Папки-передвижки

Консультация «Практика использования методов песочной терапии с детьми дошкольного возраста»

ЛЯШКО ТАТЬЯНА
Консультация «Практика использования методов песочной терапии с детьми дошкольного возраста»

Впервые идея использования песка в игре была реализована английским детским психотерапевтом Маргарет Ловенфельд в 30-х годах XX века с больными и психологически неблагополучными детьми. М. Ловенфельд придавала большое значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшими проективную игру с различными предметами и куклами. Дети называли этот процесс «строить мир». М. Ловенфельд так и назвала свою методику - техника построения мира.

Публикация «Консультация „Практика использования методов песочной терапии с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

Аниматор Кэролин Лиф создала первый «песочный» мультфильм. Ее опыт положил начало новому виду творчества - рисованию песком. Техника рисования песком на подсвеченной поверхности стола отличается от игры с песком, где в песочнице с помощью воды и различных фигурок создаются миры, миниатюрные игрушки (звери, люди, дома, мосты, пирамиды, деревья и т. д.).

Рисование песком обладает художественными достоинствами и терапевтическим эффектом. Песок способен «заземлять» негативные эмоции, рисунки из него легко трансформируются, помогают осознать эмоциональные состояния и самые глубокие душевные переживания, дают прекрасную возможность принять, раскрыть и проявить в творчестве множество граней собственного «я».

Комплект для работы с песком SandArt может применяться воспитателями и педагогами-психологами в образовательных целях: подготовке к обучению грамоте, основам изобразительной деятельности; развитии познавательных процессов; расширении кругозора; совершенствовании мелкой моторики и координации движений; развитии воображения и творческих способностей дошкольников.

Рисование песком выступает в качестве эффективного метода коррекционного воздействия. Например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера. В других ситуациях песочная терапия может выступать как вспомогательное средство, позволяющее стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снижать эмоциональное напряжение и т. д.

В работе с песком используются следующие методы и формы организации взаимодействия с детьми :

-песочная терапия, игры с песком;

-игровая терапия (театрализованная деятельность, игровые упражнения и задания);

-сказкотерапия (сочинение сказок, разыгрывание придуманного сюжета);

метод продуктивной деятельности (рисование, конструирование с применением инновационных технологий).

Техника рисования песком на стекле позволяет решить ряд проблем, возникающих у детей от 3 до 18 лет. В частности, данную технику можно использовать в работе с детьми, для которых характерны агрессивность, непослушание, гиперактивность, неуверенность в себе, низкая самооценка, застенчивость, тревожность, страхи, ночные кошмары, трудности в общении с другими детьми и взрослыми, а также с детьми, имеющими разного рода психосоматические заболевания.

Дети, рисующие песком, имеют возможность прикоснуться к глубинному, подлинному «я», восстановить свою психическую целостность, расслабиться и снять напряжение. Техника помогает войти в контакт со своими чувствами, а иногда данное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим чувства и убеждения, которые кажутся непреодолимыми.

В играх с песком делается дополнительный акцент на развитие тактильной чувствительности, «мануального интеллекта» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих игр в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, повышается мотивированность ребенка к выполнению заданий. С другой - более интенсивно и гармонично развиваются познавательные процессы. Как следствие, использование песочницы дает комплексный образовательный и терапевтический эффект.

При использовании техники рисования песком с детьми необходимо соблюдать следующие условия:

1. Адоптировать логику взаимодействия к интересам детей.

2. Работа должна проходить в творческой, доброжелательной обстановке. Важно создать пространство для самовыражения детей, не устанавливать жестких рамок и правил.

3. Не стоит предлагать ребенку стандартные решения, важно поддерживать и побуждать его в поиске своих ответов на вопросы.

4. Можно предлагать детям самостоятельно выбрать положение для работы, например, работать стоя, получая больше свободы движений.

Терапевтические игровые сеансы с младшими дошкольниками стоит проводить один - два раза в неделю, продолжительностью 15-20 минут. Можно выделить общую структуру игровых сеансов с песком:

Вводная часть:

-ритуал приветствия и вхождения в работу;

-ознакомление с правилами (напоминание правил) работы с песком

Основная часть:

-упражнения или игры, направленные на развитие разных сторон познавательно-исследовательской деятельности;

-упражнения на уменьшение (снятие) эмоционального напряжения;

-упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;

-расслабляющие упражнения с использованием музыки

Заключительная часть

-ритуалы прощания и «выхода».

При выборе видов заданий, упражнений и игр учитывается ведущий вид деятельности. В среднем и старшем дошкольном возрасте это - игра. Для младших дошкольников - предметно-манипулятивная деятельность. Чтобы сеанс состоялся, детям необходимо усвоить правила. Эти правила отрабатываются- включается механизм естественной регуляции игрового взаимодействии, дети получают опыт преодоления трудностей, самостоятельного выхода из проблемных ситуаций.

Рисование песком является прекрасным средством развития и саморазвития детей. Песок снимает стресс, снижает нервно-психическое напряжение, способствует появлению положительных эмоций, помогает научиться, не бояться совершать ошибки, от которых, как известно, не застрахован никто.

Публикации по теме:

Арт-терапевтическое занятие с использованием методов песочной терапии «В гости к осьминогу» 1. Ритуал начала - Игра «В нашей группе» Педагог-психолог:«Здравствуйте ребята, приглашаю вас ко мне в гости. Проходите и занимайте любое.

Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста Журавская Е. Г. (Консультация для педагогов) Арт-терапию, применяемую в работе с детьми, можно правомерно представить, как здоровьесберегающую.

Использование песочной терапии с детьми старшего дошкольного возраста Аннотация. В статье отображены основные инновационные технологии, анализируется метод песочной терапии в подгрупповой работе с детьми старшего.

Использование песочной терапии в развитии детей старшего дошкольного возраста Использование песочной терапии в развитии детей старшего возраста. «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» К. Д. Ушинский Ни для.

Конспекты занятий по песочной терапии для детей старшего дошкольного возраста ГБУЗ г. Москвы «Детский бронхолегочный санаторий №23 Департамента Здравоохранения г. Москвы» Конспекты занятий по песочной терапии.

Мастер-класс «Практика песочной терапии: новые подходы в работе с песком» Мастер-класс «Практика песочной терапии: новые подходы в работе с песком» Основная цель: Достижения эффекта визуализации посредством спонтанного.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста с помощью песочной терапии Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Светлячок» Статья на тему: «Познавательное развитие.

Использование элементов песочной терапии в коррекции развития речи у детей дошкольного возраста Использование элементов песочной терапии в коррекции развития речи у детей дошкольного возраста, с помощью речи реализуется потребность.

Упражнения для занятий по песочной терапии с детьми дошкольного возраста Упражнение «Добрый день, Песчинка» ЦЕЛЬ: снять напряжение. Ход упражнения: Психолог от имени Песчинки просит детей «познакомиться с песком»,.

Занятие педагога-психолога с детьми младшего дошкольного возраста в адаптационный период с элементами песочной терапииЗанятие педагога-психолога с детьми младшего дошкольного возраста в адаптационный период с элементами песочной терапии Занятие педагога-психолога с детьми младшего дошкольного возраста в адаптационный период с элементами песочной терапии. Цель: преодоление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Практика использования методов песочной терапии с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 13 февраля 2019 в 21:22
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД