МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как условие формирования музыкально-двигательного творчества детей«

Ирина Уткина
Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как условие формирования музыкально-двигательного творчества детей«

«Предметно развивающая среда, как условие формирования музыкально - двигательного творчества детей дошкольного возраста».

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов.

Задачи:

познакомить участников мастер - класса с игровыми приёмами, применяемыми в музыкальной деятельности.

использование практического материала на развитие творческих и ритмических способностей детей.

Публикация «Консультация для педагогов „Предметно-развивающая среда как условие формирования музыкально-двигательного творчества детей„» размещена в разделах

Форма проведения : практическое занятие с педагогами.

Практическая значимость: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по развитию предметно развивающей среды для формирования музыкально -двигательного творчества детей дошкольного возраста

Участники: педагоги

Структура практикум:

вступительное слово по теме: «Предметно развивающая среда, как условие формирования музыкально - двигательного творчества детей дошкольного возраста».

• практическая часть – занятие с педагогами по формированию музыкально – двигательного творчества детей дошкольного возраста;

• рефлексия – итог занятия.

Ожидаемый результат: участники получат опыт использования музыкально двигательных упражнений с детьми дошкольного возраста

Актуальность создания предметно - развивающей среды по музыкальному развитию в ДОУ связано с тем, что развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды.

Предметно - развивающая среда выступает как условие полноценного музыкального развития ребёнка. Музыкальное искусство и музыкальная деятельность в дошкольном возрасте - средство и путь всестороннего развития ребенка. Музыка тесно связана с другими видами искусства и сопровождает всю жизнь ребенка в детском саду. Все дети приобщаются к музыке, содержание которой отвечает общим и специальным задачам и учитывает возрастные ступени и индивидуальные различия.

Оформление музыкального зала Атрибуты к танцам

Костюмы к танцам

Музыкально дидактические игры Музыкальные инструменты

Основными принципами в создание музыкальной развивающей среды являются :

Принцип актуальности разработки среды предполагает её ориентацию на наиболее важные образовательные потребности детей, родителей.

Принцип системности предполагает целостность развивающей среды, гармонизацию стратегических приоритетов ДОУ, образовательных программ, материально- технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ.

Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов.

Принцип функциональности. Означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию. Используемые нами игры и пособия в основном многофункциональны, вариативны.

Принцип активности, самостоятельности, творчества - возможность проявления и формирования этих качеств у детей путем участия в создании своего предметного окружения.

Принцип стабильности - динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству.

Но, детство - это, прежде всего, игра. Если ребёнок познает мир, получает знания в игровой форме, то эти сведения усваиваются им легче и быстрее. Это подтверждают и ФГОС, отмечая, что игра является адекватной формой работы в ДОУ. В своей работе мы, музыкальные руководители, используем игровые приёмы почти во всех видах деятельности, а музыкально-ритмические движения выпадают из этого ряда. Ведь музыкально-ритмические движения всегда были предметом обязательной, скрупулёзной отработки и неоднократного, тщательного машинального повтора за взрослым.

Тем самым, у ребёнка теряется интерес к этому виду деятельности. У многих детей, в силу их возрастных особенностей, ещё не развито чувство ритма, пространственное воображение, а обучение по принципу: «повтори за мной» и поставь ногу сюда, а вот эту вот так», не всегда успешно.

Кроме того, обучение музыкально- ритмическим движениям проходит неинтересно и скучно для детей- сухой неоднократный повтор за музыкальным руководителем или воспитателем гасит интерес к этому виду деятельности, потому столько времени приходится тратить на постановку танца: не качественное и не выразительное исполнение движений не может радовать ни детей, ни музыкантов. Неужели все пустить на самотёк и вести эту монотонную и иногда безуспешную работу и дальше?

Как привить детям любовь к обучению музыкально- ритмическим движениям с младшего возраста? Конечно, тоже через игру, чтобы в занимательной, игровой ситуации ребёнок выполнял движения легко и непринуждённо, увлекаясь самим процессом обучения, чтобы он не стеснялся сделать движения неправильно, а был захвачен игрой, сюжетом, ведь давно известно: если ребёнку интересно, то гарантия того, что у него получится, возрастает во много раз. Что-понятно - то выполнимо!

Я решила пересмотреть и этот вопрос и постараться сделать так, чтобы дети получали навыки музыкально - ритмических движений в игре и видели результат своих достижений в танцевальных композициях и танцевальном творчестве.

Хочу вас познакомить, как я этого добиваюсь? Я хочу предложить оригинальный, игровой подход в обучении детей движениям, с тем, чтобы сделать процесс усвоения интересным и занимательным. Любая моя встреча с детьми начинается с музыкально-танцевального приветствия. Оно помогает настроить детей на активную работу, разбудить положительные эмоции, снять напряжение, усталость, и разогреть тело.

Сейчас я вам его продемонстрирую.

Игровое- танцевальное приветствие:

Вариант №1

«Всем, привет!

Всем привет!

Потанцуем вместе!

Всем привет, всем привет это я, песенка моя!»

Вариант №2

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Вариант№3

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Чтобы детям было выполнять лучше танцевальные движения я обязательно использую разметку зала. Эта разметка помогает детям: держать ориентир между детьми, улучшает качество построений в танцах.

Дети с удовольствием играют в «цветную карусель», ведь теперь у каждой пары возник свой «домик», и это очень помогает сохранить круг, не сбивая его при движении, что значительно экономит время музыкального занятия, которое так ценно и которого так не хватает на все.

Далее я стала размышлять логически, анализировать и пришла к выводу, что все танцевальные движения в детском саду состоят из: разнообразных шагов и всевозможных прыжков, которые выполняются на мягкой «пружинке».

Дети с младшей группы знакомятся с этими движениями. Шаги и прыжки для них понятны.

Но что такое для малыша «пружинка»? В силу своего маленького жизненного опыта, это понятие для него абстрактное. Ну, в самом деле, почему полуприседание взрослой тёти называется «пружинка»? И вот тогда родилась идея создать куклу- Девочку Пружинку, с которой можно играть, потрогать её спиральные ножки, привести их в движение и понять, наконец, что такое пружинка. Эта куколка стала для ребят подружкой, они с лёгкостью подражают ей и выполняют «пружинку», как только девочка пригласит их танцевать. А чтобы ей не было скучно, я придумала для неё верных товарищей- мальчиков по имени Шажок и Прыжок. Эти герои стали для детей настоящими друзьями, без них не обходится ни одно музыкальное занятие, ведь они помогают ребятам осознанно подходить к исполнению движений, самостоятельно анализировать - кто из наших героев помогает выполнять те или иные движения.

Например, выполняя «приставной шаг», дети выясняют для себя и выставляют на фланелеграфе кукол: «Шажок +Пружинка», а чтобы получился «боковой галоп»- нужно добавить к ним ещё и «Прыжок».

То есть мы не просто играем в музыкально-ритмические движения, мы задаём детям вопросы поискового характера, и ребёнок ищет варианты ответа, свободно играя с этими куклами, составляя схему движения. Вот таким образом не навязчиво, в игровой форме дети осваивают танцевальные движения.

Войдя в атмосферу игры, захотелось остаться в ней и дальше, мотивировать любое музыкально- ритмическое движение игровой ситуацией, интересным для детей сюжетом или знакомыми образами, захотелось привнести в логику движений немного воображения, вот и родилась идея танцевать, играя, сначала словесно, а затем и зрелищно. Так и возник «Альбом путешествий в страну движений». Иллюстрациями для него послужили красочные, игровые, картинки, удобные для восприятия детей.

Для МЛАДШЕЙ ГРУППЫ- это сказочная поляна, по чьей тропинке мы идём и встречаем игрушечную машинку (топающий шаг, лошадку (галоп, солнышко (наши ножки- как солнечные лучики, зайчика (прыжки на 2-х ногах)

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ наш путь пролегает через бабушкину деревню, где нас встречает кошечка (мягкий шаг, а на пути берёзовая роща, где мы знакомимся с русскими народными движениями, танцуем с платочком, «Прыжок, Пружинка и Шажок» обучают нас подскокам.

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ нас приглашает Магистр Танцевальных Движений, который приглашает детей в Танцевальный класс. Магистр проводит свой занимательный танцевальный

урок.

А В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ дети попадают к Королеве Танцев, где продолжаем готовиться к балу, осваивая все новые и новые движения, знакомимся с жителями города Танцев: Менуэтом, Полонезом, Полькой, Вальсом и выполняем поэтапно фигуры этих танцев, чтобы потом собрать воедино и исполнить на балу.

Все эти картинки сопровождаются текстом и перечнем движений по каждой возрастной группе. А с детьми более старшего возраста, я использую не куклы, а картинки, которые мы с детьми сопоставляем к движениям.

Показ символов на слайде:

Мяч – подскоки Дождик- бег,

Машинка- топающий шаг Лошадка- галоп

Ладошки- хлопки Юла- кружение.

Девочка- пружинка мальчик шажок

А потом дети сами гладя на эти картинки могут придумать не сложные композиции. Вот перед вами танцевальная дорожка

Я предлагаю и вам попробовать как можно без подготовки исполнить танцевальную композицию.

Исполняется полька с музыкантами. Такие ритмические дорожки я использую в игре:

Игра «Цветик ритмосекретик».

Дети проговаривают слова:

«Я с цветочком поиграю

Что в нём спрятано, узнаю,

1,2,3,3,2, раз- лепесток сорву сейчас»!

Срывая лепесток, ребёнок придумывает и исполняет композицию сам или в паре.

Обучая детей русским народным движениям таким как: «Гармошка», «Окошечко», «Полочка», «Козлик» я использую стихи- подсказки, которые способствуют лучшему усвоению и запоминанию танцевальных движений, а потом и использую образные картинки показ, а когда дети хорошо усвоят эти движения и заучат стихи- подсказки, я применяю вот такой Танцевальный кубик. Играя в него, дети выполняют танцевальное движение, вместе с подговоркой. А потом можно на этой игре можно построить все занятие. Если выпало на кубике «Гармошка», то дети исполняют стихи о гармошке, могут спеть частушки под гармошку, исполнить оркестр, где будут присутствовать гармошки, провести аппликацию «Укрась гармошку», вот вам и интеграция многих областей.

При изучении, например, танцевального движения «ковырялочка», я тоже использую на 1 этапе «подговорку» :

«Ставлю ногу на носок, а потом на пятку,

И 3 раза постучу, глядя на ребяток»,

а когда это движение будет хорошо усвоено детьми я применяю звуковой материал, в котором пропевается это танцевальное движение, тем самым идёт лучше закрепление этого материала, и слушая эту песенку, дети выполняют то, о чём поётся в ней.

Фонограмма песни «Пяточка- носочек»

Часто я в своей работе сталкиваюсь с такой проблемой, что дети не ровно ходят по кругу, не держат его, тем самым сужая его и натыкаясь друг на друга. Чтобы помочь детям держать круг я применяю вот такой стишок:

«Спрячься, спрячься и сейчас, будет ровным круг у нас.

Ты за мной шагай мой друг, не ломай красивый круг!

Кто не ровно зашагал, тот цепочку разорвал.

Спрячься, спрячься поскорей, будет наш кружок ровней.»

Или вот такой:

«В прятки будем мы играть, а что будем мы искать?

У друга- макушку, хвостик у подружки.»

А для того, чтобы дети сужали и расширяли круг я использую вот такой стишок:

«Если круг у нас большой

Мы обнимемся с тобой. (Кладут руки на плечи)

Если круг по уже, плечи тоже дружат. (Плечо к плечу становятся)

Эти стишки очень помогают мне в работе, дети лучше стали водить хоровод, держать круг.

Нередко сталкиваюсь в своей работе с детской пассивностью, закомплексованностью, неуверенностью, неумением детей раскрыть свои двигательные творческие способности. Чтобы справиться и с этой проблемой я применяю интересные и необычные атрибуты для творческого поиска того или иного образа, ставлю в такие условия, когда дети должны проявить активность, находчивость, инициативу.

Показав интересный для ребёнка предмет, я прошу придумать движения, которые можно исполнить с этим предметом.

Вот, например, ленточка.

При первой встрече с лентой дети придумывают, что можно с лентой сделать. Можно её покрутить, покружиться, найти себе пару и поиграть «пилу», покружиться в паре и. т. д.

Когда все движения детьми придуманы, я использую звуковой материал, где легко и просто дети эти движения используют в танце. Давайте и мы с вами попробуем потанцевать с лентами.

Вот так легко и просто дети придумывают танцевальную композицию, учатся находить себе пару, менять построение танца.

Через эти лёгкие танцы- дети учатся ориентироваться в пространстве, координировать движения, развиваются тем самым коммуникативные навыки- дети легко общаются, становятся раскрепощенными и очень довольными от того, что они делают.

Таким образом, предметно развивающая среда нашего зала способствует успешному развитию музыкально двигательного творчества детей дошкольного возраста. Я стараюсь, чтобы в обучении музыкально- ритмическим движениям, всё было прозрачно и понятно детям, что, несомненно, стимулирует их интерес и более успешное воспроизведение движений на музыкальных занятиях.

РЕФЛЕКСИЯ

ПУСТЬ ИГРОВОЙ, ВОЛШЕБНЫЙ МЯЧИК

ПО ВАШИМ РУЧКАМ НЕЖНЫМ СКАЧЕТ

ОН ХОЧЕТ МНОГОЕ УЗНАТЬ

ЧТО НОВОГО, ПОЛЕЗНОГО СМОГЛИ СЕГОДНЯ ВЫ УЗНАТЬ?

БЛАГОДАРЮ ВСЕХ ЗА ВНИМАНИЕ!

Приложение № 1

Коммуникативные танцы – игры

Танец-игра «Веселые пары»

Цель: Развитие чувства ритма, умения ориентироваться в пространстве.

Используется двухчастная музыка.

На первую часть дети кружатся парами, на вторую приседают, а в конце девочки переходят к следующему мальчику. И танец повторяется сначала.

Танец-игра «Найди себе друга»

Цель: Развитие слухового внимания, умения ориентироваться в пространстве.

Используется двухчастная музыка.

На первую часть дети гуляют свободно по залу, в конце находят себе дружочка и делают «лодочку». На вторую часть – кружатся «лодочкой». И танец повторяется сначала.

Танец-игра «Все танцуем вместе»

Цель: Развитие чувства ритма, умения ориентироваться в пространстве.

Используется двухчастная музыка.

На первую часть дети приседают. На вторую – кружатся вокруг себя, затем парами. Снова на первую часть приседают уже в парах, на вторую – кружатся сначала парами, затем объединяются в четверки и кружатся четверками. Снова на первую часть приседают, на вторую – кружатся четверками, объединяются в целый круг, кружатся все вместе хороводом. В конце – поклон.

Танец-игра «Светит месяц»

Цель: развитие чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы, воспитание коммуникативных навыков.

И. п. Дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу и держатся за руки в положении «лодочка».

1-2 такты — 4 приставных шага вправо с притопом в конце фразы.

3-4 такты — то же влево.

5-7 такты — обмен хлопками с партнером на сильные доли мелодии.

Публикации по теме:

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей«Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей« Консультация для педагогов с презентацией «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей».

Консультация для воспитателей «Предметно-развивающая музыкальная среда»Консультация для воспитателей «Предметно-развивающая музыкальная среда» .

Предметно-коррекционно-развивающая среда в подготовительной группе №21 для детей с нарушением зрения Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе для детей от 3 до 5 летПредметно-пространственная развивающая среда в группе для детей от 3 до 5 лет (представлена часть центров) Предметно - развивающая среда в группе должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую,.

Предметно-развивающая среда для формирования театрального творчества в ДОУ «Театр из шкафчика»Предметно-развивающая среда для формирования театрального творчества в ДОУ «Театр из шкафчика» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №265" Барнаул Воспитатель:Овчинникова М. Г. Театральная деятельность.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Развивающая предметно-пространственная среда. Центр творчества «Теремок чудес»Развивающая предметно-пространственная среда. Центр творчества «Теремок чудес» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Развивающая среда, как условие развития интереса детей к театрализованной деятельности.Развивающая среда, как условие развития интереса детей к театрализованной деятельности. В дошкольный период игра является основным видом деятельности ребёнка. Одним из видов игровой деятельности является театрализованная игра.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группыРазвивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как условие формирования музыкально-двигательного творчества детей«
Опубликовано: 29 января 2022 в 10:25
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД