 слов. Воспитатель добивается, чтобы дети правильно называли предметы и действия в соответствии с изображенными на картине.
Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя. Поэтому к его речи предъявляются особые требования: она должна быть четкой, ясной, выразительной. После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Можно загадать загадку, спеть песенку. В младшей группе очень важно использовать различные игровые приемы: «Расскажи кукле», «Что мы расскажем собачке» и др.
Можно выделить следующие характерные особенности непосредственной образовательной деятельности по картине с детьми младшего возраста:
чередование хоровых и индивидуальных ответов; обязательное наличие эмоциональных и игровых приемов; использование литературных и художественных вставок.
Первые картины для детей младшего возраста это картины, изображающие отдельные предметы, домашних животных, несложные сюжеты из детской жизни. После проведения непосредственной образовательной деятельности картина остается в группе на несколько дней. Дети еще раз рассмотрят ее, начнут высказываться. Воспитатель уточняет высказывания детей, поощряет и поддерживает их.
В средней группе уже становится возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность.
Сначала дети рассказывают по вопросам воспитателя. Это может быть коллективный рассказ или совместный рассказ воспитателя и одного ребенка. В конце – педагог показывает образец своего рассказа.
Затем можно перейти к рассказыванию по образцу. Следующий этап – самостоятельное рассказывание.
В среднем возрасте можно подводить детей к составлению описательных рассказов по предметным или сюжетным картинкам.
Когда дети научились составлять небольшие рассказы описательного характера, можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин.
В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам.
На занятиях с использованием картины ставятся задачи, зависящие от содержания картины:
1. Учить детей правильно понимать содержание картины;
2. Воспитывать любовь к природе, уважение к данной профессии;
3. Активизировать и расширять словарный запас.
К рассказам детей старшего дошкольного возраста предъявляются требования: точная передача сюжета; самостоятельность, образность, целесообразность использования языковых средств.
В старшей группе используются все виды рассказов по картине: описательный сюжет по предметной или сюжетной картине, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту. Можно предлагать рассказ по серии картинок, где требуется не простое перечисление происходящих событий, а последовательный рассказ с началом, кульминацией и развязкой.
В старшей группе можно использовать и серии картинок на юмористические темы.
В старшем дошкольном возрасте дети впервые учатся составлять повествовательный рассказ. Очень важно учить детей видеть не только то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события.
Можно составить и коллективный рассказ по картине. Один ребенок придумывает, что происходило с героями раньше, другой излагает события, изображенные на картине, третий придумывает последующие действия, поступки и приключения героев. Необходимо детям напомнить, чтобы они не повторяли уже рассказанных событий.
Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, но при этом ставить разные задачи, постепенно усложняя их.
В старшей группе также продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине. Выделение существенного наиболее ярко выступает в подборе названия картины, поэтому детям даются задания типа «Как назвал эту картину художник?», «Придумаем название» и др.
Наряду с выделением и характеристикой самого существенного нужно учить замечать детали, передавать пейзаж, состояние погоды и др. Необходимо учить детей вводить в свои рассказы небольшие описания природы.
К восприятию пейзажных картин дети подводятся постепенно, через опору на эмоциональные переживания, связанные с наблюдением природы: восход солнца, гроза, сумерки, пасмурная и ясная погода, метель и т. д.
Для лучшего понимания художественного замысла той или иной картины уместно использовать музыку, поэтические произведения.
Помогает понять настроение картины и такой методический прием: воспитатель спрашивает у детей о том, какое бывает у них настроение, когда они играют в снежки, когда мамы нет дома, когда пришел врач делать укол и др.
Большое значение имеет рассказ – образец воспитателя или литературный образец. Широкие возможности предоставляют поэтические произведения о природе М. Пришвина, Г. Скребицкого и др.
Постепенно у детей формируется умение правильно чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его в своем рассказе. При этом заметно развивается образность речи.
РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ИГРУШКЕ
Одно из самых любимых занятий детей по развитию речи – рассматривание и описание игрушек.
В младшей группе это простые дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Кто это?» и др. Подбор игрушек имеет некоторые особенности: они могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду. Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря и развитие связной речи на основе использования приема сравнения.
Занятия по описанию игрушек начинаются с их рассматривания. Воспитатель обращает внимание на характерные особенности внешнего вида игрушки – цвет, форма, материал. Описание идее по вопросам педагога. После ответов детей педагог делает обобщение, предлагает послушать рассказ про игрушку. Это рассказ является образцом.
Постепенно малыши подходят к составлению описательного рассказа по образцу, фактически повторяя его. Использование литературных вставок оживляет занятие, повышает эмоциональный настрой, воспитывает образность речи.
В средней группе дети постепенно подходят к составлению небольших самостоятельных рассказов по игрушкам. Наиболее эффективным приемом обучения является образец воспитателя.
Во второй половине года дети начинают составлять рассказы по плану воспитателя. Сначала небольшой план – 2 – 3 вопроса, объединяющие в небольшой рассказ название игрушки, основные ее качества и действия с ней.
Когда дети достаточно хорощо научатся составлять описательный рассказ, можно предложить им составить сюжетный рассказ по набору игрушек. Игрушки должны быть подобраны так, чтобы можно было наметить простую сюжетную линию (девочка, грибок, корзинка). Вопросы воспитателя помогают детям построить сюжет рассказа, развернуть его : «Что могло случиться с девочкой в лесу? Кого она могла встретить в лесу? Что могла найти? Что из леса принесла в корзинке?»
Используется и рассказ – образец педагога. Он должен давать примеры речевых конструкций – в рассказ необходимо вводить прямую речь, образные выражения, небольшие описания.
Занятия по составлению сюжетных рассказов по набору игрушек состоят из 2 – х частей:
1. Рассматривание игрушек;
2. Составление рассказов.
В старшем дошкольном возрасте занятия разнообразны: описание игрушки, сюжетный рассказ по набору игрушек, сюжетный рассказ по одной игрушке.
Необходимо использовать занятия, побуждающие детей к творчеству и самостоятельности: «Придумаем загадки про игрушки», «Расскажи о своей любимой игрушке».
Интересные сюжетные рассказы дети придумывают по набору игрушек, выбирая самостоятельно игрушку.
Можно составлять рассказ в виде инсценировки. Воспитатель дает образец такого рассказа, сопровождая его действиями игрушек.
Особое внимание необходимо обратить на анализ рассказов, придуманных детьми. Сначала оценку дает воспитатель, отмечая интересно задуманное содержание рассказа, и
необычность поступков игрушечных персонажей, и язык рассказа – форму, в которой передано содержание.
После занятия игрушки оставляют для последующих игр и упражнений в составлении различных инсценировок.
Развитию живой, яркой связной речи помогают спектакли с игрушками, которые проводят старшие дети для малышей. Темы могут быть как реалистические, так и фантастические: «Что случилось со слоненком в зоопарке?» и др.
РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ ИЗ ОПЫТА
Этот вид рассказывания имеет большое значение в развитии связной речи. Основа развития этого вида рассказывания – содержательная жизнь детей. Темы для детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии, труд, праздник.
Рассказы из опыта вводятся в средней группе. Предлагаются темы о недавно пережитых ярких событиях: «Как мы готовили подарки маме», «Где работает моя мама». И др.
Прогулки, труд детей дают материал для составления небольших рассказов о природе. Сначала им легче составить сюжетный рассказ о предметах или явлениях природы. Трудность вызывает составление описательного рассказа, так как в нем отсутствует ярко выраженная сюжетная ситуация, и от ребенка требуется передача своего отношения к событию, что ему очень трудно. Лучше предложить темы рассказов, в которых четко выделялась бы сюжетная линия, ярко вырисовывалась бы последовательность действия: «Как мы сажали огород» и др.
Предварительная работа, подготавливающая детей к составлению рассказа, проводится во время экскурсии, наблюдения.
Закрепляя впечатления, воспитатель проводит дидактическую игру, рассматривание картинок, читает поэтические произведения.
Обучение рассказыванию на предложенную тему лучше начинать с коллективного рассказа. Педагог начинает и и в основном ведет рассказ. Дети дополняют его деталями, небольшими описаниями.
Важным методическим приемом является направление внимания детей на то, чтобы они вспомнили какие – то события и передали их в рассказе.
Установлению последовательности, четкости повествования способствуют и указания воспитателя, которые даются коротко, четко и быстро, чтобы не разрывать повествование.
В этом виде рассказывание большое значение имеет рассказ – образец педагога, который должен подчиняться требованиям:
1. Тема рассказа и его содержание должны быть близки детскому опыту;
2. Четкость построения, отсутствие излишних деталей, динамичность действия, ясная концовка;
3. Язык рассказа должен быть приближен к разговорному: эмоционален, лишен сухости и однообразия.
В конце года, учитывая умения детей, вводится образец в виде начала рассказа :воспитатель дает только завязку и намечает путь развития сюжета. Такой образец помогает развитию у ребенка умения довести начатое повествование до логического конца.
В старшей группе повышается роль занятий, на которых составляют рассказы без наглядного материала. Имеют место все виды рассказа по памяти: из индивидуального, коллективного опыта, дидактические игры на описание без наглядного материала.
Расширяется круг ознакомления детей с явлениями общественной жизни, с трудом людей. Поэтому и темы их рассказов могут быть усложнены: «Кто построил этот дом?», «Как шьют одежду».
Усложняются темы рассказов о природе. Наряду с сюжетными рассказами, предлагаются темы для составления описательных рассказов: «Наш участок зимой и летом» и др.
Широко распространенным приемом в этих видах рассказывания являются образец воспитателя и его указания., которые могут даваться в виде вопросов. Образец должен помочь детям отобрать случай из их опыта, использовать образные слова и выражения и дать им большой эмоциональный настрой.
Рассказывание из личного опыта оказывает на детей большое воспитательное воздействие. Можно составить красочный альбом с детскими рассказами о празднике и рисунками к этим рассказам.
К этому виду рассказывания относится и составление коллективного письма заболевшему товарищу.
Составление писем, помимо развития связности изложения, оказывает большое воспитательное воздействие, вызывая у детей дружеские отношения к сверстникам.
ТВОРЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ
Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, которое надо логически выстроить.
Для того, чтобы составить хороший рассказ, необходимо знать его композицию, владеть большим запасом слов.
Существуют различные варианты творческих рассказов.
Придумывание продолжения и завершения рассказа. Воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события и приключения героев придумывают дети.
Обязательным условием является напоминание детям о том, чтобы они не повторяли сюжет сверстников и придумывали свой вариант.
Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания предстоит детям осуществлять самостоятельно.
Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана, дает еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли, ребенок выступает автором, самостоятельно выбирает содержание рассказа и его форму.
Самый сложный вид рассказывания – это придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. Этот вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом «Кто интереснее придумает сказку».
Наиболее сложны для детей описательные рассказы о природе. На начальном этапе обучения творческому рассказыванию о природе полезно обращать внимание детей на последовательность передачи содержания в рассказе.
Особый интерес представляют творческие рассказы, построенные на сравнении природных явлений: «Зима и лето», «Зимой и летом в лесу».
В занятия по обучению рассказыванию можно включать небольшие словесные упражнения, связанные с тематикой занятия.
Таким образом, обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития дошкольников, на их речевую подготовку для дальнейшего обучения в школе.