Приложение МААМ

Консультация «Подвижная игра как средство психологического здоровья дошкольников»

Наталия Казакова
Консультация «Подвижная игра как средство психологического здоровья дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Подвижная игра как средство психологического здоровья

К сожалению, современные дети играют меньше, а игра часто не достигает своего высшего уровня, что сказывается и на общем уровне развития детей и появляются следующие особенности психического развития(2 слайд)

• Недостаточность базового слухового восприятия.

• Недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слухового, зрительного, пространственного

• Бедность и недифференцированность зрительных представлений.

• Снижены слуховая память и продуктивность запоминания.

Публикация «Консультация „Подвижная игра как средство психологического здоровья дошкольников“» размещена в разделах

• Внимание характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью, низкой распределяемостью и переключаемостью.

• Недостаточная самоорганизация речевой деятельности.

• Соматическая ослабленность.

• Плохая координация движений, снижение скорости и ловкости выполнения.

• Отмечается общее недоразвитие мелкой моторики.

• У части детей отмечается недоразвитие коммуникативных навыков.

• Повышенная тревожность, агрессивность, нарушения в формировании самооценки и самосознания.

Естественно встает вопрос: «Каким образом можно корректировать подобные нарушения, чем может помочь психолог в этой работе?». Я стараюсь в своей работе использовать игру. Почему выбрана именно игровая форма проведения занятий? В трудах психологов советского периода убедительно показаны роль и значение игры в жизни дошкольников, являющейся в этом возрасте ведущей деятельностью. (3 слайд) Л. С. Выготский рассматривает игру как обучение, осуществляемое в адекватной для ребенка форме. Причем сначала в игре более высокий уровень развития психики и сознания возникает в виде зоны ближайшего развития, а затем уже становится уровнем актуального развития. «. В игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его средним уровнем». Психика ребенка-дошкольника развивается в игре, поскольку именно игра создает зоны ближайшего развития. В игре, благодаря игровой мотивации развиваются: функция обобщения, символическая и семиотическая функции, воображение и фантазия, функция планирования, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчинятся правилу. В игре начинает развиваться произвольное управление психическими процессами. Все это, возникнув в дошкольном возрасте в игре в зоне ближайшего развития, в младшем школьном возрасте будет способствовать дальнейшему интеллектуальному росту ребенка и станет уровнем его актуального развития. Наших детей нужно учить играть и учить в игре.

Подвижная игра – это мощный инструмент, позволяющий без больших усилий, «играючи» решать множество психокоррекционных задач. (4 слайд)

Во-первых(5 слайд) в подвижной игре, происходит социализация ребенка, развиваются его коммуникативные навыки. В подвижную игру невозможно играть в одиночку, это действие коллективное, нужно действовать, подчиняясь правилам, учитывать мнение и желания других детей.

Прежде, чем начать игру, нужно договориться, созвать детей, вспомнить или придумать правила, выбрать ведущего, обсудить порядок действий, вспомнить считалку. Уже по ходу игры часть возникают конфликтные ситуации, которые необходимо решить, и решить желательно мирно, иначе игра может прерваться или вообще не состояться. И дети учатся договариваться, учатся продуктивно разрешать конфликты. Внимательный и грамотный педагог может исподволь, незаметно руководить процессом, подсказывая варианты решений конфликтных ситуаций. Он может подсказать робкому неактивному ребенку считалку и помочь в распределении ролей. Ребенку гиперактивному, невнимательному, с трудом выполняющему правила, поможет быть судьей или ведущим, а уж судья должен знать все правила и требовать их соблюдение от других детей, да заодно и от себя тоже. Таким образом, в подвижной игре совершенствуются коммуникативные навыки, корректируются личностные особенности ребенка, формируется детский коллектив. Помимо всего прочего, в игре ребенок учится проигрывать. Это очень трудно, но, безусловно, совершенно необходимо в дальнейшей жизни.

Во-вторых, (6 слайд) в процессе подвижной игре развивается произвольность, та самая произвольность, которую мы стремимся развить и без которой невозможно начало школьного обучения. В подвижной игре происходит замечательный тренинг произвольности. Ведь это так сложно для ребенка замереть по команде «замри», а ребенок замирает, так трудно ждать команды, по которой нужно начать движение, а ребенок ждет, так хочется открыть раньше времени глаза, но он не открывает. В подвижной игре, как ни в какой другой деятельности ребенок обучается действовать по правилам, по инструкции, подчиняться им. Ведь если ты нарушил правило – выбежал за пределы площадки, пошевелился по команде «замри», ты выходишь из игры, игра для тебя уже закончена. Нарушает ребенок правило, а дети, играющие с ним, не дают этого сделать, а следующий раз он уже и сам будет стараться не нарушать их.

(7 слайд)

Развивается в игре произвольное внимание и слуховое восприятие. Ребенку нужно внимательно слушать и услышать сигнал ведущего к началу игры, нужно выполнять одновременно или последовательно различные движения, нужно соблюдать одновременно несколько правил.

(8слайд)

Очень хороши подвижные игры в коррекции поведения гиперактивных расторможенных детей. У таких детей произвольные процессы формируются со значительным (до 4-х лет) отставанием от возрастной нормы. Для таких детей особенно желательно использовать подвижные игры в коррекционном процессе, так как они позволяют тренировать произвольность без снижения двигательной активности. Хороший результат в работе с такими детьми дают игры с ограничением или изменением вида движения по словесному сигналу («Замри», «День и ночь», «Земля, воздух, вода»). Хорошо помогают игры, где победа достается не первому, а последнему, пришедшему к финишу («Медленная черепаха»). При систематических играх с такими детьми становится видно, как расторможенный, невнимательный ребенок, ребенок, который практически не реагирует на замечания, не соблюдает правила, начинает слышать сигналы, пытается выполнять правила, начинает соотносить свои действия с действиями других детей. Единственное условие – после игры, особенно высокой степени подвижности (футбол, пятнашки, гиперактивного ребенка необходимо успокоить, расслабить. Это можно сделать, проведя игру меньшей подвижности («Море волнуется», «Съедобное-несъедобное») и выполнив несколько дыхательных и релаксационных упражнений. Для развития произвольного внимания очень хорошо подходят игры, в которых по разному сигналу совершаются разные действия. (Хлопну один раз – прыгаем на двух ногах, два раза – бежим, три раза – идем гусиным шагом.)

Игры такого рода – прекрасный тренинг переключаемости, распределяемости и концентрации внимания, причем тренинг незаметный для ребенка, проходящий на фоне высокой двигательной активности, на положительном эмоциональном фоне. Игра – естественное состояние ребенка, развитие в игре происходит незаметно, исподволь, при минимальных затратах педагога и максимальной пользе для развития ребенка. Если ребенок научился соблюдать правила в подвижной игре, на фоне сильной эмоциональной вовлеченности, на фоне двигательной активности, когда очень трудно контролировать свои действия и очень хочется выиграть, то он сможет это сделать и в других видах деятельности.

В-третьих,( 9 слайд) подвижные игры отлично зарекомендовали себя в коррекции страхов, снятии нервного напряжения, снижении тревожности. Используя подвижные игры, можно победить страхи темноты, одиночества, неожиданного нападения, громких звуков. Для этих целей прекрасно подходит игра «Прятки» в различных ее вариантах. Маленькому робкому, неуверенному в себе человечку необходимо спрятаться, да посидеть одному какое-то время, вот и победили страх «оставаться одному». А если в пылу игры забежишь в темный туалет или комнату, да спрячешься там, да побудешь там – одолели страх темноты. Тот, кто ищет, всегда появляется неожиданно, ребенок дрожит – «найдут, не найдут», а в результате снижение страха «неожиданного нападения». А если взрослый заметил твои победы над собой, да похвалил за смелость, в итоге «полная и безоговорочная» победа над страхами. Хорошо, если тот, кто ищет, будет в процессе поиска слегка, очень аккуратно, «подпугивать» остальных: «Я сейчас всех найду и съем! Я злой и страшный серый волк!». Прекрасно будет поручить эту роль самому трусишке, но ребенок обязательно должен согласится на эту роль, а то можно перестараться и получить обратный эффект.

Если в условиях детского сада трудно организовать игру в «Прятки», то ее можно рекомендовать родителям для проигрывания дома. Также хорошо решает задачи снижения агрессивности игра в «Жмурки». Ведущий (тот, кто с завязанными глазами) может изображать любого страшного героя (Бармалея, Бабу-Ягу, а остальные участники стараются не попасть ему в руки. Варианты игры могут быть самые разные. Можно перемещаться по всей группе, подставляя вместо себя разные предметы, или «ноги замерли на месте», или можно только уклоняться – здесь все зависит от Вашей фантазии. Конечно, только посредством подвижной игры избавиться от невроза страха невозможно, здесь игра служит лишь одним из инструментов коррекции. Но в снижении общего уровня тревожности, в профилактике возрастных страхов, она помогает очень хорошо. В-четвертых, (10 слайд) есть еще одна возможность использования подвижной игры – снижение агрессивности, которая в последние годы становится одной из основных проблем личностного развития детей. Разумеется, только в игре эту проблему не разрешить, но то, что в подвижной игре можно сбросить нервное напряжение, выплеснуть свою агрессию в приемлемой форме, научится конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций – это очевидно. Существует прекрасная игра «Пятнашки». В нее можно играть, начиная с самого младшего возраста. Вариантов этой игры множество. Ведущий может быть один или несколько. Пятнать можно только рукой или только каким-либо предметом, запятнанный ребенок замирает или выходит из игры, или становится на место ведущего. В выборе варианта все зависит от вашего желания. Только обязательное условие – проговорить все правила перед началом игры. Ну и в конце игры не забыть успокоить, расслабить детей.

Одним из преимуществ подвижных игр является их многофункциональность (11 слайд, то есть Вы поиграли с детьми в какую-то одну игру, потратив на это меньше 5-7 минут, а за это время решили несколько задач: развили определенные двигательные навыки, закрепили навык действия по сигналу, сняли эмоциональное напряжение, снизили агрессивность. При этом дети учатся договариваться, соблюдать правила, проигрывать.

А как они любят играть! Любое занятие начинается с вопроса: «А мы будем играть?» Конечно, будем, обязательно будем. Дети будут играть и получать от этого удовольствие, а мы, взрослые, решать за счет подвижной игры сложные задачи по профилактике и коррекции нарушений поведения и развития.

Публикации по теме:

Консультация для родителей. Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей дошкольного возраста. Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность.

Консультация «Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профессиональной ориентации дошкольников» Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. М. Горький. Дошкольное детство - короткий, но важный.

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей;.

Подвижная игра как средство формирования двигательной активности дошкольников Содержание Введение…. 3 стр Основная часть 1. Роль подвижных игр в развитии основных движений у детей дошкольного.

Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка Подвижная игра – это сознательная двигательная активная деятельность ребёнка, характеризующая точным и своевременным выполнением заданий,.

Подвижная игра как средство развития двигательной активности и самостоятельностиПодвижная игра как средство развития двигательной активности и самостоятельности Подвижная игра как средство развития двигательной активности и самостоятельности Подвижная игра с одной стороны дает возможность ребенку.

Подвижная игра как средство развития основных движений детей дошкольного возраста В настоящее время можно говорить о многолетней стойкой тенденции ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения. Это обусловлено многими.

Подвижная игра как средство развития основных видов движений у детей 3–4 лет «Здоровье – это не все, но все без здоровья - ничто» гласит народная мудрость, с этим трудно не согласиться. Здоровье – бесценный дар природы.

Подвижная игра как средство здоровьесбережения ребёнка раннего возраста. Подвижные игры, как исторически обусловленное явление, с давних пор составляют неотъемлемую часть жизни человека. Еще в древние времена.

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста». Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Подвижная игра как средство психологического здоровья дошкольников»
Опубликовано: 15 августа 2017 в 18:26
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Подвижная игра как средство психологического здоровья дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Казакова (УИ 359681) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД