Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада

Алиева Елена
Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада

Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько мы -воспитатели сможем окружить малыша вниманием и любовью, создать необходимые условия для его развития в детском саду, зависит дальнейшая жизнь дошкольника. Для обеспечения оптимальной адаптации к условиям ДОУ, формированию чувства уверенности в окружающем необходимо создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, осуществление индивидуального подхода к каждому дошкольнику со стороны специалистов ДОУ, а также слаженная работа педагогов с детьми, и их родителями.

Адаптация ребенка может быть успешной только при неукоснительном соблюдении возрастных особенностей детей.

На втором году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей.

С возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении тех способов действия с предметами которые обеспечивают его использование по назначению, меняется отношение ребенка к окружающим предметам и тип ориентирования. Вместо вопроса: «Что это?» - при знакомстве с новым предметом у ребенка возникает уже вопрос: «Что с этим можно делать?»

Одним из важных условий эффективной работы по развитию и совершенствованию предметной деятельности и адаптации детей к ДОУ является правильно организованная предметно-развивающая среда.

При построении предметно-развивающей среды я соблюдала основные принципы: открытость, гибкое зонирование, стабильность – динамичность, поли функциональность, гендерный подход.

Созданное в нашей группе пространство дает мне возможность организовывать совместную и самостоятельную деятельность детей, а воспитанникам – заниматься разными видами деятельности: играть рисовать, бегать, прыгать и т. д.

Самый страшный враг для ребенка – это скука и бездеятельность. Чтобы избежать такой проблемы, необходимо, прежде всего, продумывать грамотную организацию предметно-пространственной среды группы. Правильное размещение игровых зон будет стимулировать развитие различных видов детской деятельности и поможет избежать конфликтов.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада

Возраст от 2 до 4 лет – это период физического укрепления, быстрого развития психики и начала формирования основных черт личности ребенка обстановка в младших группах детского сада должна быть прежде всего комфортной и безопасной для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки (особенно дети третьего года жизни, они предпочитают стабильность в этом отношении.

Не советую часто переставлять оборудование в младших группах, лучше тщательно спланировать обстановку в помещении до прихода детей.

Дети младших групп еще не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом, но не вместе. Я отвожу место для одновременной деятельности не более 2-3 детей, а также учитываю возможность организации совместной деятельности взрослого и ребенка, поскольку взрослый – основной партнер трехлетнего ребенка в играх и занятиях.

Традиционно групповое помещение делится на деловую и игровую зоны. Деловая зона включает в себя место для специально организованной деятельности и приема пищи. Игровая же зона предназначена для совестной и самостоятельной деятельности.

В зоне игровых двигательных модулей собраны технические игрушки: машины – самосвалы, грузовики, фургоны (в них дети легко могут катать кукол, мягкие игрушки, перевозить детали конструктора); автобус, легковые автомобили, тележки, каталки, коляски.

В игровой «жилой комнате» собраны игрушки и предметы, которые максимально приближают детей к окружающим их предметам быта. Игровая мебель, кухня, кровать, гардероб, гладильная доска, столик, кресла и т. д. Игрушки: куклы, пупсы, комплекты постельного белья, спальные принадлежности, наборы одежды для кукол, наборы посуды и т. д. Наличие этих игрушек развивает в детях необходимые сведения об окружающих их предметах, овладевают определенными навыками действий с этими предметами.

В этом возрасте закладывается база для развития интеллекта – сенсорные способности ребенка. Поэтому предметная среда группы должна стимулировать развитие восприятия детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий. Предметы желательно подобрать чистых цветов четкой и несложной формы, разных размеров, они должны быть выполнены из разнообразных (но безопасных для здоровья ребенка) материалов. Хорошо, если можно извлекать из предметов звуки, чувствовать их аромат, запах, познавать характер поверхности (гладкость, шероховатость, прозрачность, твердость или мягкость и другие свойства.

Для развития мелкой моторики необходимы специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, шнуровки и т. п. С этой же целью можно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, разные виды мозаик, лото по разным тематикам, настольно-печатные игры, складные кубики, наборы кубов и шаров, разной величины и цвета. В этой же зоне собраны различные виды конструкторов и строительного материала; небольшие игрушки для обыгрывания построек.

Игры и занятия, требующие сосредоточенности и интеллектуальных усилий необходимо разместить у источника света, в некотором отдалении от активных и шумных игр. Это же условие необходимо соблюдать и при организации пространства для творческой деятельности детей. Особого уюта и тишины требует книжный уголок, здесь можно разместить несколько предметов искусства и, например, портрет писателя. Книжки должны быть с яркими картинками, так как пальчики у детей еще не умелые, действия импульсивные и плохо скоординированные, насыщайте среду книгами с прочными листами из плотной бумаги, из полиэтилена или вложите картинки, изображающие предметы и несложные сюжеты, в прозрачные пленочные «карманы». Такие «книги» сохраняются дольше и принесут детям много радости и удовольствия.

Другим важным принципом отбора материалов является возрастное соответствие предметной среды.

Игрушки и предметы в группе должны отражать богатство и многообразие этого мира. Важно помнить, что ребенок многое видит впервые и воспринимает наблюдаемое как образец, своего рода, эталон, с которым будет сравнивать все увиденное позже.

При планировании и организации пространства для детей раннего возраста я учитывала следующие правила:

1)Иметь разнообразные интересные игрушки и материалы, подходящие для детей, и разместить их таким образом, чтобы дети могли любой из них выбрать и взять в руки;

2)Предметы и игрушки должны быть такими, чтобы ребенок мог их не только видеть и трогать, но и послушать, понюхать, то есть развивать все свои чувства;

3)Они должны легко мыться;

4)Важно иметь несколько одинаковых игрушек и предметов, чтобы детям не нужно было ждать;

5)Полки с игрушками должны находиться на уровне глаз ребенка, чтобы дети самостоятельно могли дотянуться до различных игрушек;

6)Важно, чтобы, стоя по середине группы, ребенок мог охватить взглядом представленное ему обилие возможностей.

Когда игрушек достаточно и воспитатель предлагает ребенку выбирать, ребенок делает свои первые шаги к самостоятельности. Интересные, красочные примеры, окружающие детей, «приглашают» к исследованию.

Правильно организованное пространство дает толчок к развитию и поощряет приобретение знаний.

Публикации по теме:

Использование режимных моментов в целях лучшей адаптации детей первой младшей группы к условиям детского сада Актуальность проблемы адаптации. Дети - очаровательные существа. Наблюдать за ними одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут.

Консультация для родителей первой младшей группы «Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада» Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада. С самого начала существования детских дошкольных учреждений стоит проблема адаптации.

Оформление группы детского сада. Предметно-пространственная развивающая средаОформление группы детского сада. Предметно-пространственная развивающая среда В нашей группе создана предметно-пространственная развивающая среда, которая служит интересам и потребностям каждого ребенка. Дети восприимчивы.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как условие успешной социализации ребёнка-дошкольника «Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась.

Развивающая предметно-пространственная среда группы детского садаРазвивающая предметно-пространственная среда группы детского сада Развивающая предметно пространственная среда средней группы «Лучик» Пространство группы организовано в виде разграниченных «центров», оснащённых.

Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда группы детского сада» Обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для: - развития детей .

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада
Опубликовано: 13 августа 2018 в 21:47
+331Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 105.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Урок по литературному чтению в 3 классе «Русская народная сказка «Сивка-Бурка»
Тема: Русская народная сказка «Сивка- Бурка» Цели: познакомить детей с произведением устного народного творчества «Сивка-Бурка». Планируемые результаты:...
Фотоотчет «День народного единства. Мы разные, но мы вместе» Часть II
Как повезло тебе и мне Мы родились в такой стране, Где люди все – одна семья Куда ни глянь - кругом друзья. Я. Аким Уважаемые коллеги! Предлагаю...
Конспект занятия для средней группы «Путешествие в страну безопасность»
Сегодня дети, я хочу пригласить вас совершить путешествие по стране безопасности. В этой стране все жители живут по правилам которые соблюдают , я надеюсь...
Аппликация «Ананас» во второй младшей группе
Автор: Куликова Анна Александровна. Дети всегда с интересом мастерят необычные подделки своими руками. И не обязательно материалы для творчества должны...
Конспект занятия по рисованию в стиле «Тинга тинга»
Живопись тингатинга появилась в Танзании 60-х годах ХХ века, название получила по имени основателя направления – Эдуардо Саиди Тингатинга. Первые...